издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пожарный дубль два

Лесной пожар вблизи границы с Красноярским краем вновь оставил без света более 20 тысяч человек

Второе за последние три недели повреждение ЛЭП от Седанова до Кодинска, возникшее из-за лесного пожара, привело к сбою в энергоснабжении населённых пунктов Кежемского района Красноярского края и двух посёлков Чунского района Иркутской области. На сей раз его удалось ликвидировать менее чем за сутки. При этом опасность возгорания опор на линии всё ещё существует, так что специалисты Иркутской электросетевой компании продолжают следить за данными космического мониторинга, а на самой трассе ЛЭП дежурят две бригады. В областном агентстве лесного хозяйства в то же время утверждают, что вблизи линии очагов возгораний нет.

Отключение на высоковольтной линии (ВЛ) 220 кВ Д-141, ведущей из Иркутской области в Красноярский край, произошло 21 июня в 15.01 по местному времени. Спустя полчаса к месту повреждения из Братска выехала бригада сотрудников филиала ОАО «Иркутская электросетевая компания» – «Северные электрические сети». Туда же вылетел вертолёт Ми-8 компании «Братскавиа». С его борта и удалось обнаружить две наклоненные обгоревшие опоры на 131 км от Седановского переключательного пункта. 

Как сообщил осведомлённый о ситуации источник «Сибирского энергетика», пожелавший сохранить анонимность, в этом районе был зафиксирован локализованный лесной пожар, который тушили работники ООО «Братсклеском», арендующего участок тайги. Когда огонь добрался до двух деревянных опор ЛЭП, без электричества остались 15-тысячный город Кодинск и населённые пункты Болтурино, Заледеево, Имбинское, Ирба, Недокура и Тагара Кежемского района Красноярского края, где проживают 5637 человек, а также посёлки Червянка и Джиджива Чунского района Иркутской области с населением в несколько сотен человек. «Когда мы опробовали напряжением стоявшую в резерве вторую линию, Д-142, она тоже отключилась», – рассказал корреспонденту «Сибирского энергетика» главный инженер Северных электрических сетей Пётр Ковалёв. 

В то же время, как сообщает пресс-служба Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, в Кодинске для обеспечения энергоснабжением социально значимых объектов был включён дизель-генератор. А вечером город и часть посёлков Кежемского района, за исключением Имбинского и Недокуры, были подключены к централизованному электроснабжению по обходным линиям Д-144 и Д-145, перемычку между которыми на случай ЧС Красноярское предприятие магистральных электрических сетей (МЭС) Сибири в срочном порядке установило после инцидента 6 июня. К этому моменту начались работы и на пострадавшей от огня ВЛ Д-141 – бригада Северных электрических сетей добралась до места повреждения только к 22 часам, потому что по разбитой богучан-ской дороге невозможно проехать со скоростью больше 30 км/ч. 

Работы непосредственно на линии заняли около девяти часов – уже к 7:00 22 июня опоры были восстановлены и отцентрированы, а в 8:56 линию Д-141 ввели в работу (линию Д-142 опробовали и ввели в резерв в 10:15). «В Червянке и Джидживе находятся потребители третьей категории, для которых допускается прекращение электроснабжения на сутки, – заметил главный инженер Северных электрических сетей. – В нашем случае суток не было, у них свет отсут-ствовал в пределах 17-18 часов». Напомним, отключение, произошедшее 6 июня, ликвидировали 38 часов, поскольку было повреждено больше опор и вдобавок бригаде Северных электрических сетей, в которую входили 29 человек, пришлось бороться с огнём. «В этот раз мы готовились к худшему, поэтому направили туда как можно больше специалистов, – рассказал Ковалёв. – Конечно, не все из 22 человек и девяти единиц техники оказались востребованы, но в данном случае лучше было перестраховаться». 

Первый пожар за 33 года

После того как были ликвидированы последствия прошлого пожара, а в Красноярском крае создали резервную схему электроснабжения Кежемского района, в Федеральной сетевой компании указали на тот факт, что ЛЭП Седаново – Кодинск была построена в 1978 году в качестве временной, поэтому на ней были установлены деревянные опоры. Ковалёв признал, что металлические конструкции в данном случае «были бы панацеей», поскольку при прохождении пожара без длительного воздействия огня они не страдают, а фундамент и сами провода остаются целыми. «Но более чем за 30 лет эксплуатации ЛЭП ни одного пожара не было, случались только возгорания опор при попадании молнии», – подчеркнул он. А в 2011 году возникла атмосферная засуха, под которой метеорологи понимают не высыхание почвы, а сочетание недостаточного количества осадков, высокой температуры и пониженной влажности воздуха. Как следствие, болота, по которым проходит значительная часть высоковольтной линии, высохли, а растущая на них трава превратилась в горючий материал, вспыхивающий от любой искры. В качестве воспламенителя в Чунском районе выступили сухие грозы – как рассказал на пресс-конференции заместитель начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов, именно они являются основной причиной возникновения лесных пожаров на этой территории. «Нынешний год вообще аномален количеством сухих гроз, – отметил он. – Если обычно от них происходило 10–12% лесных пожаров, то сейчас – около 26%».

На тот случай, если пламя снова подступит к ЛЭП, в Северных электрических сетях постоянно следят за данными космического мониторинга. Вдобавок на линии дежурят две бригады по два человека на гусеничном вездеходе. Между тем заместитель руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области Виталий Акбердин сообщил, что сложная обстановка в Чунском районе разрядилась: там пошли дожди, так что утром 23 июня на территории муниципалитета действовали только два локализованных лесных пожара, тогда как 22 июня их насчитывалось 16. Он добавил, что пожаров вблизи трассы ЛЭП в настоящее время нет, последний был ликвидирован во вторник. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры