издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ликвидация на бумаге

Проблема возможной ликвидации Усть-Ордынского округа неожиданно стала основной при обсуждении третьего чтения закона о статусе УОБО. В минувший вторник на комитете ЗС по госстроительству депутаты так и не смогли договориться, стоит ли оставить в законе норму о возможной ликвидации округа или вовсе исключить её. Если полностью убрать эту норму, то станет меньше поводов для политических волнений в УОБО. Однако разработчики закона требуют норму оставить.

Третье чтение закона об особом статусе Усть-Ордынского Бурятского округа на этот раз проходило при минимальном представительстве от «территории с особым статусом». Однако страсти разгорелись серьёзные. Касались они пятой главы закона, представленного губернатором. Эта глава регламентирует особенности административно-территориального устройства округа. По проекту закона в состав округа входят Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский, Осинский и Эхирит-Булагатский районы. Особо отмечено, что УОБО не может быть объединён с другими территориями региона и разделён на несколько самостоятельных. Но глава прописывает и возможную ликвидацию УОБО, что вызывает особое волнение представителей округа. Если этот вопрос возникнет, то нужно будет провести соответствующий референдум, а после, в случае если жители выскажутся за ликвидацию округа, внести изменения в Устав Иркутской области. В альтернативном законе, представленном в ЗС Думой Эхирит-Булагатского района УОБО, норма о ликвидации исключена. Мотив прост: представители округа опасаются, что заложенная норма может дать «карты в руки» будущим инициаторам ликвидации территории с особым статусом. Ранее, после обсуждений, глава комитета по госстроительству Борис Алексеев предложил вовсе убрать из закона пятую главу. 

Однако авторы законопроекта – Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского – высказались против и аргументировали свою позицию, как ни странно, благом жителей округа. Директор института Виктор Игнатенко заявил, что отсутствие этой нормы в законе как раз может навредить округу, а не принести пользу. Ведь если норма об условиях упразднения УОБО не прописана законодательно, то ничто не мешает решить вопрос о ликвидации территории с особым статусом в  «кабинетном» варианте. Если же такая норма существует, то сделать это можно не иначе, как через референдум и внесение изменений в Устав региона. «Когда простое бурятское население осознает этот факт, то нам, упразднившим эту норму, плохо придётся», – считает Игнатенко. 

Однако с ним не согласился профессор Байкальского государственного университета экономики и права, один из разработчиков альтернативной версии закона Сергей Босхолов. «Эта норма должна полностью исчезнуть из закона, – заявил Босхолов «Конкуренту». – Её введение противоречит нормам федерального конституционного закона, который устанавливает, что округ существует в данном статусе и в данных границах. И упразднить его может только федеральный законодатель, это не компетенция регионального закона. Нам всё время говорят о том, что мы нарушаем закон, требуя четыре места для округа в парламенте. А при этом мы видим попытки ввести в документ такую вопиющую норму». Сергей Босхолов считает, что её отсутствие в региональном законе не может привести к «кулуарной» ликвидации округа, поскольку это пойдёт в разрез с нормами ФКЗ об объединении. «Естественно, лучше было бы, чтобы в региональном законе не было упоминания о возможной ликвидации округа, ведь это прежде всего вызывает волнение людей о судьбе своего края, – сказал «Конкуренту» и депутат Аполлон Иванов. – Независимо от этой конкретной правовой проблемы я убеждён, что вопросы, связанные с возможным исчезновением округа с карты Иркутской области, должны решаться исключительно через референдум и никак иначе. Это право населения – решать судьбу своей земли». В итоге областные парламентарии так и не смогли принять единого решения по спорной норме и перенесли обсуждение на 19 октября. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры