издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лесной патруль

Информационно-просветительская кампания «Восточки» продолжается

Поддержав инициативы ООН, связанные с провозглашением 2011 года Международным годом лесов, газета «Восточно-Сибирская правда» и агентство лесного хозяйства Иркутской области провели в течение 2011 года большую информационно-просветительскую кампанию под рубрикой «Леса для людей».

С января по декабрь 2011 года на страницах «Восточно-Сибирской правды» вместо 12 публикаций, запланированных программой кампании, было размещено 19 публицистических  «лесных» выпусков объёмом от одной до двух газетных страниц. Опубликовано 25 проблемно-аналитических журналистских статей, посвящённых проблемам российского леса, и более 30 фотоиллюстраций. Все материалы, в дополнение к бумажному варианту газеты, размещены на сайте «Восточно-Сибирской правды» (http://vsp.ru). Тексты и ссылки на публикации информационно-просветительской кампании быстро разошлись по многим другим сайтам, что говорит о значительном спросе общества на подобную информацию. 

Провернуть такой объём работ силами одной только редакции было бы затруднительно. Но идею «Восточки» поддержало агентство лесного хозяйства Иркутской области. Обсудив вопрос на коллегии, ведомство приняло на себя функции генерального информационного партнёра газеты. Одновременно к реализации информационно-просветительской кампании присоединились Центр защиты леса Иркутской области и Прибайкальский филиал государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг». Между журналистами, профессиональными лесохозяйственниками, лесопатологами и лесоустроителями была установлена личная телефонная связь, которая в течение года не подвела ни разу. Запрошенную информацию и необходимые консультации газета получала от своих партнёров оперативно и в полном объёме.

Отдел по предупреждению и выявлению преступлений в лесной отрасли при ГУВД по Иркутской области («лесная милиция»), давно и плотно сотрудничающий с «Восточно-Сибирской правдой», формально к проекту газеты не присоединялся. Но не потому, что счёл его маловажным, а потому, что в прошлом году никто из сотрудников отдела не знал наверняка, сохранится ли это подразделение в процессе реорганизации милиции в полицию. И тем не менее, сохраняя максимально возможную для правоохранительных органов информационную открытость, коллектив отдела постоянно оказывал исполнителям просветительской кампании значимую помощь консультациями, обеспечивая журналистов возможностью прямого, личного сбора специфической информации при проведении рейдов по выявлению преступлений в лесной сфере, участвуя в сельских сходах при обсуждении местными жителями криминальных лесных проблем. 

А вот официальный, легальный лесной бизнес (который в современной России нельзя «кошмарить» частыми проверками) к сформулированной ООН задаче «…сосредоточить согласованные усилия на повышении осведомлённости на всех уровнях для укрепления деятельности по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов в интересах нынешнего и будущих поколений» отнёсся с прохладцей. Несмотря на бесконечные парадные «заклинания» о «прозрачности» бизнеса, о его экологической и социальной ответственности, лесопромышленные (в первую очередь лесозаготовительные) структуры, как показывает практика, предпочитают оставаться в информационной тени. И не случайно. 

Во время рейдов с лесной милицией по пресечению деятельности «чёрных лесорубов» мы наталкивались на бригады, заготавливающие древесину легально, на основании разрешительных документов. Но почти всегда – с нарушениями. В том числе и с грубыми. К числу распространённых и, скорее всего, умышленных нарушений, допускаемых арендаторами, относится, к примеру, «загранка». Это когда основная заготовка идёт в границах отведённой лесосеки, а несколько человек «промышляют» за её пределами, вырубая выборочно отдельные, самые крупные и самые качественные деревья.

В 2011 году стали всё чаще отмечаться примеры открытой борьбы населения с незаконным использованием окрестных лесов

 

Понятно, что таким арендаторам не очень хочется пускать на свои деляны журналистов. Впрочем, с объявлением в газете о проводимой информационно-просветительской кампании в редакции раздалось несколько заинтересованных телефонных звонков с лесозаготовительных предприятий. Но после разъяснений, что кампания не является рекламной и журналисты будут писать не только о том, что им расскажут руководители и собственники, но и о том, что они увидят в реальности, интерес к проекту терялся. 

Исключением стало открытое акционерное общество «Группа «Илим» — крупнейшая лесопромышленная структура в РФ, крупнейший арендатор лесов в Иркутской области. Его представители, заинтересовавшись проектом, не ограничились устными разъяснениями редакции. Через свою пресс-службу они запросили утверждённый текст программы информационно-просветительской кампании, электронные адреса опубликованных материалов, списки исполнителей и участников. И лишь изучив документы, в середине года официально присоединились к реализации медийного проекта. Не сгоряча. Не спонтанно. Такая основательность вызывает уважение. 

Без специальных социологических исследований невозможно определить конкретную (тем более выраженную в каких-то цифрах) степень повышения осведомлённости населения о лесных проблемах и зафиксировать достижение глобальной цели – «изменение общественного сознания». Поэтому выводы об эффективности проведённой работы делаются опосредованно, на основании увеличившегося числа обращений читателей в газету, в государственные и общественные природоохранные структуры, а также по высказываниям жителей на сельских сходах, посвящённых проблемам лесов, и на примерах фактического изменения отношения населения к лесу. 

Отклики подтверждают, что откровенный разговор о проблемах организации лесного хозяйства в условиях нового (2006 г.) Лесного кодекса РФ, о криминальном лесном бизнесе и связанной с ним коррупции, о вопросах лесовосстановления, лесоустройства, о профилактике и борьбе с лесными пожарами и других проблемах сибирского леса не оставил читателей равнодушными. Местные жители стали активнее, смелее и публичнее высказываться в защиту лесов, прилегающих к населённым пунктам, от их истребления ради получения сию-минутной финансовой прибыли. 

Именно в 2011 году, когда информационно-просветительская кампания под рубрикой «Леса для людей» набрала должную интенсивность, в Иркутской области отмечен новый вид проявления природоохранной активности местного населения – сельские сходы в защиту лесов, примыкающих к населённым пунктам и формирующих традиционную для сибиряков среду обитания. В своих выступлениях участники сходов нередко делали прямые ссылки на газетные материалы, опубликованные в рамках проводимой кампании, что подтверждает прямую связь медийного проекта с растущей активностью местных жителей в защите своих лесов от криминальных или просто неразумных вырубок и безусловное повышение осведомлённости населения. Журналисты «Восточно-Сибирской правды» с другими участниками проекта присутствовали, в частности, на тематических «лесных» сходах в посёлках Мишелёвка Усольского района и Мельничная Падь Иркутского района. Начиная с мая значительное число газетных публикаций было подготовлено по прямым письменным и устным обращениям жителей лесных населённых пунктов к исполнителям информационно-просветительской кампании. 

Положительная трансформация общественного сознания неизбежно влечёт за собой и изменение поведения местного населения. В предыдущие годы государственные лесные инспекторы и сотрудники подразделения лесной полиции неоднократно рассказывали журналистам, что жители расположенных в лесу населённых пунктов, заметив проезжающих через село инспекторов, очень часто предупреждали по мобильной телефонной связи своих односельчан, выехавших на криминальные лесозаготовки, о проводимом рейде. «Чёрные лесорубы» срочно выезжали из леса и, оставшись без наказания, «благодарили» своих спасителей денежными суммами по негласно установленным «тарифам». 

К сожалению, подобная ситуация, когда местное население, видя ненаказуемые примеры коррупции и общую пассивность государства в борьбе с криминальным лесным бизнесом, тоже ведёт себя пассивно по отношению к самовольным рубкам, а нередко даже поддерживает живущих рядом порубщиков, до сих пор сохраняется на значительной части территории Иркутской области. Но со второй половины 2011 года стали всё чаще отмечаться и примеры открытой борьбы населения с незаконным, ради чьей-то наживы, использованием окрестных лесов. Такие случаи пока ещё трудно назвать сформировавшейся тенденцией, но это уже как минимум её зарождение. А для развития необходима правовая и общественная поддержка, в том числе и с помощью средств массовой информации. 

По положительным откликам читателей на публикации, по активизирующейся работе контрольных, надзорных и правоохранительных государственных структур, в том числе и в связи с некоторыми конкретными публикациями газеты, видно, что информационно-просветительская кампания не была бесполезной. В качестве бесспорного примера её прямого влияния на ситуацию можно привести публикации газеты «Пустырь за околицей» (17 мая), «Таёжная интрига» (21 июня) и «Пауки на делянах» (2 августа), связанные с неразумными и криминальными вырубками лесов в Усольском районе, вблизи посёлка Мишелёвка. Эти публикации появились благодаря растущей активности местных жителей и в итоге привели к возбуждению нескольких десятков (!) административных дел. Но кардинального решения эта проблема пока не получила.

Другой пример, о котором тоже рассказывалось в рамках проведённой ИПК («Беззащитная полоса» от 11 октября и «Мельничная пядь» от 18 октября), – организованное сопротивление жителей посёлка Мельничная Падь Иркутского района документально оформленным, но не отвечающим интересам местного населения вырубкам под застройку прибрежных лесов, расположенных во втором поясе санитарной охраны Ершовского водозабора. Кроме коллективных и индивидуальных обращений в СМИ, в надзорные и правоохранительные структуры, жители Мельничной Пади провели несколько пикетов в областном центре, у здания правительства Иркутской области. С наступлением холодов и прекращением строительных работ на берегу Иркутского водохранилища активность протестов жителей посёлка угасла. Но и здесь проблема ещё не решена. Она просто «зависла». Возможно, до наступления тепла.  

Похожими, но ещё более радикальными коллективными действиями, вплоть до организации массовых митингов, жители Иркутска защитили (теперь об этом можно говорить с достаточной долей уверенности) городские леса от их вырубки под застройку. Администрацией областного центра принято решение в 2012 году всем лесным массивам, расположенным в черте города, присвоить статус особо охраняемых природных территорий местного значения. Но окончательно решённой эту проблему можно будет считать лишь после официального присвоения городским лесам высшего природоохранного статуса.

К концу 2011 года предельно накалилась ситуация в Куйтунском районе. Здесь противостояние между защитниками лесов и коррумпированным криминальным лесным бизнесом, наступающим в том числе и с соседних территорий, вышло за рамки правового поля. Дело дошло до физических столкновений и поджогов транспортных средств. Минувшим летом государственными лесными инспекторами территориального лесничества здесь был задержан за рулём криминального лесовоза даже подполковник милиции. Проблема требует отдельного журналистского и, что многократно важнее, дальнейшего правового расследования…

Похожие примеры можно приводить долго. Поэтому «Восточно-Сибирская правда» сочла правильным продолжить информационно-просветительскую кампанию под рубрикой «Леса для людей», начатую в Международный год лесов, ещё на два года. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры