издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Улитку Сальвадора Дали сломали по дороге в Иркутск

Приблизительно 112 графических работ, мини-скульптур и тарелок, расписанных собственноручно великим мастером сюрреализма Сальвадором Дали, с конца текущей недели выставляются в здании филиала краеведческого музея. Их привёз в Иркутск екатеринбургский бизнесмен, коллекционер живописи и просто меценат Александр Шадрин. По его словам, выставка Дали колесит по просторам РФ уже более пяти лет, но нашему городу повезло увидеть на полсотни работ больше, чем видели другие. О превратностях долгой дороги Александр поведал «Иркутскому репортёру».

Странное хобби Александра Шадрина – устраивать выставки классиков сюрреализма и абстракционизма. Екатеринбургский бизнесмен-миллионщик нашёл неожиданное применение своим капиталам. Сам он, отвечая на вопрос, зачем этим занимается, отвечает просто: «Есть свободные деньги».

– Мы разговариваем с сыном, во что вложить деньги. Он предлагает: давай купим яхту. А я отвечаю: зачем нам яхта, её можно в аренду взять, давай лучше ещё картину купим, – рассказывает Александр Шадрин. 

Дорогостоящим хобби он занялся  в 1993 году, когда начал вывозить свою коллекцию живописи, в которой сейчас находится порядка пятисот работ разных мастеров, в города России. Но признаётся, что до сих пор не заезжал так далеко – восточнее Красноярска.

С начала 1990-х он финансировал выставки Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного, Пикассо, Шагала, Кандинского, нонкомформистов-шестидесятников.

Но подготовкой к выставке работ Дали (читай – покупкой картин этого художника) он озаботился ещё в 1998 году. Признаётся, что любит мастера с подросткового возраста:

– У всех картин есть собственная энергетика, она может сильно влиять на глубоко чувствующего человека. Я, например, не могу долго воспринимать работы Пикассо – у него в картинах содержится очень жёсткая сексуальная агрессия. Он женщин имел, но не любил. А Дали – как ребёнок. 

Екатеринбургский коллекционер Александр Шадрин впервые за пять лет путешествий со своей выставкой работ Сальвадора Дали заехал восточнее Красноярска

Для покупки работ Сальвадора Дали ему пришлось продать часть своей коллекции: гравюры Пикассо, 45 из 60 работ Шемякина… Он обращался в несколько галерей, где были аккумулированы произведения художника, но в главной из них, в испанском фонде Дали, ему сразу отказали – сам автор запретил вывозить эти работы за пределы страны. Поэтому основной фонд выставки он покупал у коллекционера Бенджамина Леви, бывшего юриста Сальвадора Дали, а по совместительству владельца Парижского и Лондонского музеев художника. 82-летний старик понимал, что его жена и дочери-наследницы не проявляют интереса к коллекции, и решил сам пристроить её в надёжные руки.

Вторая часть коллекции, гравюры, была куплена у Пьера и Кристофера Аржиле – коллекционеров, отца и сына, которые в 1998 году первыми устроили выставку Дали в Третьяковской галерее. Вывоз работ в Россию был сложным и хлопотным делом. Сначала ни одна европейская страховая компания не соглашалась их страховать – настолько пропащая у России репутация. В результате гравюры застраховали в США. Для погашения страховых взносов меценату пришлось продать несколько квартир и часть коллекции. 

Когда наконец в Екатеринбурге открылась первая экспозиция, оказалось, что по пути из Швеции был отколот кусок постамента у скульптуры «Улитка». Западные СМИ на это отозвались заголовками «Работа Сальвадора Дали пострадала в России» и «Русские наступают: раньше покупали на Западе замки и футбольные команды, теперь вывозят культурные ценности».

Сумму сделки, кстати, меценат озвучить отказался – из соображений безопасности. В Иркутск приехали около 112 работ Дали. Это на полсотни больше, чем было представлено в других городах с начала разъездных выставок  с 14 августа 2006 года, потому что в эту экспозицию вошли работы, закупленные только в мае этого года и ещё не выставлявшиеся на территории России, кроме Санкт-Петербурга. 

Несчастный брюхоногий моллюск пострадал сначала пересекая границу Европы и России, а потом – по приезде в Иркутск

В краеведческом музее выставлены не все работы – девять рамок в дороге разбилось, но, по счастью, сами картины упаковываются отдельно от рам, поэтому не пострадали. Зато досталось многострадальной «Улитке»: при разгрузке на иркутском вокзале её так брякнул оземь, что постамент раскололся пополам. Также при развешивании картин в зале откололся угол стеклянного покрытия на картине «Потерянный рай». «У вас полы хорошие, но скользкие», – деликатно прокомментировал это происшествие владелец.   

– Поэтому я и не заезжал никогда дальше Красноярска – очень опасная для картин дорога, – говорит Александр Шадрин. – Теперь мы планируем показать эту выставку в Хабаровске и Владивостоке. 

Кстати, все работы не только застрахованы, но и зарегистрированы в Росохранкульте как национальное культурное достояние России. Это, в частности, значит, что, хотя картины и принадлежат коллекционеру, он не имеет права вывозить их за границу более чем на два года и может продавать их только на территории нашей страны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры