издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Таёжные мифы

Лесная статистика остаётся для граждан России закрытой

  • Автор: Георгий КУЗНЕЦОВ, по материалам WWF России

Нынешний год, провозглашённый Организацией Объединённых Наций Международным годом лесов, Всемирный фонд дикой природы (WWF России) отмечает в том числе и развенчанием наиболее распространённых мифов о российских лесах. Например, о том, что если лес не рубить, то он пропадёт без всякой пользы для людей; что простые россияне не могут повлиять на судьбу лесов; что травяные и сельскохозяйственные палы приносят пользу и другие. Развенчанием очередного мифа о том, что о российских лесах якобы всем всё известно, WWF России, по сути, развивает одну из тем, начатых «Восточно-Сибирской правдой» в рамках проводимой на страницах газеты информационно-просветительской кампании «Леса для людей».

Где и сколько лесов осталось в России и в каком они состоянии? Сколько леса рубится нелегально и сколько – легально?  Сколько российских лесов сгорело и сколько сгорает каждый год? Объективных, достоверных ответов на эти и многие другие вопросы о российских лесах, по убеждению Всемирного фонда дикой природы, просто-напросто не существует.  

Россия не относится к «белым пятнам» на карте планеты. Тем не менее оказывается, что о лесах России нам известно очень мало. 

Практически каждый гражданин нашей страны неразрывно связан с лесом. Каждый из нас использует изделия из дерева и бумаги, дышит очищенным лесами воздухом и пьёт чистую воду. Для миллионов жителей России лес – это место работы, или же сырьевой ресурс, или место отдыха, или источник элементарного выживания за счёт сбора и продажи грибов и ягод, место заготовки дров для обогрева, или неисчерпаемый источник духовного обогащения. Достаточно ли достоверной информации о наших лесах у российских политических лидеров и обычных государственных служащих, у «китов» бизнеса и у «рядовых» лесопромышленников, у общественных и образовательных организаций, у всех любителей природы? А ведь без актуальных данных о лесах невозможно принятие обоснованных решений по управлению пятой частью всех лесов планеты, по развитию лесного сектора экономики страны, обеспечению экологической устойчивости и экономической эффективности использования лесов, по их сохранению.

Известно, что Россия – самая богатая лесом страна в мире. У нас сосредоточено более 20% всех лесов планеты и половина мировых хвойных лесов. Однако это совсем не означает, что лесные ресурсы России безграничны.

Нет информации о том, в каком состоянии находятся эти огромные лесные площади: где имеются экономически доступные леса, которые можно рубить без большого ущерба для природы, а где находятся леса, которые всеми силами необходимо со-

хранять. Как показал рейтинг управления лесами в субъектах РФ, только в отдельных регионах есть свежие лесотаксационные материалы, описывающие породный и возрастной состав лесов, качество и объём древесины. В большинстве же регионов большая часть данных лесоустройства уже старше 15–20 лет, а на некоторых территориях последняя оценка лесных ресурсов проводилась и вовсе в 60-х годах прошлого века. Фактический развал стройной и эффективной системы лесоустройства связан с принятием нового Лесного кодекса в 2006 году. В период действия прошлого Лесного кодекса (1997–2006) среднегодовой объём лесоустройства составлял около 40 млн. га, а при действии нынешнего – около 4 млн. га, в 10 раз меньше. Последняя карта лесов России, основанная на данных наземного лесоустройства, была составлена в 1991 году; всё, что создавалось позже, подготовлено на основе авиационного и космического мониторинга и имеет значительно меньшую точность.

Разрешённый объём ежегодной заготовки древесины в нашей стране официально оценивается почти в 600 млн. кубометров. При этом лесопромышленники считают, что потенциал лесов по производству древесины используется только на 20–30%. Тем не менее эти оценки не учитывают, что экономически доступных лесов в России не столь много и они уже значительно истощены. Около 40% наших лесов относятся к малопродуктивным – это редколесья, горные леса, заболоченные лесные территории, леса на вечномерзлотных почвах. Такие леса очень важны с экологической точки зрения, но малоинтересны для лесопромышленников. Многие леса экономически недоступны в силу их отдалённости и отсутствия инфраструктуры. А без такой информации невозможно эффективное и экологически обоснованное развитие лесного сектора экономики. 

В прошлом году дымом лесных и торфяных пожаров были окутаны Москва и большая часть областей России в Центральном федеральном округе. Нынешней осенью задыхались Братск и ряд других населённых пунктов Восточной Сибири. Однако мы не знаем, сколько на самом деле лесов сгорело в прошлом году и сгорает каждый год в России из-за недостатков лесного законодательства, развала лесной охраны, отсутствия планомерной работы с местным населением по профилактике лесных пожаров. 

Даже официальная статистика о количестве и площади пожаров в стране у разных государственных структур существенно различается, иногда в разы. Так, по данным МЧС России, в 2010 году природными пожарами пройдено около 1 млн. га, Рослесхоз оценивает площадь пожаров в стране в 2,1 млн. га, научные сотрудники Российской академии наук считают, что эта величина значительно больше и составляет около 6 млн. га.

Как выясняется, государственные органы не только не могут пока обеспечить надёжную охрану наших лесов, которые находятся в общенациональной собственности, от поджогов и незаконных рубок, но даже не способны определить, сколько древесины воруется в наших лесах. Объёмы нелегально заготовленной древесины, только по официальным отчётам Рослесхоза, составляют от 1,4 до 1,8 млн. куб. м. Чтобы визуально представить такое количество древесины – это более 20 тыс. вагонов, гружённых круглым лесом!

Тем не менее за этими цифрами стоит объём только выявленной незаконной древесины и, как правило, заготовленной только при сплошных рубках. Незаконные выборочные рубки, когда «чёрными» лесорубами изымаются самые ценные части стволов наиболее дорогих, часто редких пород, не видны на космических снимках и не учитываются, а между тем именно такой способ нелегальной заготовки является преобладающим. По оценкам специалистов, около 20% древесины в России заготавливается нелегально, но сколько точно древесины воруют в наших лесах – неизвестно. Более того, доподлинно неизвестно, сколько древесины заготавливается в наших лесах легально: например, по данным Рослесхоза за 2009 год, было заготовлено 134 млн. кубометров древесины, а по данным Росгосстата – 151400 млн. (разница в 17,5 млн. кубометров даже в данных этих государственных ведомств!).

По многим показателям лесная статистика вообще закрыта для граждан России. Ни на сайте Рослесхоза, ни на сайте многих региональных администраций фактически нет официальных данных не только по пожарам и заготовке древесины, но и о том, сколько леса гибнет от вредителей и болезней, от промышленных выбросов, в связи со строительством различных объектов и прочим.

Чего мы не знаем о лесах России
Где и сколько в России осталось лесов, пригодных для экономического использования?
Данных нет. Где и сколько недоступных и нерентабельных? Данных нет.
Сколько древесины воруется в наших лесах и сколько заготавливается легально? Данных нет.
Сколько лесов сгорело за последние годы и сколько их сгорает каждый год в России? Данные очень противоречивы. 
В каком состоянии находятся огромные лесные площади России? Сколько среди них больных лесов, а сколько здоровых, сколько старых и молодых, хвойных и лиственных? Данные закрыты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры