издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От теоретического интереса – к практическим задачам

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА, Дмитрий ТУТУРИН

Технологический процесс производства энергии начинается с топливоподачи. И хотя, согласно общепринятой классификации, оборудование топливоподачи относится к вспомогательному, сам топливно-транспортный цех (ТТЦ) никогда вспомогательным не считался. От стабильности топливообеспечения зависит надёжность работы тепловой станции, а в случае Ново-Иркутской ТЭЦ – это теплоснабжение областного центра. В декабре прошлого года «пылящий» уголь доставил немало хлопот работникам станции (об этом «Сибирский энергетик» писал в одном из январских выпусков). Повторение ситуации, когда поставка угля с высокой склонностью к пылению застанет врасплох энергетиков, недопустимо, поэтому задача выяснить причину повышенного пыления угля носила больше теоретический интерес. Подход к решению проблемы должен быть комплексный - такую задачу поставили для себя работники Ново-Иркутской ТЭЦ.

В последние годы возросли тепловая и электрическая нагрузки, которые несёт станция, и в связи с этим существенно увеличилось потребление твёрдого топлива. Если за 2007 год общий расход угля составлял 1,7 млн. тонн, то в 2008 году эта цифра увеличилась до 2,5 млн. тонн. Соответственно, возросла и загруженность оборудования топливоподачи. Когда в период несения максимальных нагрузок топливо на сжигание в котлоагрегатах пришлось подавать одновременно по двум технологическим линиям, встал вопрос о необходимости увеличения фактической производительности тракта топливоподачи. Актуальность проблемы особенно обострилась зимой 2009 – 2010 годов. Причина этого – поступление Ирбейского угля с высокой склонностью к пылению. Существующая проектная система пылеподавления оказалась недостаточно эффективна, и запылённость по тракту топливоподачи возросла многократно. В таких условиях подавать уголь одновременно по двум линиям означает увеличивать и без того высокую запылённость, и поэтому на технических совещаниях зазвучало слово «реконструкция».

Согласно плану 

Любая работа начинается с плана действий. Такой документ, обобщивший в себе сразу несколько направлений, появился в марте этого года под названием «План мероприятий по повышению пожаро-взрывобезопасности и надёжности работы оборудования тракта топливоподачи Н-И ТЭЦ на 2010 – 2012 гг.». Уже само по себе название говорит о важности и существенности запланированных мероприятий, на реализацию которых отведено три года. Однако вопросы, которые предстоит решить в ближайшее время, не ограничиваются одними лишь мероприятиями, указанными в плане. В целом среди поставленных задач можно выделить четыре основных направления: улучшение условий труда, снижение запылённости, повышение надёжности и стабильности работы оборудования, а также гарантированное снабжение котлоагрегатов топливом при возникновении проблем с разгрузкой вагонов.

Первоочередная задача 

Поэтому в первую очередь необходимо было минимизировать негативное влияние повышенной запылённости на состояние здоровья тех, кто работает в таких условиях. Эта задача была успешно решена с помощью отдела производственного контроля и охраны труда. Специалисты отдела в кратчайшие сроки подобрали эффективные средства защиты органов дыхания взамен тех, которые использовались ранее. Затем пришёл черёд подбора удобных и функциональных спецодежды и спецобуви, эффективных средств защиты кожных покровов. Но и на этом руководство станции не останавливается. Для сушки рабочей одежды и обуви во время перерывов в работе планируется приобрести и установить в нескольких местах для отдыха специальные сушильные шкафы. А на щите топливоподачи сделан такой ремонт, что дежурный персонал не пускает никого топтать блестящие чистотой полы и даже руководство цеха заставляет разуваться при входе в помещение.

Научная сила мысли 

С окончанием зимы прекратилось поступление угля с повышенной склонностью к пылению. Но энергетики станции не пытаются успокоить себя иллюзией решения проблемы. Ведь Ново-Иркутская ТЭЦ сжигает угли с различных месторождений, и предугадать заранее, какой ещё «сюрприз» может приехать в вагонах с топливом, невозможно. Чтобы разгадать загадку пыления угля, а главное – придумать эффективные способы борьбы с ним, была привлечена сила научной мысли в лице специалистов красноярского института СибВТИ. В апреле эксперты совместно с работниками станции начали обследование топливоподачи, а уже в июне появился отчёт о проделанной работе, в котором предложены варианты решения проблемы. Пока в Красноярске учёные умы решали поставленные перед ними задачи, специалисты станции анализировали имеющийся опыт коллег как внутри компании, так и по другим энергосистемам России. Параллельно проводились испытания различных вариантов систем пылеподавления с целью подтвердить выбор варианта реконструкции опытным путём. 

В результате приёмный лоток конвейера надбункерной галереи превратился в полигон, где были смонтированы камера пены с пеногенератором, пароводяная форсунка, рециркуляция, водяные форсунки и туманообразователь эжекционного типа. Такое пристальное внимание к системе пылеподавления объясняется тем, что из всего разнообразия вариантов нужно выбрать те, которые будут достаточно эффективны. И надо сказать, что силы и время на проведение испытаний потрачены не зря. Проведённые опыты, а также анализ работы систем обеспыливания на ТЭЦ Красноярского края позволили определить принципиальный вопрос о необходимости применения в узлах пересыпа аспирационных установок. После отчёта о командировке работников ТТЦ и технического отдела на совещании решили – аспирационным установкам быть, и сейчас формируется техническое задание для разработки рабочей документации на монтаж аспирации узлов пересыпа. Специалисты станции продолжают эксперименты с пенопылеподавлением, а также планируют испытать влияние на снижение пыли реагента на основе бишофита.

Простая формулировка – сложная задача

Планы реконструкции топливоподачи затрагивают не только проблему пыления, но и повышение надёжности работы оборудования. Задача формулируется просто – обеспечить гарантированную подачу угля на сжигание в необходимом количестве в минимальные сроки с максимальной надёжностью. Но, несмотря на простоту формулировки, для достижения поставленной цели нужно решить много вопросов на всех этапах технологической цепочки. Решение этих вопросов – ещё одна задача для совместной работы иркутских энергетиков и красноярских учёных. Реконструкция, затрагивающая технологическое оборудование топливоподачи, началась уже в этом году. На данный момент производится реконструкция приводов ленточных питателей с заменой релейной схемы управления на микропроцессорную и установкой частотных преобразователей. Это мероприятие позволит не только увеличить производительность топливоподачи, но и управлять ею. В этом году будет произведена реконструкция по одной технологической линии, а в следующем – по второй. Ещё для надёжной подачи угля необходимо выполнить замену приёмных лотков и приводных барабанов ленточных конвейеров, решить проблемы «пробуксовки» конвейерной ленты и просыпей угля с конвейера.

Есть повод для анализа 

Проведение реконструкции топливоподачи заставляет задуматься о сопутствующих проблемах. Например, о вопросе выбора завода-изготовителя оборудования. Реконструкция проводится в таких условиях, когда в течение одного года нужно выполнить и проектные, и монтажные работы. Оборудование для замены было заказано дополнительно, соответственно, выбирать поставщика и заключать договор на изготовление пришлось посреди года. Такой вариант предполагает жёсткое выполнение сроков поставки оборудования, однако согласованные сроки выбранный завод-изготовитель не сумел обеспечить. Сейчас уже приходится подстраиваться под фактические сроки поставки, но есть повод для анализа проблемы. По-видимому, при выборе изготовителя оборудования в дальнейшем необходимо проверять состоятельность организации в части выполнения принятых обязательств.

Альтернативный вариант

Одновременно с вопросом обеспечения стабильной выгрузки вагонов и подачи угля в минимальные сроки была рассмотрена проблема хранящихся на станции запасов угля. Произведённая механизация склада твёрдого топлива в связи с установкой на складе укладчика-заборщика роторного привела к уменьшению проектной вместимости склада с 400 до 280 тысяч тонн угля. Для энергетики Сибири всегда было характерно хранить на складах тепловых станций достаточный запас угля, который позволит беспрепятственно работать в случае невозможности подачи топлива «с колёс», то есть подачи угля в котлоагрегаты непосредственно из выгружаемых вагонов. Ситуация с высокопылящим углём подтвердила необходимость увеличения запаса угля на складе. Ведь если запас топлива достаточный, станция будет менее зависима как от стабильности поставок, так и от качества поставляемого топлива. В случае возникновения нештатных ситуаций можно выгрузку вагонов прекратить и подавать уголь на сжигание со склада. Увеличить склад твёрдого топлива Н-И ТЭЦ было решено в этом году. Пересмотрен план поставки топлива, а также рассмотрены мероприятия, необходимые для закладки угля в нужном количестве. Мероприятия по расширению угольного склада ещё не реализованы, а Ново-Иркутская ТЭЦ уже предложила свой альтернативный вариант. Проект расширения предусматривает увеличение существующей штатной численности машинистов бульдозеров. Вместо этого, предлагается приобрести высокопроизводительную бульдозерную технику фирмы Liebherr, характеристики которой позволят при существующей численности обеспечить стабильную подачу угля. Это предложение сейчас рассматривается руководством компании, и не исключено, что уже в самом ближайшем будущем на угольном складе Н-И ТЭЦ появится новый бульдозер.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры