издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гадания на бюджете

Налоговые прогнозы Минфина не совпадают с реальностью

Бюджет Иркутской области недополучает средства из федеральной казны из-за разницы между расчётом налогового потенциала и реальным сбором налогов. В 2011 году эта разница составит, по мнению Контрольно-счётной палаты, не менее 14,7 млрд. рублей. Поэтому расчёт дотации на выравнивание Минфином РФ ежегодно. И в будущем, заявляет КСП, разрыв будет расти. В 2011 году, как подтвердил «Серый дом», Приангарье ждёт очередное уменьшение федеральных дотаций. Однако регион по рекомендации Москвы разработал «консервативный» вариант бюджета с минимальным прогнозом повышения налоговых сборов. Любопытно, что Минрегионразвития уже в 2011 году прогнозирует рост валового регионального продукта на 3%.

Голубой мечтой «Серого дома» был «дисциплинированный» бездефицитный бюджет. Но дефицит всё же случился – в полпроцента к собственным доходам, или 252 млн. рублей. При доходах в 60 млрд.  и расходах в 60,3 млрд. рублей, как было заявлено в минувший понедельник на общественных слушаниях по проекту бюджета 2011 года. В прошлом году дефицит составил не менее 5,8%. Политика вёрстки областной казны за последние годы менялась несколько раз. В 2007-м команда тогдашнего губернатора активно размещала ОДО и наращивала до предельных цифр дефицит. Тогда он составил 14,5%, а госдолг вырос до 16,5 млрд. рублей. Через год наступил кризис, и Минфин РФ даже подумывал при таком госдолге и любви к дефицитам ввести в регионе внешнее финансовое управление. Но потребовал сокращения расходов минимум на 8 млрд. рублей. В итоге было урезано 5 млрд. Тогда-то впервые прозвучала фраза о бездефицитном бюджете. Дефицит, который был около 10%, снизила в 3,6 раза уже команда другого губернатора. Летом 2009 года, когда появился третий губернатор, Дмитрий Мезенцев, областная казна была ещё раз «ужата» не менее чем на 8-9 млрд. рублей, причём на сумму около 4 млрд. сократились расходы. В конце года возникла парадоксальная ситуация – самый «провальный» за прошедшие годы бюджет исполнен с профицитом. Это был профицит кризиса. Бюджет 2010 года верстался в таких условиях: доходы сократили к 2009 году на 11,3%, а расходы – на 10,6%. Регион начал получать кредиты Минфина в обмен на беспрецедентное сокращение госдолга – 3 млрд. рублей за год. В следующем году госдолг составит, как и сейчас, 18% от уровня собственных доходов. Для сравнения, в 2008 году он переваливал за 40%. 

Регион продолжает активно исполнять рекомендации Минфина. К примеру, в будущем году на обслуживание госдолга уйдёт 643 млн. рублей, что, по данным Контрольно-счётной палаты Иркутской области, сопоставимо со всеми сборами транспортного налога. В прошлые годы это приносило дополнительные кредиты и дотации. Только в 2009-м регион получил 2,3 млрд. рублей дотации на сбалансированность. Для сравнения, в 2007-м – 700 млн. рублей. Сейчас ситуация изменилась. В 2011 году дотация на выравнивание уменьшится на 600 млн. рублей и будет введено «жёсткое регулирование» по дотации на сбалансированность, что приведёт к общим потерям по суммам 2 млрд. рублей. Именно поэтому, по словам временно замещающего должность министра финансов Иркутской области Алексея Зезули, бюджет этого года сформирован в консервативном варианте.  

В конце 2009 года финансисты заложили в новый бюджет доходы в 53,8 млрд. рублей, расходы – в 56,2 млрд. А конец года показал, что доходы выросли минимум на 8 млрд. рублей. Однако Алексей Зезуля призвал не думать, что кризис закончился, несмотря на «приличный» налоговый сбор 2010 года. Рост налоговых доходов по отношению к базовому бюджету составит около 2,9 млрд. рублей. И при этом 1,2 млрд. регион потеряет по налогу на прибыль из-за отчислений во внебюджетные фонды, сообщила заместитель руководителя УФНС по Иркутской области Елена Журавлёва. 

Но как раз налоговые ожидания стали предметом критики КСП. Глава палаты Ирина Морохоева напомнила, что, по данным на октябрь, налог на прибыль «исполнен» на 90% к планам года и достиг 11 млрд. при плане чуть более 12 млрд. рублей. При этом на следующий год этот вид поступлений спрогнозирован с учётом роста к текущим показателям только в миллиард, хотя ясно, что сборы могут быть больше. И регион по-прежнему не работает с недоимкой в 484 млн. рублей. Сборы по НДФЛ сейчас около 11 млрд. рублей, прогноз – 15 млрд., но Морохоева отметила, что основной вал по этому виду налога ожидается в последние месяцы. Однако налоговики против аргументов КСП. Елена Журавлёва напомнила, что только за последние два дня предприятия «отозвали» 200 млн. рублей переплаты по налогу на прибыль. Общая сумма возврата за год – 2,6 млрд. рублей, в 2009-м она равнялась только 1,8 млрд. В таких условиях, считает Ирина Журавлёва, делать оптимистичные прогнозы по налогу на прибыль нельзя. Впрочем, эксперты полагают, что заниженные прогнозы – стиль минфина. Один из участников публичных слушаний припомнил нашумевший случай, когда под конец 2007 года тогдашнее ГФУ «вынуло из кармана» 9 млрд. дополнительных неучтённых доходов. Причём заявило, что это как раз налоговые деньги. По словам Ирины Морохоевой, в 2006 году отклонение по прогнозам налоговых сборов и реальному факту составило 18,7%, в 2010-м ожидается 9,7%.

Минэкономразвития на этих же слушаниях по бюджету сообщило, что прогнозирует рост ВРП в 2011-2012 годах на 3,6%. В 2009 году ВРП упал на 2,5%, тем временем среднее снижение по России составило 7,9%, отметил временно замещающий должность министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Дмитрий Ялов. У региона хорошие шансы нарастить ВРП ещё и потому, что до кризиса подъём шёл в пределах 8–12%. Экономистов радует нефтегазовый комплекс, давший в 2010 году рост около 90% по готовому продукту. В уходящем году благодаря «Иркуту» около 10% роста показала машиностроительная отрасль, в среднесрочной перспективе за счёт производства магистрального самолёта МС-21 будет обеспечен рост не менее 5% ежегодно. «Пока нет 100-процентной ясности по металлургии, – отметил Ялов, – поскольку РУСАЛ до сих пор не озвучил своих намерений по Тайшетскому заводу». Если всё же проекты модернизации БрАЗа и постройки алюминиевого производства в Тайшете будут реализованы, темпы роста в 2012 году в этой отрасли должны составить 9–11%. Власти рассчитывают на крупные инвестиции «Роснефти» в АНХК и на открытие в регионе «фармацевтического кластера» и нового завода по производству строительных смесей KNAUF. Всё это, по словам Ялова, позволит в послекризисный период обеспечить темпы роста ВРП на уровне 7-8% в год и ежегодные вложения в экономику в размере 130–180 млрд. рублей. 

И всё это год от года заставляет бюджет формировать консервативную налоговую политику. По данным КСП, в последнее время идёт системное снижение извлечения налоговых и неналоговых доходов из ВРП. Если в 2009 году оно составляло 9,4%, то на 2011-й планируется 7,9%. С 2003 года этот показатель в среднем ниже, чем в СФО. 

Пока нет федерального закона о трансфертном ценообразовании, регион находится в странном положении, отмечают в КСП. Разница между имеющимся налоговым потенциалом и реальными сборами и ведёт к тому, что Иркутская область теряет деньги, которые могла бы получить из федерального бюджета. Трёхгодичные расчёты Минфина РФ по налоговому потенциалу регионов дают в 2011 году разрыв с текущими налоговыми сборами Иркутской области примерно в 14,7 млрд. рублей, заявила Ирина Морохоева. Минфин РФ считает Иркутскую область регионом с положительной налоговой динамикой, вследствие чего сокращает дотацию на выравнивание. В 2010-м она была 6,6 млрд., к 2013-му упадёт до 1,4 млрд. рублей. Если бы счёт вёлся не по налоговому потенциалу, а по реальным цифрам вместо дотаций Иркутская область могла бы рассчитывать на 4 млрд. рублей и выше, полагают в КСП. 

Возникает и ещё один парадокс. Бюджет формируется так, чтобы максимально обеспечить социальные нужды. В следующем году он на 87% будет состоять только из социальных денег. Но почему-то при его вёрстке уровень инфляции по региону был заложен в 5,9%, тогда как Минфин РФ дал свой прогноз по стране в 6,5%. И аналитики считают даже эту цифру заниженной. Ирина Морохоева напомнила, что рост ВРП завязан на прогнозы цен на продукцию, а это означает, что в конечном  итоге пострадает кошелёк жителя Иркутской области. А темпы восстановления доходов населения в регионе очень низкие – всего 8%. В Приангарье уровень бедности к 2013 году планируется сократить с 19,1 до 17,6%, тогда как по России – с 12,5 до 11,3%. 

Новая бюджетная политика вызвала и возмущение депутатов и мэров.  К примеру, по заявлению спикера Братской Думы Константина Климова, местный бюджет потерял в доходах около 138,8 млн. рублей. Все эти годы Братск вёл себя примерно: сократил расходы на муниципальных чиновников на 128 млн. и за три последних года увеличил собственные доходы более чем на 200 млн. рублей. За эту беспрецедентную эффективность ему добавили в следующем году 20–22 млн. рублей из фонда стимулирования. 

Депутат Аполлон Иванов заявил, что распределение дотации на выравнивание несправедливо к высокодоходным территориям. «Вот, к примеру, Хадаханский муниципалитет имеет высокие собственные налоговые сборы, и поэтому ему снижена дотация. Получается: вы работайте, работайте, а мы знаем, как потратить. Дураков работа любит». Алексей Зезуля признал, что чем выше индекс налогового потенциала, тем меньше получит территория. Он сообщил, что в следующем году фонд стимулирования эффективных поселений составит 820 млн. рублей. Однако, как показывает практика, потери муниципалитетов в 2-3 раза выше, чем помощь из фонда. «Фонд свою роль выполняет крайне неэффективно», – отметил спикер Думы Иркутского района Анатолий Прокопьев.    

На сессии ЗС бюджет обсуждался около двух часов. Депутаты вновь настаивали на увеличении дефицита, однако Алексей Зезуля заявил, что регион «не может на это пойти», поскольку одним из условий получения дотаций из федерального центра является взвешенная долговая политика. «У нас по-прежнему значительная долговая нагрузка, – отметил он. – Мы относимся к половине российских субъектов, у которых серьёзный госдолг. Если в Красноярске он составляет 20 млрд. рублей, то и бюджет там 100 млрд. У нас примерно такое же соотношение». Депутаты, вслед за КСП, настаивали на более активной работе с Москвой по разнице в налоговых исчислениях. Но Зезуля всех разочаровал: «Мы неоднократно обращались по этому поводу в правительство РФ. Перспективы у нас туманные. Минфин не пойдёт на изменение общей для всех методики дотации ради одного региона». В итоге бюджет был принят именно в этом варианте в первом чтении.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры