издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Подойди к Плющенко!»

Олимпийский чемпион провёл мастер-класс для ангарских детей

Евгений Плющенко прибыл в Иркутскую область с разными целями: и обсудить развитие фигурного катания, и принять участие в «Ледовом шоу». Много времени он уделил детям: по приезде провёл мастер-класс для начинающих фигуристов из Ангарска, а потом вместе с мэром и группой самых маленьких учеников открыл крытый каток в Иркутске. «У нас много талантливых детей. Хочу создать академию спорта, где они могли бы учиться, тренироваться, жить. Это моя мечта», – признался олимпийский чемпион. На его совместной тренировке с ангарскими фигуристами побывал «Иркутский репортёр».

«Детям главное – рядышком со звездой постоять»

Первыми на большую арену ангарского стадиона «Ермак» вышли ученики местной секции по фигурному катанию. Из каждой группы на мастер-класс олимпийского чемпиона отобрали с десяток лучших фигуристов в возрасте от 7 до 14 лет. Следом на льду появился Евгений Плющенко. Он поприветствовал телеоператоров бодрым «хе-хей» в стиле Боярского, поздоровался с немногочисленными зрителями и присоединился к детям. Около трибун стояли ангарские тренеры, болели за своих детей, но выходить на лёд им категорически запретили: пусть чемпион самостоятельно поработает с учениками, тем более что на весь мастер-класс у него было отведено полчаса. Сначала Плющенко вместе с учениками переместился в другой конец арены и то, что происходило на мастер-классе, зрители не слышали. 

«Только что выполняли перебежку назад влево и назад вправо. Сейчас будут делать «винт», – поясняет «Иркутскому репортёру» старший тренер по фигурному катанию МАО «Ермак» Вера Привалова, стоя у края льда. – С нами программу не обсуждали, разумеется. Но примерно мастер-классы так и проходят: какие-то элементы даются и все пытаются повторить. Музыку специально не включаем, чтобы все ученики слышали указания». Как рассказала Вера Привалова, в прошлом году её ученики были ещё на одном мастер-классе известного тренера, Виктора Кудрявцева, который вёл интенсивные занятия целых три дня по нескольку часов. «Нынешний мастер-класс – это общая инициатива Евгения Плющенко и принимающей стороны в Ангарске. Надо отдать должное: человек сегодня прилетел и великодушно согласился поработать с детьми. Для них это бесплатно, в отличие от предыдущих подобных тренировок, которые проходили в «Ермаке», – добавила Привалова. 

Между тем дети готовились к прыжкам – «подлетали в воздух и докручивали на льду». По словам тренеров, всем ученикам эти элементы уже знакомы, но из-за разницы в возрасте они с разным успехом выполняют упражнения. 

«Дети здорово заряжаются от таких мастер-классов», – уверены ангарские тренеры

– Мастер-классы помогают детям?

– Конечно. Они здорово заряжаются от старших. Детям ведь главное – посмотреть на Плющенко, рядышком со звездой постоять. После таких тренировок они начинают подражать своим кумирам, много рассказывать другим про урок. Ведь на него не все попали. Как только стало известно о приезде фигуриста, мы договорились, что на его мастер-класс попадут лишь те, кто будет на тренировках хорошо кататься и постарается и выложится на все сто, – рассказала тренер и повернулась в сторону, где тренировались дети и Плющенко. – А он как по телевизору, так и в жизни. Не удивил, не поразил – всё один к одному. 

«Что будем прыгать?» – «Сальхов!»

Среди ангарских учеников, признаётся Вера Привалова, чемпионов пока нет. Секция работает чуть больше трёх лет, поэтому рано ждать высоких результатов. По программе за три года ребёнок должен от основ фигурного катания перейти к прыжкам, но есть и такие, кто проходит годовую программу за шесть месяцев. «Вот мой мальчишка Саша Филатов. Он и года не катался, а на второй юношеский разряд сдал. Катается третий год, а прыжки в два оборота уже выполняет, – похвасталась тренер. – Очень вдумчивый мальчик, отличник, учится в математической школе, играет на саксофоне. Ведь фигурное катание – спорт для умных. Дети у нас вообще одарённые». По забавному совпадению на Сашу Филатова тут же обратил внимание Евгений Плющенко и стал давать ему советы. 

Выступление, хоть и не настоящее, но перед олимпийским чемпионом, для маленьких фигуристов стало волнующим событием. До сих пор они ездили только на межрегиональные соревнования в Томск, Омск, Кемерово, Новосибирск, где ярких результатов, по словам Веры Приваловой, пока не показывали. За своих подопечных волновались и сами тренеры, которые то и дело цыкали на них: «Расправь руки, ты же умеешь!». Главные болельщики – мамы фигуристов при любой возможности давали ценные указания: «Давай, подойди к Плющенко!». 

– Полина, ты приземляешься на правую ногу! Руки выше на акселе! – не удержалась Вера Привалова. 

– У меня коньки цепляются! – пожаловалась Полина. 

– Сейчас отведём мастер-класс и будем искать хорошего точильщика. Пока что точим коньки у хоккеистов, – объяснила нам тренер. – Прыгай, прыгай! Заезжай с перебежки назад. Саша, руки! Вот всю жизнь с этими руками бьёмся. 

«Думаю, что созданием академии спорта для детей займусь после Олимпиады в Сочи»

Переживания тренеров можно легко понять: некогда сильная ангарская школа фигурного катания (занимали среди юношей третье место после Москвы и Питера) только начала возрождаться с открытием крытых ледовых арен. Помня о старых результатах, преподаватели стараются нагнать упущенное за годы, пока секция не работала. 

– Стараемся, стараемся! – успокоил тренеров Евгений Плющенко и тут же обратился к детям: – Сейчас будем прыгать! 

Чемпион похлопал в ладоши, собирая учеников вокруг себя, после чего исполнил риттбергер («петлю») в один оборот. Следом он сделал с детьми перекидной прыжок и спросил:

– Что ещё будем прыгать? 

– Сальхов! – ответила фигуристка лет восьми, и все принялись выполнять элемент. 

– Сейчас будет очень сложное задание! – после отработки сальхова Плющенко опять собрал вокруг себя детей. – Делаем упражнения для ног – «пистолет» и «ласточку». 

На этой части мастер-класса детям досталось больше всего.

– Ниже, ниже давай. Как будто колено больное! А вот тебе, Иванова, как будто сто лет, – ругал чемпион учеников. – Если будете стесняться, вас никто не увидит.

Последним упражнением были «внутренние дуги с выталкиванием». «Возьму на заметку. Мы такого в секции не делали ещё», – призналась Вера Привалова. В завершение мастер-класса фигуристы поклонились своему временному тренеру. 

Мечта после Олимпиады в Сочи

Журналисты еле вырвали олимпийского чемпиона из рук детей, тренеров и мам. 

– О чём вы говорили на мастер-классе с детьми? Нам было не слышно, – начали журналисты. 

– Вот подошли бы к нам, конёчки надели и покатались бы вместе с нами, – засмеялся Плющенко. – А вообще был обычный тренировочный процесс. Очень интересный на самом деле. Дети все стараются, трудятся, но, конечно, видно, что недавно катаются. Им пока трудновато прыгать, чтобы получались хорошие, достойные прыжки. Ещё нужно много работать над скольжением. Тем не менее мне понравилось, что все трудятся, у всех глаза светятся. 

– Верите в будущее поколение спорт-сменов?

– Вот, посмотрите, скоро будет олимпийской чемпионкой, – улыбнулся Плющенко и притянул к себе фигуристку лет семи. – Знаете, я мечтал о том, чтобы мой кумир Виктор Петренко – олимпийский чемпион 1992 года – провёл какой-нибудь мастер-класс, тренировку со мной, ведь я всегда равнялся на него. Но этого, к сожалению, не случилось. С 11 лет я рос в «мишинской» группе (тренер Евгения Плющенко – Алексей Мишин. – «Иркутский репортёр»), и мне всегда помогали советы старших. Я смотрел и думал: может быть, и у меня когда-нибудь так получится. Главное – тренироваться и работать. Новое поколение, конечно, придёт. Может, и наблюдается небольшой спад, но у нас есть очень много талантливых детей. Например, Лиза Туктамышева. Ей 14 лет, а уже прыгает три с половиной оборота аксель. И сейчас выигрывает все Гран-при. У нас есть Артур Гачинский. Другое дело, что мало специалистов. Тренерский состав очень слабый, потому что многие уезжают за границу и там занимаются с нашими соперниками. Мне кажется, Министерству спорта и Федерации фигурного катания стоит работать над тем, чтобы возвращать наших тренеров в Россию.

– Сами не задумывались о тренерской карьере? 

– Знаете, у меня есть мечта. Хочу создать в Санкт-Петербурге специальную академию спорта, в том числе фигурного катания. Потому что сейчас дети тренируются и должны бежать в школу. А я по себе знаю, что в день бывает по нескольку тренировок и о школе уже не задумываешься, хотя образование, безусловно, важно. Так вот я хочу создать целый комплекс, где бы дети тренировались, принимали душ, потом бы шли в соседний комплекс, учились – и снова на тренировки. Они могли бы жить там, при этом у них оставалось бы много сил. Вот такая моя мечта. Думаю, после Олимпиады в Сочи буду этим заниматься.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры