издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Просто бизнес

Первый месяц предвыборной кампании оказался щедр на скандалы и сенсации

  • Автор: Владимир ДЁМИН

На двадцать первом году постсоветской истории Российской Федерации, когда сословие предпринимателей должно было бы если не занять в стране все политические позиции (в соответствии со своим экономическим весом), то хотя бы чувствовать себя совершенно спокойно, дела обстоят так, будто на дворе не 2011 год, а максимум 1931-й: НЭП свёрнут и немногочисленные «недобитки» из числа деловых людей спешно переквалифицируются в управдомы.

Пробел в пищевой цепочке

Пищевая цепочка экономики, в которой бизнес разных размеров и форм должен, по идее, заполнять множество ниш, от растений до крупных акул капитализма, стремительно замещается двухступенчатой схемой из государства, концентрирующего все финансовые ресурсы и распределяющего их по своему усмотрению, и всех остальных, живущих от щедрот федерального правительства то ли в виде заказов на товары и услуги, то ли в виде пенсий, стипендий и зарплаты. Истории мелких и средних предпринимателей, закрывающих бизнес под налоговым прессом государства, стали настолько обыденными, что различаются разве что количеством уволенных работников и географией закрытых цехов, автосервисов и торговых точек. Крупный бизнес, в свете биографий Ходорковского, Березовского, Гусинского, Лебедева и прочих Чичваркиных ставший практически шёлковым, тоже испытывает стресс, всё усиливающийся по мере приближения выборов: время делать ставку на победителя забега семи «скаковых лошадей», а тут сигналы поступают, один выразительней другого. Сочинский экономический форум, в котором принял участие председатель правительства Владимир Путин, ознаменовался скандалом — руководитель ОАО «НК «Роснефть» Эдуард Худайнатов и глава ОАО «ГМК «Норильский никель» Владимир Стржалковский — один из главных спонсоров форума, между прочим, — сумели попасть
на пленарное заседание с большим трудом.

Будь Худайнатов и Стржалковский филологами-фольклористами по образованию, они могли бы утешиться старинной русской поговоркой «Богатый что бык рогатый: в тесные ворота не влезет» и отвести душу на злосчастной охране, не узнающей в лицо таких важных людей. С другой же стороны, гораздо страшнее для обоих было бы выяснить, что охрана их узнала и не пускала сознательно – чтобы помнили, кто в стране истинный хозяин, от чего зависит позиция в списке «Форбс» (тут о многом могла бы рассказать Елена Батурина, посети она если не форум, то хотя бы родную страну) и как быстро можно поменять костюм от модного кутюрье на лагерный клифт. Задолго до съёмок сериала «Богатые тоже плачут» мудрые люди в России, наблюдавшие за перипетиями политической жизни на одном из крутых поворотов истории констатировали: «Соболино одеяльце в ногах, да потонули подушки в слезах». Всегда тяжело расставаться с тем, что нажито непосильным трудом, от обилия эмоций можно впасть не только в слезливость, но и в буйство, чему примером могут стать сразу две истории. 

На минувшей неделе стало известно, что во время съёмок передачи «НТВшники» глава Национального резервного банка (и экс-офицер КГБ) Александр Лебедев подрался с бывшим руководителем Mirax Group Сергеем Полонским (прославившимся обещанием скушать галстук, если к определённой дате у его компании дела будут идти не слишком радужно). Как человек более тренированный, Лебедев победил эмоционально истощённого финансовыми потерями и поеданием галстука Полонского, от чего последний впал в крайнюю степень огорчения и даже продемонстрировал публике посредством собственного блога разорванные до полной неремонтопригодности штаны. Это, обратите внимание, человек, который ещё пару лет назад считал ниже своего достоинства общаться с теми, у кого нет миллиарда. Травма и потеря части гардероба так огорчили делового человека Полонского, что он даже пообещал в запале сменить место жительства с России на что-то более комфортное. Не уточнив, правда, для бизнеса или для ношения рваных штанов. Оба варианта можно было рассматривать как равноценные, будь Полонский выходцем из любой другой страны и эпохи, но российские методы ведения дел, как оказалось, в других странах приживаются крайне редко. 

Будущее? Какое будущее?

История, приключившаяся примерно в это же время с миллиардером Михаилом Прохоровым, по всем статьям ещё более огорчительна, и никто, наверное, не удивится, если Михаил Дмитриевич потребует не просто билет в другую страну, но и вообще другой глобус. Дело в том, что на состоявшемся 14 и 15 сентября двойном съезде партии «Правое дело» Прохоров столкнулся с тем, что в России принято называть рейдерским захватом. С той, правда, разницей, что у Прохорова отняли не только партию, но и большие политические планы вместе с уверенностью в собственном умении вести дела, договариваться с чиновниками и «разруливать» наиболее сложные вопросы. Возможно, если бы Михаил Дмитриевич сознавал, как выглядел со стороны его собственный приход в политику (сопровождавшийся сменой руководства многих региональных отделений и крахом множества выстроенных договорённостей), он был бы более сдержан. Но, увы, не свершив ничего, достойного упоминания в серьёзном политологическом исследовании, Прохоров преуспел лишь на ниве создания мелких сенсаций для «мёртвого» политического сезона: из отрицательного – насмешил страну бессмысленными билбордами, из положительного – привлёк в партию наркоборца Евгения Ройзмана и певицу Аллу Пугачёву. Лишившись партии и расписания на ближайшие несколько месяцев, Прохоров принялся искать виновного и зачем-то нашёл его в лице первого заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова. 

Прохоров опять же ни в коей мере не знаток фольклора (хотя он экономист, а наша экономическая наука в чём-то тоже сказка), а потому не учёл простую вещь: «На деньгах всегда царская печать». Спорить с тем, кто по определению диктует правила игры (речь, разумеется, не о Суркове лично, но о государственном аппарате в целом), в России не полезно для здоровья – это было известно во все времена. Миллиардер не убоялся и взял на себя не свойственные ему функции народного трибуна и защитника демократии. Не он первый, конечно, у нас в несистемной оппозиции даже экс-председатель правительства имеется (не говоря уже об экс-депутатах и министрах), а уж миллиардерам и вовсе счёта нет, но тут всё происходит в канун выборов, от чего всякое слово обретает особый вес. Прохоров же принялся обличать администрацию президента в том, что она-де и устроила всё так, чтобы группа лиц во главе с бывшим кандидатом в президенты РФ Богдановым перехватила в «Правом деле» все рычаги управления. Если брать по большому счёту, то у Богданова со товарищи намного больше прав на бренд «Правого дела», чем у пришедшего в политику всего-то пару месяцев назад Прохорова, а у Прохорова пока ещё есть время, чтобы договориться с одной из пяти других зарегистрированных партий. Но туда нужно идти с каким-то капиталом, причём выражающимся не столько в деньгах, сколько в личной популярности. 

Безусловно, за последние три месяца Прохоров изрядно повысил такое личное свойство, как узнаваемость, однако практически никак не нарастил такое полезное качество, как популярность. Прохоров не учёл того, что среди избирателей бизнесмены (пусть даже не дотягивающие до стотысячной или миллионной доли его состояния) составляют несущественное и сокращающееся меньшинство. Он продолжал говорить неприятные народу вещи вроде того, что он, народ, мало работает и хочет много получать, что массам вовсе ни к чему плоды просвещения и количество людей с высшим образованием надо бы ограничить каждым пятым выпускником – и далее в том же духе. Трудно сказать, как там обстояло у Суркова с Богдановым, имела ли место договорённость, или в добродушном с виду Великом Магистре российского масонства (а Богданов именно что масон) проснулись вдруг какие-то крайне жёсткие черты характера, но трудились они совершенно напрасно. Набрать 4 декабря какие-либо пристойные проценты Прохоров и возглавляемая им партия смогли бы только в одном случае: если бы эти проценты им нарисовали, что называется с потолка, – с Прохоровым, без Прохорова, с Богдановым или кем угодно ещё «Правое дело» оказалось провальным проектом. Возможно, дело тут именно в том, что ни для кого из лидеров это не было личным делом – просто бизнес. Прохоров произнёс эту фразу по другому поводу, но она, как говорится, многое объясняет. 

Старая сказка с нелепым концом

Ещё одно допущение в адрес Прохорова, характеризующее сложившуюся в России ситуацию, народное мнение сформулировало таким образом: «Он тут не весь: половина его за бугром есть». То есть как бы ни пошли дела, у олигарха всегда есть шанс безбедно устроиться за границей и половина тут сугубо для благозвучности. У прочих политиков таких возможностей намного меньше – кому за пределами России нужен, к примеру, Владимир Жириновский или Сергей Миронов? Впрочем, там и видные единороссы Исаев с Плигиным никому не нужны, вследствие чего региональные отделения «ЕР» спешно проводят различные процедуры «братания с народом», обещая, например, создать для инвалидов безбарьерную среду. Этим обещаниям в России лет примерно столько же, сколько самому слову «инвалиды», исполнять их даже в канун выборов – судя по состоянию крылечек общественных приёмных, мэрий и лечебных учреждений (а это намного проще, чем принять и исполнять нормальное законодательство о поддержке инвалидов) – никто не собирается, но выглядит умильно. По опросам общественного мнения, «Единой России» накануне выборов будет не то что трудно, но довольно тревожно: Фонд общественного мнения 15 сентября сообщил, что рейтинг партии власти в очередной раз понизился на 2% и достиг уровня всего в 41% (если бы выборы состоялись 18 сентября), ВЦИОМ даёт партии 55%, «Левада-центр» – 65%. Разброс очень велик, и именно это усложняет задачу: как строить предвыборную стратегию, если вы не понимаете даже своё реальное положение? А планка для всех регионов установлена немалая – повторить результат 2007 года. 

Впрочем, ещё более тревожно будет оппозиции. История с приходом и уходом Прохорова из «Правого дела» оставила след не только в деморализации сторонников либеральных ценностей (в классическом понимании термина), но и в виде передающейся из уст в уста легенды о том, что даже оппозиционные партии согласовывают свои списки кандидатов в администрации президента. В связи с этим настроенная к «Единой России» и планирующая участвовать в выборах часть общественности изрядно пригорюнилась: получается, за кого ни голосуй – результат примерно одинаковый, просто ярлычок на партии власти будет другой. Наиболее огорчённые (среди которых оказались экс-вице-премьер Борис Немцов, поэт Дмитрий Быков и сатирик Виктор Шендерович) учредили движение желающих принять участие в выборах, но при этом показать государству фигу. Они призывают прийти на выборы, но уносить бюллетени с собой или портить их, что, с одной стороны, даёт призрачный шанс объявить выборы недействительными, а с другой – покажет государству, что народ им недоволен. Менее эмоциональная часть оппозиции заявляет, что делать это ни в коем случае не следует, поскольку испорченные и унесённые бюллетени технически отработанными средствами всё равно пойдут в зачёт столь неприятной оппозиционерам партии власти. Следует же, придя на выборы, голосовать за кого угодно (кроме «Единой России») – в результате партия власти либо сменится, либо будет существенно ослаблена и принуждена считаться с чужим мнением более, чем сегодня. 

Второе рассуждение позволило председателю думского Комитета по труду и социальной политике Андрею Исаеву заявить, что вся оппозиция объединилась против «Единой России». Это, конечно, преувеличение, к тому же вполне для партии власти безопасное: если даже сложить численность всех зарегистрированных партий, то и это будет меньше, чем «Единая Россия» с её «Общероссийским народным фронтом». Совокупный рейтинг КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» едва дотягивает до 34%, хотя, в отличие от «ЕР», все эти партии в последние недели набирают голоса сторонников – и только это на самом деле должно тревожить «Единую Россию». Партийные функционеры вместо этого в очередной раз извлекли из старых запасов миф об угрозе «цветной революции», которую, по мнению всё того же Исаева, планируют устроить некие «либеральные силы», утратившие реальные возможности для участия в политике. Зная не понаслышке и не первый год, в каком глубоком разрыве с реальностью находятся в нашей стране потенциальные организаторы таких революций и как далеки они от проблем народа, общественности остаётся  лишь развести руками – вольно же депутату и политику обижать оппозиционеров по принципу «вали на серого, серый всё свезёт». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры