издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время остановилось

Москва передумала переводить регион в красноярскую часовую зону

История с переводом часов в Иркутской области давно стала анекдотом. Ни один регион России за последний год не бегал из одной часовой зоны в другую и обратно столько раз. Осенью 2010 года региональные власти попросили Федерацию отправить нас в красноярский часовой пояс. Весной все ждали: сейчас всё свершится. А вот и нет: ничего не объяснив, Федерация оставила нас в своём часовом поясе. Несколько недель назад Минпромторг обнародовал проект постановления правительства. И снова взбудоражил население – теперь федеральные власти отправили нас на час ближе к Москве. Казалось бы, всё – вот только премьер подпишет, и мы переходим в зону MSK+4. Премьер подписал. Но ничего не случилось. Рука Владимира Путина повелела нам остаться в своей часовой зоне. «Мы в идиотском положении», – констатировал один из парламентариев Заксобрания. А оппозиционеры заявили: стрелки в Иркутской области остановили грядущие выборы.

Население настолько утомила эта чехарда с часами, что уже никто толком не понимает, лучше нам будет или хуже и когда закончатся эти игры со стрелками. Ещё больше переживают депутаты областного Заксобрания, которые теперь, мягко говоря, выглядят не слишком умно. Осенью 2010 года все единороссы, имеющие в парламенте большинство, решением фракции проголосовали за переход в красноярский часовой пояс. Сделали это дружно, в едином порыве с губернатором. Тогда застрельщиком выступила Бурятия, которая активно просилась в красноярский пояс. Использовались мощные аргументы: дети будут раньше смотреть «Спокойной ночи, малыши!», а взрослые получат «вброс гормонов радости». Но, видимо, Владимир Путин решил гормонов радости региону не прибавлять. Первый удар инициатива иркутян получила весной, когда все ждали, что мы не будем, в отличие от других регионов, переходить на летнее время. Интригу правительство держало вплоть до вечера, когда стрелки нужно было переводить. В итоге мы ушли на летнее время со всей страной. Второй удар последовал в августе. Минпромторг вывесил проект постановления, согласно которому несколько регионов сдвигаются ближе к Москве, Иркутская область уходит в зону MSK+4. 

Журналисты настолько поверили этой бумаге, что, когда 31 августа постановление было подписано Путиным, несколько федеральных СМИ просто перепечатали проект с сайта Минпромторга, объявив, что Иркутская область ушла в красноярский пояс. Оказалось, нет. Дав «добро» на переход других регионов, Владимир Путин придержал за уздцы Иркутскую область и оставил её вместе с Бурятией на расстоянии пятичасовой разницы с Москвой. 

Многие иркутские парламентарии, услышав от нас по телефону слова «часовые пояса», тут же вздыхали: «Боже, только не это». Некоторые и говорить-то, что думают, соглашались только анонимно. «Мы в идиотском положении, – заметил один из народных избранников. – Решения своего мы не меняли, и вот теперь оказывается, что оно против мнения Владимира Путина. Более ненормальной ситуации представить трудно». Многие депутаты сейчас уже стараются не вспоминать, как голосовали тогда, прошлой осенью. «Вы же понимаете, что такое фракция и партдисциплина», – сокрушается один из единороссов. Те из парламентариев, которые согласились поставить под комментарием своё имя, в большинстве были настроены лояльно. «Я лично поддерживаю премьера в том, что мы остаёмся в своём часовом поясе», – без обиняков заявил депутат Тимур Сагдеев.

«Были смыслы – и экономические, и политические, и физиологические – к переходу на час ближе к Москве. Мы дали свои предложения, очень жаль, что их не услышали», – попытался придать ситуации толику здравого смысла депутат Андрей Кайдаш. 

«Я вообще сразу высказывался против перевода на красноярское время, – сказал его коллега по парламенту Антон Романов. – Аргументы тогда на Заксобрании были очень легковесными. Мол, Япония и Китай живут в одном часовом поясе, и ничего. Люди плохо знают географию. В странах экваториальной зоны день продолжается около 12 часов. А в Иркутской области день длится летом около 17 часов, а зимой – семь. Так что Путин абсолютно прав, ничего не надо менять». Романов коллег ругать не стал, заметив, что около года назад иркутские депутаты «находились в совершенно иной ситуации». Когда Бурятия начала лоббировать переход на красноярское время, в Федерации резонно спросили: «А что Иркутская область молчит?» Дай правительство РФ «добро» Бурятии на переход в зону MSK+4, наш регион оказался бы во временной «дыре». Тогда-то, по предположению Романова, парламентарии и были вынуждены направить своё предложение. Ну, а дальше события показали, что Бурятия никуда не двигается. И запрос иркутян тоже оказался подвисшим. 

Показательно, что Приморье, которое хотели сдвинуть на час ближе к Москве и где народ активно протестовал, тоже оставили в своей часовой зоне. Там аналитики объяснили это близкими выборами в Госдуму и нежеланием ещё раз будоражить народ, настраивая его перед долгой и тёмной зимой против власти. Депутат Госдумы Сергей Левченко уверен: решение по Иркутской области тоже политическое. «Реакция на перевод стрелок в большей степени была отрицательной, – говорит он. – А партия власти и так уже наломала дров и перед выборами людей злить просто не хочет. Обычная практика – ввод массы непопулярных законов отложен на середину 2012-го и 2013 год. Тарифы замораживают, чтобы спустить эту пружину после выборов. Время – из этой же серии». 

Левченко сомневается, что после выборов «Единая Россия» будет снова дёргать стрелки в Иркутской области. Очевидно, в своей часовой зоне мы остались надолго. И ничего хорошего в этом нет. Дело в том, что весной мы со всей страной перешли на летнее время, а вот осенью вместе со всеми на зимнее переходить не будем. Зимой полдень в Иркутске наступал из-за лишнего «декретного» часа в 13 часов 3 минуты, летом из-за «летнего» часа – в 14 часов 3 минуты. Теперь иркутяне навсегда убежали от настоящего астрономического времени на два часа с лишним. Солнышко зимой  22 декабря встанет не в 9.11 утра, как если бы мы сдвинулись к Красноярску, а в 10.11. И на работу нам придётся ехать в полнейшей тьме, в 8-9 утра. Радует только одно: то же самое солнце будет теперь зимой заходить в самый короткий день в Иркутске не в 16.52, а в 17.52. Ну и стоит напомнить, что Иркутск – не весь регион. На востоке области при «вечном летнем» времени люди будут в разнице с астрономическим временем почти на час, на западе – почти на три. В общем, электорат в регионе, так боявшийся за своих детей, которым «сократят световой день», добился своего – теперь зимой светать будет намного позже. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры