издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пасхальная история

  • Интервью взяла: Алёна МАХНЁВА

Нежные весенние картинки: воробушки, яркие писанки, дети, мартовские зайцы – сколько дореволюционных пасхальных открыток в его коллекции, Николай Малеев, заместитель генерального директора – технический директор ООО «Компания «Востсибуголь», не признаётся. Говорит, что считать их нельзя – дурная примета. В преддверии, пожалуй, самого светлого христианского праздника увлечённый коллекционер рассказал корреспонденту «Сибирского энергетика», почему на пасхальных открытках появилась верба и когда лучше всего искать клады.

– Ваша работа связана с техническими задачами, откуда такой интерес к истории – области гуманитарной?

– Я пошёл в горняки, потому что у нас в семье традиция – династия из более сорока горняков. Щадовы, Малеевы – мы одна родня. Потому у меня сомнений в выборе профессии не было, мне сказали: ты должен идти по стопам. И не жалею, что выбрал профессию горного инженера, мне она нравится, уже 36 лет добываю уголь. Откуда пошла тема истории? Хорошо помню, что, когда создавалось Братское водохранилище, наше село попало в зону затопления. Его перенесли километра на два повыше, а старое – снесли. За триста с лишним лет там накопился культурный слой около метра. Волнами стало это всё размывать. Был грех, мы иногда сбегали с уроков, побродишь в воде по колено – наберёшь горсть монет времён Екатерины II, Павла I. С тех пор возник интерес к старине.

– Заядлые коллекционеры – кто они? Есть ли некая характерная черта? 

– Люди есть разные. Те, для кого антиквариат – своеобразное вложение капитала; много стало спекулянтов, а настоящих коллекционеров всё меньше, старшее поколение уходит. Раньше интереснее было, сейчас всё продаётся и покупается. Настоящий коллекционер, наверное, тот, кто готов свою зарплату до последней копейки, не задумываясь, потратить на заинтересовавшую его вещь. 

– У вас были такие случаи?

– Не совсем, может, такие… Я ещё и спортивный болельщик. Приехали мы студентами на практику в Красноярский край, попали на выходные дни, аванс не успели получить. Заселились в общежитие, денег ноль, кушать нечего. Собрали 20 копеек, идти в магазин выпало мне. Как раз шёл чемпионат мира по футболу в Аргентине, это 1978 год. Смотрю – газету «Футбол, хоккей» продают, купил её вместо хлеба, чем навлёк большое недовольство товарищей. 

– С чего началось это увлечение?

Сюжеты дореволюционных открыток разнообразны, но узнаваемы и сегодня

– Я вообще коллекционер со стажем, многие вещи собираю, монеты, боны (бумажные деньги, вышедшие из употребления. – «СЭ») и прочее. Однажды столкнулся с царскими поздравительными открытками и не мог пройти мимо, потому что они яркие, радостные – не то что наша штамповка советского периода, – все открытки сделаны с душой.

– Помните, какая открытка у вас появилась первой?

– Сначала были новогодние и рождественские открытки, поздравления с днём ангела и Пасхой появились позже. Это только один из альбомов, – кладёт передо мной на стол внушительный том Николай Геннадьевич. – Пасхе, одному из самых светлых и значимых праздников в христианской религии, предшествует Вербное воскресенье – вход Христов в Иерусалим, где его как царя встречали пальмовыми ветвями. У нас в Сибири финиковых пальм нет, зато есть верба, которая распускается первой – вот она, на картиночках присутствует. Вербой у нас традиционно перед праздником украшают зеркала, картины. А старые букеты выбрасывать нельзя, потому что иначе расстаёшься со своим счастьем, их обычно кладут на крышу курятника.

– В вашей семье соблюдаются эти традиции?

– Обязательно. С детства помню, что в Вербное воскресенье мы всегда сами собирали букетик вербы и клали его под икону. С Пасхой связано вот что. В первую очередь это торжественная служба в церкви, которая проходит в ночь с субботы на воскресенье. После идёт крестный ход. С утра накрывается большой праздничный стол, собираются все родственники, вся семья. Прекрасно помню своё детство: ещё спишь, мама рано утром будит – уже стол накрыт, пасха стоит и крашеные яйца, домашняя лапша с курицей. После этого народ выходил и веселился. Дальше же целая неделя праздников светлая седьмица. 

– В советские годы многое, связанное с религией, было под запретом. Кто в вашей семье смог сберечь эти обычаи?

Считалось, что чем больше людей получат поздравление со Святой Пасхой, тем благополучнее сложится год для отправителя

– Да, действительно, мы многое позабыли. Мои родители не были коммунистами, это была простая деревенская семья, жили в Боханском районе, селе Каменка. Отец – полевод, передовик производства, а бабушка была глубоко верующим человеком, и мать тоже – иконы всегда у нас стояли. Пасху, Родительский день, старый Новый год и Троицу мы всегда отмечали. Пасха – такой светлый, радостный праздник, жаль, что мы многое забыли. Так, считалось, что можно потушить пожар, если честный человек с пасхальным яйцом в руках обойдёт горящее строение. Если крашеное яйцо опустить в воду, а потом умыться этой водой, весь год человек болеть не будет. С помощью пасхальных яиц и молитвы выводили насекомых из дома – клопы и тараканы дружно убегали. Много было примет, связанных с урожаем. В пасхальную неделю открывались клады, так как всякая нечисть, которая их охраняет,  убирается в ад, самое время их искать.

– Вы не пробовали?

– Времени не хватает из-за работы, – почти серьёзно говорит Малеев. – Но попробую обязательно. Ещё одна традиция – поздравлять даже дальних родственников и знакомых открыткой. Считалось, чем больше людей вы поздравите, тем радостнее и благополучнее будет год для вас. Пасха была любимым праздником – такого многоцветия, таких ярких красок, сюжетов нигде не встретишь. Есть и силуэты, объёмные открытки, вот смотрите, исполнение какое, это ведь пёрышками сделано. Привлекали лучших художников в России, открытки заказывались и за границей, например, в Германии, в Швеции. Один из первых авторов русских открыток – Николай Каразин. Очень популярна в царское время была художница Екатерина Бём. 

– Какой ваш самый любимый сюжет?

– Все любимые. Слышали про яйца Фаберже, которые он делал для императора, его матери и жены? Яиц, к сожалению, у меня нет, а вот интересный документ есть, – достаёт маленькую потёртую книжечку с пожелтевшими страницами собеседник «СЭ». –  Тех, кто состоял в карауле царской семьи, каждого рядового и офицера императрица поздравляла с Пасхой: вручалась эта книжечка и подарок. Здесь видите автограф Александры Фёдоровны, а на следующей странице – всех её пятерых детей. Имя, фамилия получившего сию книжку, – читает Малеев: –  Леониду Поддубаеву. Через архивы хорошо бы найти, кто такой этот Поддубаев, в каких войсках служил, как его судьба сложилась. 

В книжке – картинки на библейские сюжеты, молитвы, церковный календарь. И вот здесь интересно: «Как русским солдатам-героям и их семьям получить пенсию или пособия». Люди были малограмотные, здесь собраны образцы прошений. В конце – календарь 1916 года. Меня изумляет, что государыня императрица находила время поздравить каждого рядового солдата, их же были сотни! 

– Самая старая открытка у вас какого года?

Больше ста лет назад императрица Александра своей рукой подписала подарочную книжку для солдата

– Они появились в конце XIX века и недолго просуществовали. Самая старая открытка в коллекции, это как раз Каразин.

– Как открытки попадают к вам?

– Знакомые знают, что я собираю их, дарят. Хожу в клуб коллекционеров – покупаю. Допустим, просили меня лекцию про коллекционирование прочитать ветеранам «Востсибугля», после этого пришли две бабушки, сказали, что им очень понравилось, и принесли в подарок открытки, которые лежали, видимо, где-то в сундуках. 

– Наверняка есть какая-нибудь интересная история, связанная с этими открытками. Расскажете? 

– Здесь историй много. Особо стараюсь выбирать материалы, которые связаны с моей малой родиной. Каменка – село с очень богатой историей, ему больше трёх столетий. Сначала в устье реки Иды поставили острог, потом вокруг него возникла слобода, затем – село Верхнеострожное, а на его месте – село Каменка. И вот я в Интернете нашёл открытку с почтовым штемпелем Верхнеострожного. Села уже 100 лет нет, а открытка есть. Её посылала юная девица, отправленная туда к родственникам на лето. Она пишет воспитателю в сиропитательном доме, жалуется, что скукота смертельная в этом Верхнеострожном. Позже подвернулся случай – фотография женской гимназии, воспитанницы, выпуск. Я её приобрёл, думал, а вдруг одна из этих девушек писала. И хотелось бы разузнать дальше, продлить эту историю – кому было адресовано послание, что это был за человек, но времени пока не хватает. Думаю, на пенсию уйду, будет чем заняться. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры