издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Патомский пупырышек

Отпуск Сергея Миронова на Патомском кратере стал для вулкана как прописка олигарха Прохорова в глухой деревне. Миронов уехал, а МПР региона признало Патомский кратер «одним из самых таинственных природных объектов в мире» и взялось за его охрану. Одни называют кратер магматическим вулканом, другие до сих пор ищут упавший метеорит. Кто-то считает, что под землёй взорвался водород, а кто-то уверен – на Землю прилетели космические «плазмоиды». В конце марта все, кому не даёт покоя загадочный объект, соберутся в Санкт-Петербургском горном университете на конференцию. Первый в списке – геофизик Сергей Миронов. А ещё, по слухам, фильм о кратере готов снимать Сергей Ястржембский.

Вулкан должен был стать памятником природы федерального значения. Именно об этом говорил осенью спикер Совета Федерации Сергей Миронов, вернувшись с Патомского кратера. Однако в январе МПР Иркутской области объявило: на кратере и в долине реки Явальдин появится парк регионального значения. Обращение руководства области в Минприроды России с просьбой присвоить объекту статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) встретило ответ: сделать парк, а не памятник, и не федерального, а регионального значения. Разница существенная. Федеральный памятник содержится на деньги российского бюджета. Областной парк финансируется только из казны субъекта. Сергей Миронов о прежнем своём предложении молчит. 

Для создания парка, как выяснил «Конкурент», по законам требуется выполнить не менее дюжины «обязательных пунктов». От создания юрлица, экологического и социально-экономического обследования территории, формирования карт и границ до перевода земель в статус ООПТ. Всё это венчает экологическая госэкспертиза. К тому же неизвестно, под какую программу «заводить» кратер. В области нет долгосрочной целевой программы развития ООПТ. Пока в МПР думают, что делать с неожиданно свалившимся счастьем в виде «Гнезда огненного орла», это гнездо не даёт покоя учёным. Сейчас существует уже около десятка версий, что же это такое – Патомский кратер. От падения метеорита до прилёта космических «плазмоидов» (если у вас появилось светлое пятнышко на фотоплёнке – знайте, это жутко загадочный «плазмоид»). 

Лава не дошла

«Патомский кратер, несомненно, эндогенная геологическая структура, – заявил «Конкуренту» участник нескольких экспедиций, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН Виктор Антипин. – Около 500 лет назад в этом месте Патомского нагорья произошли какие-то глубинные процессы, которые подняли на поверхность огромное количество каменного материала в виде высокого насыпного конуса». 

– Кратер образовали глубинные силы природных недр, связанные, скорее всего, с вулканогенным процессом в его начальной стадии, когда происходит интенсивное поступление газов к поверхности, – рассказал он. – Падение метеорита – процесс одноактный, практически мгновенный. В этом случае формируются особые типы пород, которые соответствуют ударному импактному процессу. На Патомском кратере таких пород нет. Он оказался так называемой «зональной геологической структурой центрального типа», и в ней выделяются разные по возрасту зоны. Сначала сформировался ранний кольцевой вал, затем поздний. Центральная горка, по-видимому, завершала формирование насыпного конуса. Что касается горных пород, в настоящее время все они проанализированы. Мы определили породообразующие компоненты и большинство редких элементов. Все геохимические данные показали, что никаких признаков наличия метеоритного вещества ни в пределах кратера, ни за его пределами не обнаружено. 

– А как же обнаруженные томской экспедицией магнетитовые шарики?

– Подобные шарики сыплются из космического пространства по всей поверхности Земли. Они есть в Антарктике, их находят в пустынях и в любых других местах. Никакой тут аномалии нет, и это не признак наличия метеоритного вещества. Их можно найти рядом с кратером и вдали от него. 

Почему-то все уверены, что если вулканизм, так обязательно связанный с магмой

У метеоритной версии, от которой сейчас уже отказался и сам открыватель Патомского кратера Вадим Колпаков, всё же находятся сторонники. Буквально в январе Институт проблем механики РАН опубликовал статью «Математическое и экспериментальное моделирование образования уникального Патомского кратера». Учёные построили модель, согласно которой в сопку ударил некий «цилиндрический объект», он дошёл до полости, заполненной газом, а уже газ вытолкнул на поверхность породу. Исследователи даже взяли речной песок и гранитную крошку и имитировали удар «цилиндрическим объектом», и, по их словам, получившийся кратер по форме и пропорциям идеально походил на Патомский. А значит, этот объект мог быть вызван импактным событием. 

– Одно дело – имитировать импактный удар на лабораторном столе, совсем другое – исследовать насыпной конус в природе, – считает Виктор Антипин. – Тогда возникает вопрос: что это за объект? Если это метеорит, то я могу сказать: метеоритные кратеры резко отличаются от тех, что формируются в вулканических геологических условиях. Это совершенно другая морфология. В нашем случае это высокий насыпной кратер с крутыми склонами, у него зональная структура. Таких кратеров очень много в современных типичных вулканических областях – на Камчатке, Курилах. Когда падает метеорит, образуется, грубо говоря, «дырка» в земле. Низкий кольцевой вал, плоская впадина. Таких, к примеру, очень много на Луне. 

– Вулканы на Камчатке напоминают Патомский кратер?

– Они настолько похожи, что это удивительно! У нашего Патомского кратера двойной кольцевой вал и центральная горка. А сейчас я вам покажу современный активный Карым-ский вулкан. Смотрите – тот же двойной кольцевой вал, центральная горка. Правда, там это называется не горкой, а лавовым куполом. По морфологии, по высокому конусу, по сложной структуре кольцевого вала они очень похожи. 

– Но ведь признаков магматического вулканизма не было найдено – ни лавы, ни каких-либо вулканических пород. 

– Да, там нет характерного вулканического материала. Дело в том, что когда происходит извержение вулкана, обычно сначала идёт мощная газовая продувка, потом, если процесс зашёл в более глубокую стадию, начинают выбрасываться пепел, вулканические бомбы. А когда вулканический канал прочищен, идёт излияние лавы. В нашем случае пошла газовая продувка, было выброшено огромное количество глыбового материала пород, которые перекрывали магматический очаг. Мы выяснили, что эти известняки, песчаники, сланцы сильно изменены под воздействием газовых, флюидных компонентов. Но по какой-то причине этот процесс остановился. Возможно, иссякла глубинная эндогенная энергия. Поэтому до выброса вулканических бомб и излияния лавы процесс не дошёл. В природе похожие случаи происходят. 

В активных вулканических областях выделяют целые пояса вулканов, как, к примеру, на Камчатке. Однако, по словам Виктора Антипина, в других областях они могут быть представлены отдельными локальными центрами. В Байкальской рифтовой зоне, которая протянулась на сотни и даже тысячи километров на северо-восток, довольно много вулканических полей, более древних. Это и Витимское поле, и Удоканское вулканическое плато. Патомский кратер расположен к северу от всего этого ареала. «Если рассматривать это как единое целое, то он находится на самом краю этого ареала вулканизма», – считает Виктор Антипин. Он уверен: это магматический вулкан. 

Углеводород виноват

Основной движущей силой, которая образовала Патомский вулкан, является газ метан, считает Виктор Исаев

Доктор геолого-минералогических наук, академик МАН и АН высшей школы России, участник Патомской экспедиции-2008 Виктор Исаев с коллегой согласен. Но лишь в одном: это вулкан. Но только не магматический. Он даже категорически настаивает на том, чтобы кратер перестали звать кратером и называли именно вулканом. «Почему-то все уверены, что если вулканизм, так обязательно связанный с магмой, – рассуждает он. – Но газ может быть не только магматический, но и другой природы. Я считаю, что движущая сила, образовавшая патомский объект, – углеводородный газ. В частности, метан. Так образуется большинство грязевых вулканов мира».

Известняки, как на вулкане, так и в окружающей местности, содержат рассеянное органическое вещество, заметил Виктор Исаев. «Они сплошь чёрные и серые, на них везде обнаруживаются гнёзда окисленного пирита. Пирит всегда образуется в восстановительной среде. Значит, здесь были углеводороды в больших количествах. И органическое вещество, и углеводороды способствуют образованию пирита». Чёрные и серые известняки, говорит учёный, – верный признак больших объёмов газообразования. «Но, приехав на Патомский кратер, я понял, что название «грязевый» к нему не подходит. Грязевые вулканы обычно образуются в молодых областях, где породы рыхлые, и газ их легко прорывает. А здесь совершенно древние отложения – верхний протерозой, венд. Этим породам почти миллиард лет. Эта мощная толща карбонатных пород, содержащая органическое вещество, могла образовать громадное количество метана! Какое аномально высокое пластовое давление должно быть? Это потрясающе!»

На территории современной России грязевые вулканы существуют на Сахалине, Таманском полуострове, на Байкале. Движущей силой образования таких вулканов является аномально высокое давление воды, нефти, углеводородных газов, главным из которых является метан. На последнем этапе извержения, остаточным давлением, из жерла выдавливается густая глиняная пробка, и в кратере создаётся своеобразный «купол». Патомский вулкан тоже имеет центральную горку, вот только выброшенные породы сухие. Но Виктор Исаев уверен: по морфологии вулкан очень напоминает грязевый. «Здесь жерло так же заткнуто «пробкой», тот самый центральный купол, выдавливаемый остаточным давлением газа, – считает он. – Однако грязи на вулкане нет, «грязевым» его назвать трудно. Поэтому я предлагаю название «газолитокластитовый вулкан». Движущая сила – это газ метан, «литос» – камни и «кластиты» – обломки». 

«На вулкане мы откачивали воздух между глыбами и анализировали его портативным прибором в надежде обнаружить углеводороды, – рассказывает Виктор Исаев. – Сделали замеры по всему вулкану и за его пределами. Результаты показали, что содержание углеводородов выше фонового приурочено к жерлу, а вот в конусе выноса обломочного материала – довольно низкое. Газообразные углеводороды представлены полным спектром, а битумные аномалии обнаружены не только в кратере, но и за пределами вулкана. Породы, я считаю, находясь на большой глубине, генерировали углеводороды. А сейчас они находятся на поверхности. Важно, что мы не обнаружили так называемые непредельные углеводороды – этилен, пропилен и прочие. Зато в пробах были все углеводороды предельного ряда – метан, этан, пропан, бутан и так далее, обычно такие газы характерны для месторождений». 

В последний день пребывания на вулкане Исаев с сыном в этом районе нашли очень холодное озерцо с необычно гладким дном, при ударе о дно из-под воды выходили газы. «Точнее определить, что это было, невозможно: слишком низкая температура воды, – рассказывает Виктор Исаев. – Я предполагаю, что это газовый гидрат, ведь температура может компенсировать отсутствие нужного давления. Там вечная мерзлота – это одно из условий, способствующих образованию гидратов. Но когда я получил анализ этого газа, то оказалось, что в пробе 90% азота. Если это и гидрат, то не метановый, а азотный. Я собираюсь попросить Валерия Бычинского в Институте геохимии СО РАН сделать расчёт на компьютерных программах, может ли существовать гидрат азота при таких условиях. Кислорода в пробе, кстати, всего 2%, в окружающем воздухе – 21%. Ясно, что это какой-то глубинный газ, поскольку в нём есть ещё и голомологи метана, гелий и водород. А гелий – это всегда признак глубинности газа».

Кстати, Сергей Миронов в своём ЖЖ-блоге заметил, что в 2010 году участники экспедиции чувствовали, что на кратере иногда «пахнет сероводородом». Внезапно все заметили, что на кратере снятся 3D-сны, то есть «объёмные, цветные, с запахом, со звуком». Это мог быть кислород, или все надышались эманациями иного газа, без запаха. 

Виктор Исаев напомнил, что газовые вулканы в мире обычно являются признаком высоких перспектив газоносности. «Почему я и заинтересовался грязевыми вулканами здесь, на Байкале. Я пытаюсь доказать, что все впадины Прибайкалья и Забайкалья перспективны на обнаружение газа». Патомский вулкан, считает учёный, находится в весьма интересной тектонической позиции. Вулкан располагается в «обрамлении» Сибирской платформы, где уже есть нефтегазовые месторождения – Вилюйско-Джербинское, Верхне-Вилючанское, Среднеботуобинское. От вулкана до ближайшего месторождения – 200–250 км. Так что гипотеза о нефтегазовом происхождении вулкана строится не на пустом месте, считает учёный.  

«Надо бурить»

Виктор Антипин уверен: никаких признаков метеорита
на кратере нет

«Пока ни одна из гипотез не имеет достаточных доказательств, чтобы точно сказать, как образовался этот кратер, – считает кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Института динамики геосфер РАН Борис Голубов. – Да и метеоритная версия полностью исключена быть не может, пока не провели комплексной магниторазведки». Виктор Антипин напомнил, что в земных недрах сколько угодно пород с железосодержащими минералами, которые могут проявить магнитные свойства на глубине при магнитометрии. «Вполне возможно, что там залегают контрастные по магнитности слои пород, – предположил он. – А чтобы обозначить точные контуры этого магнетитсодержащего тела, нужно «отбить» контрастные по магнитности среды. А вот что это за тело, можно уверенно сказать только после бурения. Нам нужно выйти на вещественный источник тех сил, которые сформировали Патомский конус». 

«Я тоже стал склоняться к мысли, что это не импактное событие, – сказал Борис Голубов. – Надо бурить, и надо обязательно искать, есть ли родственные объекты поблизости. Если есть, то это, вероятно, работают недра. А вот что работает – это страшно интересно».

Виктор Исаев показал космоснимок, сделанный в 2006 году. Пупырышком на нём виден Патомский вулкан, а где-то в 10 км – «чёрная дыра». Этой точкой на карте заинтересовался и Сергей Миронов. На вершине горы было что-то похожее на «затопленный кратер». Спикер с товарищами даже сбегал до этого объекта. «Часа полтора пробыли на озере, – пишет он. – Андрей Савичев взял пробы, тот же известняк с пиритом, что и на кратере. Но всё же наше озеро на кратер-2, похоже, не тянет». «Наверняка это карстовая воронка. Надо подобраться к ней в следующий раз», – уверен Виктор Исаев. 

Комплексная экспедиция 2010 года провела на кратере электроразведочные работы методом аудиомагнитотеллурического зондирования (АМТ) и магнитовариационного зондирования (МВЗ). Выполнены они были вдоль линии профиля, пересекающего Патомский кратер. Один из исполнителей работ, аспирант Санкт-Петербургского государственного горного университета Евгений Ермолин, сообщил «Конкуренту», что по результатам выполненных исследований был получен предварительный геоэлектрический разрез до глубины 3000 м. Нарушения характера расслоенного разреза наблюдаются непосредственно в районе Патом-ского кратера. Кратер расположен над крутопадающим объектом, обладающим повышенным удельным электрическим сопротивлением. От вмещающей среды этот объект отделён двумя электропроводящими зонами. «Говорить о вещественном составе аномального объекта на данном этапе не представляется возможным без привлечения данных геохимических и других исследований, – заявил Евгений Ермолин. – Однако аномальный облик структуры, выделенной на разрезе под кратером, позволяет с большей уверенностью говорить об эндогенной природе Патом-ского кратера». Однако точно утверждать, вулкан это или результат некого подземного взрыва, учёные не могут. Ермолин сообщил «Конкуренту», что более подробно итоги исследований и возможные гипотезы образования кратера будут озвучены 31 марта на конференции в горном университете, посвящённой Патомскому кратеру. Иркутские учёные собираются туда. 

Они уже готовы ехать и в новую экспедицию. Институт геохимии и Институт географии направили в МПР региона свои заявки на работы по Патомскому кратеру. Общая сумма – более миллиона рублей. «Территория сверхтяжёлая, – сказал заместитель директора Института географии СО РАН Леонид Корытный. – Никакого задела по этому району нет – надо проводить полное зонирование, картографирование». Если регион даст деньги в этом году, то экспедицию можно провести уже летом, полагает Виктор Антипин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры