издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вера и просвещение

Всякий православный, проходя мимо храма, повернёт голову, склонит её в почтительном поклоне. Сегодня не верится, что храмы взрывали, доводили до состояния руин, устраивали в них зернохранилища или стойла для скота. А между тем церковные строения были не только местом, где можно помолиться Богу, они были источниками знаний, сыграли значительную роль в хозяйственном и культурном развитии Сибири.

Выставка «Иркутские храмы, прошлое и настоящее», открывшаяся в музейной студии областного краеведческого музея, рассказывает о возникновении в 1727 году Иркутской епархии, распростёршей свои границы от Приангарья до Тихого океана, считавшейся самой обширной в России. История православия нашего региона теснейшим образом связана с деятельностью её первых монастырей. В 1663 году началось строительство киренского Троицкого монастыря, в 1672 году старец Герасим основал крупнейший в Восточной Сибири иркутский Вознесенский монастырь, а в 1693 году началось строительство женского Знаменского собора.

Монастыри стали главным хозяйственным звеном в системе церковных учреждений Иркутской епархии. На своих землях монахи основывали земледельческие поселения, занимались скотоводством, выращивали зерновые культуры, осваивали промыслы (рыбный, соляной, кожевенный), получали доходы от швейного, сапожного, переплётного, слесарного дела. На монахов равнялись, у них учились всему, что помогало переселенцам выжить в суровом сибирском краю.

Монастыри Иркутской епархии были центром просвещения. Первая духовная школа – «мунгальская» – была открыта в 1725 году стараниями на-

стоятеля Вознесенского монастыря архимандрита Антония Платковского. Святой Иннокентий поддержал школу, изыскал средства на её содержание, преобразовал в монголо-русскую, подыскал грамотных русских учителей. Епископ Иннокентий II открыл вторую духовную школу в Якутске, которая стала славяно-русско-латинской и послужила базой для образования Иркутской духовной семинарии. Мунгальские школы имели оборудованные для занятий помещения, богатейшие библиотеки, собрания книг на разных языках.

Православные монастыри в Сибири в неимоверно трудных условиях обращали в христианство разбросанные по Сибири, удалённые от крупных центров малые народности – бурят, эвенков, якутов, тофалар, чукчей, ненцев, остяков, орочей, содействуя возникновению письменности на их родных языках, искренне заботясь о разностороннем просвещении, становлении науки, сохранении и развитии национальной культуры.

Монастыри являлись центром церковного искусства и ремёсел. При иконописных, золотошвейных мастер-ских под руководством опытных мастеров талантливые воспитанники могли обучиться премудростям работы с красками, досками и холстами, писанию икон, постигали тонкости создания церковных облачений, осваивали различные виды вышивки, домашнее рукоделие, что давало дополнительный доход монастырям.

На выставке представлены старинные книги,  документы, хоругвь XYIII века, старинные церковные предметы золотого шитья, современные облачения священнослужителей и монахов, любезно предоставленные Иркутской епархией из ризницы во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы, фотографии, рассказывающие о современной просветительской деятельности Иркутской епархии, старинные и современные иконы. Художники из иконописной мастерской собора Богоявления представили материалы для написания икон. Экспозиция даёт представление об этапах написания иконы, начиная с подготовки доски, рассказывает о церковно-приходской школе, воскресных школах. 

Выставка «Иркутские храмы, прошлое и настоящее» посвящена святым местам нашего региона, вере, которая укрепляет дух человека.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры