издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пиво есть

Ангарский завод пивоваренной компании «САН ИнБев» – российского подразделения крупнейшего пивоваренного концерна в мире «Анхойзер-Буш ИнБев» (AB InBev) в 2011 году намерен довести налоговые отчисления в бюджеты всех уровней до 1 млрд. рублей. Объём закупок у местных поставщиков – до 1,5 млрд. рублей. «Иркутский репортёр» побывал на ангарском предприятии, которое сейчас производит шесть известных брендов AB InBev, и узнал, почему нельзя ночевать на заводе и зачем солод поднимается на шестой этаж.

Исполнительный директор ангарского филиала «САН ИнБев» бельгиец Бенуа Де Ветте останавливается у входа на завод и с гордостью показывает на табличку: сегодня 1000-й день, когда сотрудники предприятия проработали без травм. Чтобы не портить статистику, журналистов тоже переодели в спецовки и даже обувь выдали особую: с антипрокольной стелькой и защитным металлическим носком. Вручили пластиковые очки, бейсболки, беруши. Вместе с тем запретили внутри завода жевать жвачку, расчёсываться, доставать деньги, а также потребовали снять украшения и часы. «На производстве ими можно зацепиться за части движущихся механизмов и в результате получить травму. Разумеется, ограничение актуально в основном для сотрудников, но гостям завода мы ставим такие же жёсткие условия», – объяснила менеджер по персоналу филиала Ольга Александрова. На заводе строгая дисциплина. Например, запрещается не только выносить спиртные напитки, но и вносить их на территорию. Кроме того, в правилах запрещено без причин задерживаться на работе ночью. «Это стандартное требование безопасности. Хотя, конечно, сотрудники работают посменно, поэтому часть из них находится на производстве ночью», – пояснила Ольга Александрова.  

В полном обмундировании журналистов привели на презентацию ангарского завода. Его строительство началось пять лет назад. В проект было инвестировано более 150 млн. евро. В компании уверяют, что завод спроектирован очень удобно: по его огромным площадям можно двигаться, не выходя на улицу. AB InBev принадлежат 150 заводов по всему миру, которые выпускают более 200 брендов пива. Один из них – на иркутской земле. В 2010 году выручка компании составила 36 млрд. долларов. «Каждое пятое пиво, которое потребляется в мире, сделано у нас. Компании принадлежит более 20% мирового рынка», – заверил Бенуа Де Ветте. Доля AB InBev на российском рынке в прошлом году, по разным оценкам, составляла примерно 16% – это второе место.

В России компания владеет десятью заводами, которые выпускают пиво под марками «Bud», «Т», «Stella Artois», «Brahma», «Beck’s», «Hoegaarden» и другие. В Ангарске «САН ИнБев» производит пиво «Сибирская Корона», «Клинское», «Толстяк», «Багбир», «Жигулёвское», «Т». «Фишка» предприятия – эксклюзивный бренд «Золотая Ангара». По словам Бенуа Де Ветте, с начала работы завод изготавливал около 400 тыс. гектолитров пива, сейчас – около 1 млн. гектолитров. Стоимость заказов, которые завод ежегодно размещает у ангарских поставщиков, равна 1,5 млрд. рублей. В 2010 году предприятие выплатило в бюджеты всех уровней около 

1 млрд. рублей, 85% которых в виде акциза были направлены в областную казну. С 2008 года пивной рынок сократился приблизительно на 11%, поэтому пивоварам приходится нелегко, чтобы сохранять объёмы. На сегодня «плечо» доставки с ангарского завода громадное – от Красноярска до Сахалина. Кроме того, с этого года налажен экспорт ангарского пива в Монголию. «Не исключено, что в будущем появятся новые регионы доставки для нашего продукта», – отметил Бенуа Де Ветте. По его словам, сейчас на заводе работают около 250 человек, в основном из Ангарска, Усолья-Сибирского и Иркутска. Средняя зарплата на предприятии по итогам 2010 года составляла порядка 30 тыс. рублей. «Мы молодая команда: средний возраст сотрудников – 30 лет, – сказал исполнительный директор филиала. – Кстати, каждый из нас, работая в пивоваренной отрасли, создаёт 8–10 дополнительных рабочих мест в других отраслях».

На входе в производственные помещения завода пахнет хлебом и дрожжами. Весь производственный процесс начинается с места, откуда на заводскую территорию заходят вагоны с солодом. Его засыпают в бункеры, а потом направляют в отделение по отработке и дроблению зерна. «Солод поднимается на шестой этаж и, спускаясь до первого, проходит этапы очистки и дробления», – комментирует Ольга Александрова. Затем полученную массу смешивают с водой, нагревают в чанах и получают приторный «материнский» раствор. От него отделяют зерно, и остаётся отфильтрованное сусло, которое начинают варить. В процессе варки задаётся сорт, происходит охмеление сусла. 

Сусло с добавленными дрожжами попадает на участок брожения. В чанах пиво бродит, выделяет спирт, углекислый газ. «Нет смысла добавлять в пиво спирт. Он появляется в пиве естественным путём в ходе брожения. Спирт и углекислота – следствие жизнедеятельности дрожжей, они появляются в результате того, что дрожжи «кушают» углеводы», – пояснила Ольга Александрова. На выходе из участка получается «зелёное пиво» – нефильтрованный продукт, в котором ещё находятся остатки дрожжей и другие элементы. Такой напиток уже можно пить, но к потребителю пиво ангарского завода «САН ИнБев» поступает в фильтрованном виде, после пастеризации. На вопрос, почему филиал не производит нефильтрованные сорта, Бенуа Де Ветте отвечает, что у завода сегодня есть свой определённый перечень марок и сортов. Нефильтрованные сорта, а это, например, «Хугарден» и «Сибирская Корона Белое», выпускают другие филиалы. Но к нам в регион они завозятся.

В завершение процесса пиво попадает в огромные ёмкости – цилиндроконические танки, где оно хранится перед розливом при идеальной температуре +6 градусов. На этой стадии пиво тщательно охраняют от двух главных «врагов» – света и кислорода, чтобы оно не окислялось. Розлив напитка происходит на трёх производственных линиях: первой – мощностью 60 кегов в час, второй – 42 тыс. стеклянных бутылок в час и третьей – 18 тыс. пластиковых бутылок в час. Пластиковые бутылки под пиво выдувают прямо на заводе из специальных заготовок, а стеклянные доставляются от поставщиков. Бенуа Де Ветте добавил, что в России около половины потребляемого пива приходится на продукт в стеклянных бутылках, ещё половина – на ПЭТ и совсем немного – в кегах. Для ангарского завода есть «перевес» в сторону пива в пластиковых бутылках (около 65% продукции выпускается в ПЭТ). С упаковочного производства можно сразу попасть на склад площадью в три футбольных поля: здесь хранится продукция не только с ангарского завода, но и с других предприятий компании. 

Тестируется пиво не только в заводской лаборатории, но и специально обученными дегустаторами. Если качество продукта не соответствует стандарту, он не допускается на розлив. После всех необходимых измерений дегустационная комиссия в специально оборудованных комнатах ежедневно проставляет оценки продукту. Отдельной должности «дегустатор» на заводе нет, комиссия формируется из сотрудников завода, которые проходят отбор. «Вы не поверите, но, пока мы проводили тесты, выяснилось, что около 60% людей не отличают горькое от кислого. Не все люди рождены для того, чтобы быть дегустаторами, в том числе и я», – призналась Ольга Александрова на выходе с завода. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры