издательская группа
Восточно-Сибирская правда

До гробовой доски

Иркутский риэлтор торговался со своими клиентами

Иркутский областной суд в понедельник вынес приговор руководителю риэлторской фирмы Сергею Круглову, который в конце 2005 года, злоупотребив доверием своих клиентов, похитил у них деньги за проданную квартиру, а в феврале 2006 года организовал их убийство.

Убить и замочить в сортире

Генеральный директор расположенного в Юбилейном агентства недвижимости «КРУиС», что расшифровывается как «Круглов и сын», нанял для исполнения своего «заказа» Сергея Шестопалова, не имеющего постоянного жилья и перебивающегося случайными заработками. За двойное убийство по найму киллер по приговору Иркутского областного суда получил 14 лет колонии строгого режима ещё в июле 2009 года. В отношении заказчика особо тяжкого преступления уголовное дело пришлось выделить в отдельное производство: перед началом судебного процесса Сергей Круглов попал в психиатрическую лечебницу, где поправлял здоровье больше года. Так и получилось, что на скамье подсудимых организатор убийства оказался уже после того, как приговор в отношении исполнителя прошёл кассационную инстанцию и вступил в законную силу.

Несмотря на длительное лечение в закрытом отделении психбольницы, 40-летний Круглов признан по результатам судебно-медицинской экспертизы вполне вменяемым человеком, способным осознавать характер своих действий и руководить ими. Психиатры не нашли у подсудимого душевной болезни, которая могла бы спасти его от тюрьмы, причём повторная экспертиза по ходатайству адвоката проводилась в другом регионе.   

Как выяснилось в ходе предварительного и судебного следствия, Сергей Круглов организовал убийство своей давней знакомой, бывшей одноклассницы Марины Макагоновой и её сожителя Виктора Лукина, которые доверили ему приватизацию и продажу двухкомнатной квартиры на улице Воронежской в Юбилейном. Взамен благоустроенного жилья в областном центре пьющая парочка надеялась получить частный дом в его окрестностях и денежную доплату. Их «двушка» на первом этаже, которую соседи окрестили бичёвником, была продана всего за 620 тысяч рублей – из неё перед приходом покупателей пришлось вывезти три грузовика мусора. Однако Виктору Лукину и его беременной сожительнице Марине, на руках которой был ещё 12-летний сын, не досталось из этих денег ни копейки. Собственниками загородной «резиденции» они тоже не стали. Под предлогом осмотра выставленного на продажу дома в Большом Луге Круглов привёз сожителей в садоводство «Солнечный» Шелеховского района, где заранее купил участок и поселил своих знакомых – Сергея Шестопалова по прозвищу Огурец и Ольгу Сондыреву. Из машины вместе с пьяными клиентами владелец агентства недвижимости выгрузил три ящика спиртосодержащей жидкости «Троя», запас которой обещал регулярно пополнять. Огурец получил от нанимателя указание спаивать и караулить «гостей», не позволяя им покидать территорию участка, чтобы не помешали завершить сделку с их жильём. 

А через полмесяца поступила новая команда: убить не просыхающую от «Трои» парочку, чтобы не возиться с подбором для неё варианта обмена и не возвращать деньги от продажи квартиры. Шестопалов забил своих собутыльников до смерти металлической ножкой от стола, стоящего на веранде. Это заняло у него всего минут 20. Подруге он потом заявил, что «в этом деле профессионал, убивает, не оставляя следов, ударами под сердце». Действительно, крови на месте преступления практически не было. Ольга Сондырева, которую на время экзекуции Огурец из комнаты выставил, а потом призвал на помощь, убедилась, что их «гости» мертвы: сердце ни у кого из них не билось, пульс не прослушивался, приставленное к губам зеркальце не запотело.     

За организацию убийства бывшей одноклассницы и её сожителя иркутский риэлтор Круглов приговорён к 16 годам колонии

Заказчик, когда обговаривали детали запланированного преступления, предлагал подкинуть трупы на железнодорожные рельсы под проходящий поезд, но наёмник решил не рисковать. С помощью подруги  доволок мертвецов на одеялах до туалета, стоявшего во дворе. Затем вооружился топором, сделал очко в сортире пошире и скинул тела в выгребную яму. Сверху «могилку» присыпал золой, чтобы захороненные «не высовывались». 

За проделанную работу Круглов с наёмником так и не рассчитался. По «прайсу» «чёрного» риэлтора Шестопалову причиталось 60 тысяч рублей за то, что он около месяца спаивал и караулил Марину и Виктора, не допустив их побега с территории садоводческого участка. Ещё 80 тысяч рублей, согласно устной договорённости, шеф должен был выплатить ему за ликвидацию своих клиентов. Вместо этой суммы Огурец  получил пару тысяч наличкой и разрешение жить в домике, где произошло убийство. Киллер даже решил, что участок в садоводстве «Солнечный» перейдёт в его руки в качестве вознаграждения за «мокрую работу». Однако рано он обрадовался – вскоре в кооператив зачастили потенциальные покупатели: земля и дачный домик были выставлены Кругловым на продажу. От греха подальше, Огурец перенёс уборную на несколько метров, а выгребную яму под ней, ставшую могилой для доверчивых клиентов «чёрного» риэлтора, засыпал землёй. Вместо памятника он соорудил на месте последнего пристанища Марины Макагоновой и Виктора Лукина деревянный ящик, который наполнил навозом. На следствии объяснил: покупатели интересовались, почему двери сортира закрыты на амбарный замок. Купила участок с захоронением пожилая женщина для своей больной дочери, которой врачи рекомендовали больше времени проводить на свежем воздухе. 

Ольга Сондырева скрылась сразу после убийства – она была сильно напугана. Женщина умудрилась дважды попасть на крючок Круглова. Сначала тот поменял её  4-комнатную благоустроенную квартиру на непрезентабельный домишко, документы на который не выдал, да ещё и временно подселил туда будущего киллера. А потом отправил их вместе в садоводство, где Сондырева стала свидетелем двойного убийства, поставив тем самым свою жизнь под угрозу.          

«Сделать себя из ничего»

Ольга Сондырева, ставшая свидетельницей убийства,
также была жертвой «чёрного» риэлтора Круглова

Первую судимость Сергей Круглов, по словам его друга и одноклассника Андрея Масюкова, получил ещё в школе: побил на уроке учителя физкультуры, который пытался утихомирить пьяного подростка. Свердловский районный суд наказал несовершеннолетнего хулигана условным сроком. Эта судимость, однако, не помешала любителю выпить и подраться устроиться водителем в прокуратуру Свердловского района, а затем поступить на службу в ОМОН Восточно-Сибирского управления на транспорте. Алкоголик, страдавший длительными запоями, успел даже повоевать с оружием в руках в «горячей точке». Правда, воевал он в окрестностях Гудермеса не с чеченскими боевиками, а со своими же однополчанами. «Из-за систематического распития спиртных напитков» командование вынуждено было, не дожидаясь окончания чеченской командировки, отправить Круглова  из пункта временной дислокации домой –  залечивать раны, нанесённые сослуживцами. Выписавшись из железнодорожной больницы Иркутска, прооперированный боец вернулся на службу, получил выговор за утрату удостоверения сотрудника милиции и, наконец, по настоянию руководства подал рапорт на увольнение – его опять застукали на рабочем месте, за рулём, пьяным. 

Все эти подробности из жизни Сергея Круглова имеют прямое отношение к уголовному делу, фигурантом которого он стал. Его бывшая супруга и лучший друг рассказали на допросах, что после изгнания из органов за пьянство Круглов сумел преодолеть пагубное пристрастие к спиртному и поднять свой социальный статус. И помогли ему стать солидным бизнесменом, обеспеченным человеком, кандидатом в депутаты городской Думы в значительной степени как раз его прежний опыт и связи в правоохранительных органах. Руководитель агентства недвижимости «КРУиС» вызывал у клиентов большое доверие своим послужным списком. Естественно, сильно приукрашенным. Сергей Круглов умел пустить людям пыль в глаза. Так, из водителя прокурора он в глазах новых знакомых превратился ни много ни мало в заместителя прокурора, а из рядового милиционера-водителя ОМОНа – в офицера управления собственной безопасности ГУВД, связываться с которым остерегались даже блюстители порядка. К клиентам своей фирмы Круглов мог для пущей важности заявиться в форме майора милиции и сунуть под нос удостоверение действующего сотрудника. Даже из злополучной кавказской командировки, откуда его погнали с позором, этот авантюрист сумел извлечь выгоду для собственного имиджа: причинённые в драке ранения он выдал за боевые. Самый близкий друг и то был уверен, что его однокашник награждён за смелость, проявленную в сражении. Свою автобиографию «чёрный» риэлтор украсил также легендой о высшем образовании, хотя в вузе, как выяснилось в ходе следствия, он никогда не учился.   

Свидетель Юрий Мельников, подрабатывавший на Круглова во внештатном режиме (он поставлял сведения о социально неблагополучных, пьющих людях, которых можно «развести» на продажу или обмен жилья), назвал своего шефа «человеком, придумавшим себя из ничего»: «Он ничего из себя не представляет, но умеет преподнести ложь за правду, и ему верят». Когда бывшая жена попыталась взыскать с Круглова алименты на детей, судебные приставы, проверив состояние дел должника, пояснили ей: исполнение исковых требований невозможно. Что взять с ветерана локальных войн, раненного в Чечне и «списанного» из органов на пенсию по состоянию здоровья! Взыскательнице даже показали копию «ветеранского» удостоверения экс-супруга. По словам того же Мельникова, подсудимый хвастался, что может изготовить на компьютере любую печать. И тут он не врал. Клиентам, квартиры которых он продавал, ставился, например, в паспорт штамп прописки в одном из общежитий Ангарска, где о таких жильцах в действительности никогда не слышали. Подобную «регистрацию» получил и Виктор Лукин перед тем, как его тело было спущено в сортир. Жертва «чёрного» риэлтора так и не узнала, что из квартиры на улице Воронежской, где он проживал по договору социального найма, его на самом деле никто не собирался выселять за долги: плату за коммунальные услуги исправно вносил взрослый сын.

Бывшему «заместителю прокурора» верили, как выяснилось, не только его спившиеся клиенты и бичеватые «агенты», которые за вознаграждение в 100 рублей  склоняли опустившихся людей к продаже или размену жилья. Круглову удалось внушить доверие и живущей по соседству Наталье Сазоновой, специалисту с дипломом экономического вуза. По просьбе Круглова она на своё имя оформила доверенность для совершения сделки купли-продажи квартиры, хозяина которой, как потом выяснилось, планировалось убить. С лёгкостью окрутил подсудимый вокруг пальца и бизнесмена Александра Жилкина, на деньги которого было открыто агентство недвижимости «КРУиС». Тот передал Круглову, обещавшему сделать его равноправным партнёром и выплачивать половину дохода, полмиллиона рублей под 10 процентов, даже не оформив договор. Но прибыли кредитор не дождался: ему было заявлено, что если он будет настаивать на этом пункте, то «могут возникнуть проблемы вплоть до физического устранения».       

Домовина для мамы и папы     

Раскрыли преступление спустя почти два года сотрудники областного управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП). Как рассказал старший оперуполномоченный отдела по борьбе с бандитизмом оперативно-розыскной части №4 при ГУВД области Вадим Мартыненко, служивший раньше в таком же отделе УБОПа, сыщики упорно ломали головы над информацией о бесследном исчезновении жильцов квартиры по улице Воронежской после её продажи. Виктора Лукина безуспешно разыскивал взрослый сын, который собирался сам приватизировать отцовское жилище. Несовершеннолетний ребёнок Марины Макагоновой, в одночасье оказавшийся на улице, поскитавшись, попал в сиротский приют. Дети без вести пропавших сожителей были признаны потерпевшими по уголовному делу, расследованием которого занялись сотрудники регионального управления Следственного комитета прокуратуры РФ. 

Наследникам всё-таки удалось узнать тайну исчезновения своих родителей и похоронить их на кладбище. Правда, оперативно-следственная группа столкнулась с серьёзными трудностями при идентификации останков, найденных под парником на участке в садоводстве «Солнечный». На месте бывшего сортира спустя годы после преступления были обнаружены лишь два черепа и мелкие фрагменты различных костей, которые и стали материалом для проведения геномной экспертизы. В результате установлено, что исследованные образцы принадлежат биологическим родителям потерпевших.

Иркутский областной суд приговорил Сергея Круглова, признанного виновным в мошенничестве в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК) и организации убийства двух лиц из корыстных побуждений по найму (ч. 3 ст. 33 п.п. «а, з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. В этот срок войдут и 14 месяцев, проведённых им в психиатрическом стационаре. Ольга Сондырева, ставшая основным свидетелем по делу на стадии предварительного расследования, до приговора не дожила – умерла от пневмонии. От уголовного преследования по ст. 316 УК РФ (заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления) её освободили в связи со смертью. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры