издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Опоздали к урокам

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

О проблемах малокомплектной школы в посёлке Небель стало известно летом, когда в Законодательное Собрание области и СМИ поступило обращение местных жителей. Они остались недовольны решением администрации Казачинско-Ленского района, которая снизила статус школы. Теперь там нет 10 и 11 классов.

Страсти кипели весь июнь, родители боялись, что школу закроют вовсе и детей в соседний посёлок Железнодорожный придётся возить за 45 километров по разбитой дороге. Учеников по местным меркам в Небельской школе достаточно – 50 человек, но учителей не хватает. В последнее время не было преподавателей физики, технологии, химии, биологии, черчения, изобразительного искусства, музыки, а также учителей начальных классов, психолога. 

Проблему пришлось решать на региональном уровне. Председатель Заксобрания Людмила Берлина обратилась к губернатору Дмитрию Мезенцеву с письмом, в котором сообщала об угрозе «упразднения» школы и просила предоставить варианты решения проблемы. Губернатор отвечал, что закрывать школу не будут, а переведут в статус филиала Магистральнинской средней общеобразовательной школы №2 и недостающих предметников будут привозить оттуда. На реорганизацию было получено согласие местных жителей, на сходе за неё проголосовали 57 человек, воздержались двое, противников не было. Новый виток история получила с началом учебного года, когда выяснилось, что учителя из Магистрального не приезжают на уроки.

Помогли чем могли 

В понедельник депутаты Заксобрания обсуждали проблему Небельской школы на заседании комитета по социально-культурному законодательству. Как выяснилось, в парламент поступает противоречивая информация о ситуации: местные жители заявляют, что за две недели сентября учителя из Магистрального не являлись ни разу, а представитель областного министерства образования, ссылаясь на администрацию Казачинско-Ленского района, опровергает эти данные. «Подвоз предметников организован. С 1 сентября школа начала работу в таком режиме, неявки учителей нет. Не далее как сегодня утром мы разговаривали с начальником управления образования Казачинско-Ленского района, перед нами отчитываются каждые две недели. Претензий от жителей к нам не поступало», – сообщила на заседании и.о. замминистра образования Наталья Краснова. 

Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова спорить с докладчиком не стала и оставила комментарии до выяснения всех обстоятельств. Однако в Магистральнинской школе №2 подтвердили, что первые две недели сентября учителя действительно не приезжали в Небель, но сейчас вопрос частично решён. «Мы помогли Небельской школе чем могли и, кстати, дали им очень хороших педагогов. Вот уже неделю они проводят там уроки. И это притом что наши учителя имеют очень большую нагрузку, ведь молодые специалисты не едут работать на село», – говорит директор школы №2 Галина Горко. 

Как стало известно, большая школа смогла «поставить» в маленькую учителей четырёх предметов: музыки, химии, физики и черчения. По шесть уроков они проводят два раза в неделю, по понедельникам и средам, дорога туда и обратно занимает у них около полутора часов. По словам Галины Горко, задержка произошла из-за неясностей с расписанием, да и договориться о деталях было сложно. Несмотря на то что подвоз учителей уже начался, полностью обеспечить кадрами Небельскую школу всё-таки не удалось. Уходит в декретный отпуск учитель английского языка, а нового Магистральнинская школа предоставить не может.

Проблемы филиализации

Труднопроизносимое слово «филиализация» пришло в лексикон работников образования несколько лет назад, когда государство всерьёз озаботилось проблемами малокомплектных школ. По замыслу авторов идеи, учреждения, в которых сформировался устойчивый дефицит педагогического состава, должны становиться филиалами крупных соседних школ, обеспеченных и учителями, и достойной материально-технической базой. По данным министерства образования Иркутской области, в регионе половина школ являются малокомплектными, при этом учатся в них всего лишь 6% от общего количества учеников. В таких условиях бюджетные расходы на содержание школ становятся неэффективными. Создание системы интернатов или дистанционного обучения кажется властям менее реалистичным вариантом развития школ, чем создание филиальной сети, поэтому повсеместно маленькие школы меняют свой юридический статус и переходят под крыло больших. 

Главным преимуществом филиализации считается усиление материально-технической базы малокомплектных школ, но этот процесс в штыки воспринимают и «старшие», и «младшие». Галина Горко объясняет: «Это болезненный вопрос не только для них, но и для нас. Теперь мы должны будем обеспечивать их педагогами, а нагрузка у нас и так большая, нам тоже придётся искать учителей. Как нам этого не хочется, так и им этого не хочется. Но мы же следим за государственной политикой, смотрим телевидение, там чётко говорится, что маленькие школы будут филиалами больших. Родители детей из малокомплектных школ боятся, что за филиализацией может последовать их закрытие». 

На данный момент в министерстве образования Иркутской области не готовы предоставить информацию о точном количестве малокомплектных школ, сменивших статус, но отмечают, что этот процесс идёт в течение трёх лет и за это время уже выработан механизм реорганизации. Ни в Небеле, ни в Магистральном пока не знают наверняка, когда этот процесс завершится у них. Пока же Небельская основная общеобразовательная школа носит прежний статус и другого решения проблемы, кроме как «завоз» учителей, пока не предвидится. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры