издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вынужденная пауза

Уборочная страда на полях Приангарья может затянуться

В этом году природа не раз испытывала сибирского хлебороба на прочность. Весной погода не позволила ему вовремя приступить к севу, а летом преподнесла засушливые сюрпризы, и созревание хлебов непомерно затянулось.

Даже в третьей декаде мая над Братском дули холодные ветра. 

– На календаре 24-е число, а мы посеяли всего ничего – 600–800 гектаров из 15 тысяч плановых, – говорил начальник сельхозотдела районной администрации Александр Елисов. – Не наладится погода – всё пропало. Какой прок в июне зерновые сеять? 

– Время уходит, – вторил ему на исходе последнего весеннего месяца руководитель СХПК «Труд» Куйтунского района Михаил Васильев. – Если выйдем на июнь, то хлеба подойдут в октябре – а это заморозки!

Оказавшись недавно в СХ ОАО «Белореченское», я обратил внимание на ярко выделяющиеся просевы среди довольно-таки хороших поспевающих хлебов. Ничего подобного в предыдущие годы на этих огромных массивах не встречал.

– Сеяли днём и ночью, – признавались белореченцы. – Где-то по темноте камушек в механизм попал, и вот семена уже не ложатся в почву. Но в оптимальные сроки всё-таки успели.

О многом говорит это признание. Ведь «Белоречка» имеет такую современную и высокопроизводительную посевную технику, какой и на Западе не все крупные фермеры обладают. Можно догадаться, что хлеборобы агрообъединения и от старых простейших сеялок не отказались. И если лидеру, прекрасно вооружённому, пришлось так напрягаться, то что тогда говорить о тех, кто работает на простейшей технике.

Недавно я познакомился с официальным статистическим отчётом и ахнул. Опять посеяли меньше, чем годом раньше. На этот раз хлебное поле ужалось на 46,5 тысяч гектаров. Когда-то, в 1960–70-е годы, область занимала колосовыми культурами до миллиона гектаров. Земледельцы, учёные в голос тогда говорили: много! В 80-е годы началась оптимизация структуры. Увеличивалась доля паров, расширялся кормовой клин. В первой половине 80-х стали засевать зерновыми и зернобобовыми 824 тысячи гектаров, в следующее пятилетие – 782 тысячи гектаров, в 1990 году площадь снизилась до 727 тысяч гектаров, что было намного меньше кормового поля. И вот теперь хлебами занимаем менее 370 тысяч гектаров. То есть втрое меньше, чем сеяли когда-то деды, вдвое – чем отцы. Трудно удержаться от вопроса: сколько ещё  будем отступать?

Итак, по официальным данным, посено 369,8 тысяч гектаров. Пришло время пожинать плоды весенних дней. Как мы выглядим сегодня?

– Лидером по уборке хлебов на протяжении многих лет являлось ЗАО «Большееланское» Усольского района, руководит которым Виталий Шадрин, – напомнил во время встречи с журналистами министр сельского хозяйства Александр Кириленко. – Нынешний год не стал исключением. По данным на 1 сентября, комбайнёры хозяйства обмолотили все ячмени, надо бы на пшеницу переходить – а она зелёная.

Если мне память не изменяет, в прошлом году «Большееланское» завершило жатву где-то в середине сентября. Но обычно комбайнёры заканчивали обмолот в конце августа или в самом начале сентября. Поэтому если уж правофланговый берёт паузу, то что ожидать от других? 

– В августе мы тоже ячмени обмолачивали, пшеница к тому времени ещё не поспела, – озабоченно говорит директор СХПК «Труд» Куйтунского района Михаил Васильев.

Вот и в «Белореченском» в конце августа на пшеничные поля не выезжали, в основном ячменями занимались. И лишь одно предприятие нашей области – СПК «Окинский» – в начале сентября приступило к уборке главного хлеба – пшеницы.

– По данным на 1 сентября, зерновые культуры были убраны на 18,4 тысяч гектаров, собрано 40,1 тысяч тонн зерна с гектара, – сообщил Александр Кириленко. – Урожайность составляет 21,9 центнера зерна с гектара. Но каких-либо серьёзных выводов по поводу продуктивности хлебного поля делать на основании этих показателей нет смысла. Ведь обмолочено 5-6% хлебов. Сами знаете, бывает и так: начинаем убирать – планка урожайности держится высоко, а потом падает всё ниже и ниже. 

На 1 сентября на жатве лидировали хозяйства Усольского и Черемхов-ского районов, которые обмолотили 18% засеянных площадей, 15% хлебов обмолотил Иркутский район, 10% – Эхирит-Булагатский. «Большееланское» убрало свыше 64% площадей и получило с каждого гектара по 25,5 центнера зерна, ЗАО «Железнодорожник» тоже Усольского района, обмолотив почти треть хлебов, собрало с каждого гектара в среднем по 24,5 центнера зерна. В ОАО «Белореченское» прекрасно проявили себя механизаторы огромного ОП (отдельное производство) «Петровское», которые обмолотили 40% колосовых и имеют урожайность в 26 центнеров.

Все мы тяжело переживаем по поводу страшной беды, что обрушилась на западные регионы страны. И если в минувшем сельскохозяйственном году в связи со сложностями с реализацией иркутского зерна на аграрников Приангарья оказывалось мощное давление с тем, чтобы они сократили посевы колосовых и «занялись чем-нибудь другим», то сегодня область готова протянуть руку помощи погорельцам. Но… Что-то не очень стремятся они ухватиться за эту руку. Большие транспортные расходы, высокие тарифы на желелезнодорожные перевозки отпугивают, очевидно, от покупки кормов на стороне, а государство не торопится с оказанием финансовой и материальной помощи. Для нас же, иркутян, случившееся на западе страны – это серьёзный сигнал. Чаще происходило наоборот. Там, в западных регионах, урожай сносный, а у нас то засуха, то заморозки. 

Впрочем, сегодня нам бы в собственном доме разобраться. Вырождение трав, нашествие саранчи, повышенная засушливость серьёзно осложнили заготовку кормов в Баяндаевском и Эхирит-Булагатском районах. Выручают их теперь соседи – Качугский и Боханский районы. Но и в тех местностях, которые меньше пострадали от стихии или совсем не пострадали, хлеборобы далеки от благодушия. Да и с чего это быть спокойствию на душе, если даже в первые осенние дни не можешь приступить к уборке главного хлеба. 

– На посевной мы уложились в сроки, 22 мая начали сеять пшеничку и к концу месяца закончили, однако к уборке её в начале сентября так и не могли приступить, – сетует Михаил Васильев. 

Признаюсь, в последние годы я слегка иронизировал по поводу дававшейся в 60-80-е годы установки учёных на то, что самым оптимальным сроком сева пшеницы является период с 18 мая по 23-е. Иронизировал потому, что наши лидеры выводили сеялки гораздо раньше обозначенного времени. Но сегодня уже по-другому воспринимаешь рекомендации науки. Ведь те сроки как бы само собой предполагали, что семя или ляжет в прогретую землю, или она вскоре, то есть до 1 июня, прогреется. В этом году многие специалисты говорят о том, что семена ложились в холодную почву. Отсюда запаздывание с ростом и развитием растений, а далее – и с созреванием хлебов. К тому же частое ненастье, медленное подсыхание почвы привели к тому, что кое-кто ещё в июне сеял хлеба: авось лето щедрым окажется на тепло, и всё созреет. Увы, нынешнее лето не очень-то торопилось платить по счетам весны. Мало того, если днём нагоняло хорошую температуру, то ночью стремительно охлаждало почву и воздух, вызывая депрессию у растений. 

Но при всём том наиболее отрицательную роль в смещении сроков осенней страды, по мнению многих земледельцев, сыграла холодная затяжная весна. Слишком поздно приступил наш хлебороб к севу. Хотя в Западной Сибири и считают: поздняя весна – к хлебу. Мне в этом как-то пришлось самому убедиться. Но в Восточной Сибири это правило не всегда срабатывает. А если быть точнее, то ранняя уборка более желательна и для качества хлеба, семян, и для будущего урожая. 

Вообще-то, обращаясь в недавнее прошлое, можно сказать, что не всё так безнадёжно было и небо как бы поощряло наиболее трудолюбивых крестьян. Так, в 1998 году земледельцы Братского района на 1 июня засеяли 93% площадей и благодаря этому в первую же неделю сентября обмолотили 11% колосовых. Усольский район посеял к тому дню 94% колосовых, а на 7 сентября обмолотил 36% хлебов. В 2000 году в мае под хлебами было занято 93% запланированных площадей, благодаря чему в немалой степени на 1 октября удалось обмолотить 86% зерновых и зернобобовых. Правда, урожай не радовал: по Иркутской области (без Усть-Ордынского округа) он составил 9,6 центнера с гектара. В 2001 году 1 июня по области (без округа) было засеяно 82%, на 1 октября обмолочено 68% колосовых и получено с каждого гектара по 12,7 центнера зерна – мало, но больше, чем в предыдущую осень.

Безусловно, на сроки созревания влияют различные факторы, но сроки сева имеют большое значение. Тем более что вегетационный период никто ещё не отменял.

– Мы видим, что хлеба подходят медленно, осенью тепла нечего ждать, поэтому настраиваем всех земледельцев на раздельную уборку, – говорит ведущий специалист Аларского района Анатолий Иванов. – Будем использовать все имеющиеся возможности для сушки хлеба.

Вот и специалисты Минсельхоза до недавних дней тоже ориентировали на раздельную уборку, но в сентябре просят с этим не торопиться.

Просматривая разрозненные сводки прошлых лет по уборке, невольно обращаешь внимание на то, что и раньше слишком быстро не мог выйти в поле хлебороб. Можно было бы несколько успокоить его этими фактами, однако над многими довлеет призрак тяжёлой и снежной прошлогодней осени. Отсюда и настороженность. Но какими бы суеверными не были крестьяне, живут они по принципу: на бога надейся, а сам не плошай. Правильный подход. Творцами урожая являются не только небо и земля, но и сам сельский труженик.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры