издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Остаётся нерешённой проблема урегулирования долгов»

  • Автор:  Алёна МАХНЁВА

Подводя итоги работы «круглого стола» «Инфраструктурные проекты: государственно-частное партнёрство», первый заместитель председателя комиссии по естественным монополиям Совета Федерации РФ Валентин Межевич прокомментировал выступления экспертов и ответил на несколько вопросов «Сибирского энергетика».

– Работая над новым законом о теплоснабжении, мы думали не столько о концессиях, сколько о создании долговременных условий для развития отрасли, прозрачности проектирования и тарифного регулирования, чтобы можно было привлекать разные структуры к коммунальному хозяйству. Очевидно, никогда в городе не будет двух-трёх конкурирующих систем канализаций, однако возможна конкуренция управляющих компаний. Работая над законом, мы понимали: никаких принудительных отключений потребителей за неоплату не получится, поскольку это противоречит Конституции страны. Остаётся нерешённой проблема урегулирования долгов за коммунальные услуги. При этом есть совершенно чёткое понимание, что уже сегодня в цене тепла примерно 15% приходится на ранее не оплаченные ресурсы. Неполученные средства переходят в новый тариф, и те, кто платил, начинают платить ещё больше. Закон вступил в действие, идёт работа над соответствующими нормативными актами, так что, возможно, уже с 1 января 2011 года мы будем жить по новому закону, и нам удастся чуть-чуть приподняться над той ситуацией, что сегодня существует в системах теплоснабжения.

– Валентин Ефимович, на «круглом столе» было поднято несколько серьёзных проблем. К каким практическим результатам приведут рекомендации, принятые на заседании?

– В любом случае рекомендации попадут в руки экспертов, тех, кто занимается законодательством, подготовкой правительственных документов и распоряжений. Это своего рода сигнал снизу, который демонстрирует негативные и позитивные моменты, недоработки, актуальные вопросы. Нет бесполезных действий. Капля точит камень, а такого рода обсуждения приводят к тому, что, в конце концов, решение принимается правильное. 

То есть сигнал будет услышан?

– Да, конечно.

– Одна из важных инициатив, которая реализована в законе о теплоснабжении, – передача тарифного регулирования с уровня муниципалитетов на уровень субъектов федерации, верно?

– Хотелось бы, чтобы это стало обязательным процессом, но, к сожалению, после долгих споров осталась формулировка в терминах возможности, в зависимости от того, какое решение примет представительный орган субъекта федерации. То есть, в Иркутской области это будет решать Законодательно Собрание соответствующим законом. Я убеждаю своих коллег: не передавайте тарифы в муниципалитеты. Все инвестиции – в реконструкцию котельных, сетей, систем теплоснабжения – формируются на уровне областного бюджета. Проект реализуется, если и регулирование тарифов, и контроль, и инвестиции находятся на одном уровне, тогда появляется возможность заниматься фактически проектным финансированием в конкретных муниципалитетах, управляя через тариф и реализуя через бюджетную систему.

– Какие ещё  моменты в этом законе вы считаете принципиальными?

– Существенно расширены тарифное меню и возможности региональной власти управлять проектированием, приведением в порядок систем теплоснабжения. А один из главных, наверное, моментов, – то, что сегодня все взаимоотношения выстраиваются на так называемой схеме теплоснабжения. Это проектный документ, который обязан быть в комплексном плане развития любой территории. Он обеспечивает и надёжность, и эффективность эксплуатации системы теплоснабжения. 

– Какой, по-вашему, важный момент не прозвучал в дискуссии?

– Я несколько удивился, что дискуссия, заявленная как «Инфраструктурные проекты» ушла в систему жилищно-коммунального хозяйства. Не прозвучало то, что касается крупных инфраструктурных проектов, необходимых нашему региону. А жилищно-коммунальное хозяйство – это большой спектр проблем. Что мне понравилось у практиков из «Российских коммунальных систем» – то, что они сказали: концессии – это не единственная возможность, другие методы тоже подходят, то, что выгодно, то и нужно применять.

– О каких инфраструктурных проектах в Иркутской области стоило бы вспомнить участникам «круглого стола»?

– Об электрификации Севера. Об использовании и переработке попутного нефтяного газа северных месторождений, строительстве автомобильной дороги Усть-Кут – Иркутск. Ну и, конечно, это возвращение к той идеологии, которая существовала при строительстве Байкало-Амурской магистрали как серьёзного инфраструктурного проекта. Теперь нужно к нему возвращаться, смотреть, что там ещё не доделано, для того чтобы вокруг БАМа развивалась экономика. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры