издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лёгкая степень душевного сколиоза

Последние пару лет страну сотрясали многочисленные скандалы на почве жестокого обращения с детьми. После случая с Никитой Чемезовым Иркутская область заняла своё «почётное» место среди «горячих зон», которые пристрастно отслеживаются обществом. Видимо, по этим двум причинам новый случай получил широчайший резонанс по всей стране ещё до того, как стали известны какие-либо минимальные подробности произошедшего. Берт Корк

 Известно, что чем дальше разносится новость, тем более ужасающие подробности её украшают. И уже на следующий день после появления первой информации от усольской прокуратуры, 18 января, на портале Piter.tv под редакционным слоганом «Правда здесь!» появилось откровение: «Педагог-садистка из Иркутской области публично раздевала первоклассника догола. Шокирующую историю расследуют в Иркутской области: появились сведения, что в санаторной школе-интернате № 4 города Усолья-Сибирского 50-летняя учительница систематически изощрённо издевалась над семилетним ребёнком». «Иркутский репортёр» побывал в печально прославившейся школе-интернате – не для того, чтобы установить факт невиновности или степень вины занятых в беспорядочных взаимных обвинениях сторон, а чтобы выяснить собственно истоки этого конфликта. 

Скандал после Нового года

Первый звоночек грядущего полномасштабного скандала прозвенел тихо – телефоном в кабинете директора Андрея Егоршина перед самыми новогодними праздниками, 28 декабря. Помощник прокурора Усольской городской прокуратуры Роман Татаренков сообщил, что у него лежит заявление от одной из родительниц в адрес учителя начальных классов Галины Кузьменко. И попросил представить ему результаты внутришкольного расследования. 

– Вы знаете, у меня подобного заявления от родителей нет. Так что расследования не проводилось и, соответственно, его материалов я вам представить не могу. Зато есть расписка от этой родительницы, что к школе она претензий не имеет. Расписку могу представить, – не дословно, но близко по смыслу ответил тогда Андрей Евгеньевич. 

– То есть разбирательства этой ситуации у вас в коллективе не было, – ещё раз уточнил помощник прокурора и сообщил: – Я передаю материалы в Следственный комитет. Будет официальное расследование. 

К неприятной новости директор тогда отнёсся с философским смирением, но без особой тревоги.

– Я был уверен, что имеется в виду материал расследования полицией заявления этой родительницы, Алёны Гасиной, но из-за её личного конфликта с учительницей Галиной Кузьменко, у которой в первом классе учился её сын Андрей. Мама с учителем повздорили после родительского собрания ещё в середине ноября, – объяснял чуть позже директор Егоршин «Иркутскому репортёру». – До середины января мы вообще не знали, что это дело касается истязаний ребёнка!

Директор Андрей Егоршин:
«Жалобы родителей –
это обычные рабочие моменты»

Но уже в первый учебный день после новогодних каникул, 11 января, с утра в школу пришёл следователь прокуратуры и начал опрашивать детей об их взаимоотношениях с учителями. Гром грянул 17 января, когда Роман Татаренков выступил по усольскому ТВ и озвучил информацию, которую уже на следующий день цитировали все электронные СМИ страны: 

«С заявлением в правоохранительные органы обратилась жительница Усолья-Сибирского. Она утверждает, что в период с сентября по ноябрь 2011 года в школе-интернате учительница систематически наносила побои её семилетнему сыну, который являлся учеником первого класса данного интерната. В ходе доследственной проверки были получены свидетельские показания и другие доказательства о противоправных действиях педагога. Так, в частности, у следствия имеются сведения о том, что в один из дней учитель поставила мальчика раздетым донага перед одноклассниками, оскорбляла его, унижая честь и достоинство ребёнка». 

Днём ранее, 16 января, Следственным комитетом по городу Усолью-Сибирскому в отношении Галины Кузьменко было заведено уголовное дело по статье 117, ч. 2 – «Истязание». 18 января старший помощник руководителя областного СУ СКР Владимир Саловаров обратился в суд с ходатайством перед судом об отстранении преподавателя от должности.

20 января Кузьменко по решению суда была официально отстранена от должности (но не уволена, как сообщили некоторые новостные порталы в Интернете). 

В среду, 25 января, в школу приехала детский омбудсмен, уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области, Светлана Семёнова. Совместно с исполняющей обязанности заместителя министра образования Иркутской области Натальей Красновой и советником губернатора Иркутской области – ответственным секретарём областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Владимиром Синьковым она приступила к проверке. 

Прямо в тот момент, когда она разговаривала с представителями школьной администрации и педагогического коллектива, в кабинете директора появились трое представителей Следственного комитета и полицейский в форме. Они сообщили, что у них есть сведения, что среди школьной документации есть заявления от родителей о грубом обращении с их детьми со стороны учителей, которые директор если и не скрыл, то не дал им ход и не стал разбираться. Поэтому они намерены произвести выемку документов, а присутствующим предлагается очистить помещение и занять любой свободный кабинет. 

Директор Егоршин объяснил, что все заявления от родителей зарегистрированы и находятся в свободном доступе в соответствующей папочке. Следователи изъяли часть документов и с достоинством удалились. После разговора со всеми причастными, находящимися в зоне непосредственного доступа, уехала и детский омбудсмен. Скандал общероссийского масштаба только набирал обороты…  

Место преступления

В любом городе страны улица Карла Маркса – одна из центральных. В Иркутске, например. В Усолье свои топонимические особенности: здесь она находится на окраине, в том районе, который сами местные называют «Старый город» – когда-то это и был центр города. Стоящие где-то посредине улицы два корпуса мандаринового цвета возвышаются среди мелкотравчатой россыпи домов частного сектора. Полностью интернат называется «Областное государственное оздоровительно-образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении». 

Детский омбудсмен Светлана Семёнова: «Истязаний не выявлено,
но факты грубого обращения
с детьми были…»

Учреждение достаточно раритетное, таких по России ещё только в Красноярске, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Лечатся и учатся в нём сейчас 294 ребёнка младшего и среднего школьного возраста со всей области – на практике это в основном усольчане, а также жители близлежащих населённых пунктов: Тельмы, Мишелёвки, Черемхова, Ангарска и Иркутска. Местные приходят на дневную форму обучения, возвращаются домой вечером, после самоподготовки, остальные живут в течение рабочей недели. 

Специализация интерната – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в основном это сколиоз разной степени тяжести. Обучение с первого по девятый класс – потом позвоночник окончательно костенеет и лечение теряет эффективность. Кроме предметов, которые требуют непременного вертикального положения (химия, черчение), все уроки учащиеся проводят в лежачем состоянии, «на пузе». Для разгрузки позвоночника вместо традиционных парт применяются столы, похожие на высокие кушетки с регулируемым взъёмом для верхней части тела и находящимся под ним полем для письма и чтения.

Попадают в школу единственным путём – по направлению из областной детской клинической больницы Иркутска, которое даёт главный ортопед области Олег Стемплевский. Школяры получают пятиразовое питание, массаж, обязательный дневной сон для всех, включая сон в специальных гипсовых разгрузочных лежаках, лечебные и физиопроцедуры, а также бассейн вместо традиционных занятий физрой. В остальном это обычная школа, заканчивая которую выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

Осталось добавить, что в 2010 и 2011 годах школа входила в  национальный реестр ведущих образовательных учреждений России. 

Жалобы были, но детей не били

Нынешний директор интерната Андрей Егоршин работает здесь чуть более трёх лет. На настырные расспросы «Иркутского репортёра» о том, были ли за время его работы жалобы на педагогов от родителей, отвечает несколько растерянно, но подробно:

– Вы поймите, что жалобы в нашей практике – это обычные рабочие моменты. Что такое жалоба в вашем понимании? Если родители приходят и жалуются на педагога, я им сразу предлагаю: пишите жалобу письменно, так как на основании ваших слов и эмоций я не могу созвать рабочую или дисциплинарную комиссию. И часто удавалось погасить конфликт разговором у меня в кабинете – эмоции выплеснулись, с учителем в моём присутствии поговорили и успокоились. Но без внимания мы жалобы не оставляли.

– На что конкретно были жалобы до сих пор?

– Ученики подерутся – родители приходят выяснять отношения. Да, бывало, что родители обращались с заявлениями о несдержанном и даже грубом обращении учителей с детьми. И мы всегда создавали комиссии и разбирали эти случаи, находили какие-то компромиссные решения. Учителя извинялись перед учениками и их родителями. Но ведь бывало и такое: приходит бабушка, пишет заявление, мы начинаем разбираться, а потом она сама извиняется, объясняет: «Понимаете, я ребёнка неправильно поняла, восприняла близко к сердцу, толком не выяснила ничего – и пошла жаловаться». 

– Рукоприкладство?..

– Нет, что вы! Факты грубости учителей действительно несколько раз были отмечены, но детей никто никогда не бил! Пальцем не прикасались!

Два месяца вялотекущего конфликта

20 ноября Алёна Гасина подписала обходной лист, забрала из школы-интерната документы, написала расписку о том, что претензий к школе не имеет, а директору объяснила, что перевела ребёнка учиться в другую школу, так как у неё не сложились отношения с учителем. Андрей проучился в школе ровно два месяца. 

За это время ни он, ни другие дети не жаловались на учительницу Кузьменко. Надежда Данченко вспоминает: Галину Николаевну она, как и мать Гасина, впервые увидела 1 сентября, но она произвела на неё очень хорошее впечатление: 

В ближайшее время комплексная проверка пройдёт по всей школе, а не только в «подозреваемом» 1 «Б»

– Было видно, что она педагог строгий, требовательный, но очень терпеливый. Мне вы можете не верить, но вот Даша ходила на уроки с огромным удовольствием, утром торопилась в школу – разве это не показатель? И я, и все другие родители регулярно общались с Кузьменко, обсуждали учёбу детей, их поведение – ни у кого не было к ней претензий. Судите сами: в классе семнадцать детей, а конфликт был только с одной семьёй – с Гасиными. Даже если бы учительница вела себя с ним грубо, дети сразу рассказали бы об этом родителям. 

– А я потом с Дашей разговаривала, когда уже всё это завертелось, спрашиваю её: «Ну хоть что-нибудь было? Может, просто не выдержала поведения Андрея и ударила?» Даша категорически ответила: «Нет!» И когда её допрашивали 11 января, следователь спросил: «Она ставила мальчика перед классом в голом виде?» Даша отвечает: «Нет!» Он снова спрашивает: «А она его головой в унитаз макала?» Даша даже не поняла вопроса: «А как это?» 

Больше всего мам возмущает, что Алёна Гасина рассказывает всем, что их дети травили и избивали её сына, а учительница подстрекала их к этому. По словам родителей, всё было с точностью до наоборот: дети боялись Андрея Гасина и старались уклониться от общения с ним, что его ещё сильнее злило. 

Агрессивная жертва

Андрей Гасин вырос в полной благополучной семье. Его мама Алёна работает в Усолье-Сибирском водителем трамвая, он живёт с мамой, бабушкой и старшим братом. Отец мальчика живёт в Мишелёвке с двумя годовалыми детьми от этого брака и сейчас находится в отпуске по уходу за ними. 

Надежда Данченко, мама первоклассницы Даши, которая учится в том самом 

1 «Б», вспоминает: впервые она увидела Алёну Гасину 1 сентября, но без сына:

– Я тогда удивилась: первый учебный день должен стать праздником для ребёнка, а она не привела его в школу. Поговорила о чём-то с учителем в классе и ушла. 

Андрей Егоршин поясняет: мальчик приступил к учёбе только с 20 сентября, так как к началу учебного года мама не собрала необходимые для лечения в школе анализы. Основанием для поступления в интернат была начальная стадия искривления позвоночника. 

– Нас уже тогда насторожило, что мальчик не посещал  детский сад и пошёл в школу в восьмилетнем возрасте. Мама объяснила это тем, что, когда ему исполнилось семь, в школе по их микроучастку (то есть в ближайшем к дому. – Авт.) не было мест, – поясняет Андрей Евгеньевич. 

Родители других учеников этого класса рассказывают, что мальчик был, деликатно говоря, проблемным. Он часто плакал, так как мать, не дав ему привыкнуть к школе, сразу стала оставлять его ночевать в интернате. Мама одного из учащихся, Лощинская, вспомнила, что как-то раз, когда она собирала своего ребёнка домой, Андрей подошёл к ней и попросил: «Заберите меня к себе жить».

Недостаток внимания Андрей компенсировал агрессией. Дочь Даша рассказывала Надежде Данченко по пути из школы домой: «Андрей матерится… Андрея учит материться бабушка… Андрей дерётся… Андрей сломал крышку унитаза… Андрей гонял нас по коридору ремнём…» 

– Представляете, моей дочери всего семь лет, а она меня спрашивает: «Почему мама Андрея им не занимается, она же ему не брат?», – удивляется Надежда. – Однажды Гасин так хлестнул Дашу по глазам, что у нас стало садиться зрение. Мы сами уже собирались писать заявление в полицию. 

Все учащиеся интерната регулярно проходят плановое обследование – медико-педагогический консилиум. 1 ноября в числе прочих перед всеми узкими специалистами его прошёл и Андрей Гасин. Остались выписки, в которых говорится, что у Андрея отмечаются дезадаптация (низкий уровень адаптации), гиперактивность, дефицит внимания, неготовность к школьному обучению. 

Знают только двое

Эскалация конфликта произошла вечером 18 ноября, за два дня до того, как мама Андрея Гасина забрала из школы документы. В этот день было назначено родительское собрание, причём инициаторами выступили сами родители. Они хотели собраться и поговорить о назревших проблемах, и одним, хотя и не самым главным, был вопрос о поведении Андрея Гасина в школе. Его маму, Алёну Гасину, приглашали лично, позвонив ей на мобильный. Она пообещала прийти, но на собрании так и не появилась.

Собрание закончилось в начале восьмого. Родители уже разошлись, Галина Кузьменко убирала после них класс. Вот тут-то на сцене и появилась Алёна Гасина. То, что произошло между ними, знают только они. Обе точки зрения сходятся лишь в одном: мама Андрея Гасина стала высказывать претензии к отношению учительницы к её сыну: «Что ты к нему привязалась?» Общение перешло в небольшую потасовку, в результате которой учительница оказалась поцарапанной, а Алёна Гасина вызвала полицию и написала заявление. 

До Алёны Гасиной «Иркутскому репортёру» дозвониться не удалось. Говорят, она не берёт трубку, объясняя это тем, что на неё оказывается сильное психологическое давление. Поэтому узнать её точку зрения на произошедшее не получилось. Но в распоряжении редакции оказалась объяснительная, которую Галина Кузьменко написала сразу после конфликта с матерью своего ученика. 

«Стенограмма разговора с Кузьменко Г.Н.

Андрей и Козлова Алёна оставались последние, за Алёной пришли, и она была уже почти одета, в класс вошла Гасина А.Г. На мой вопрос, почему она не пришла на родительское собрание, так как родители хотели бы её видеть, у них есть претензии к поведению Андрея, в ответ А.Г. начала нецензурно выражаться в мой адрес, угрожать. Выражения были типа «что ты… к моему ребёнку…». Я после этих слов спросила Андрея: «Были ли случаи, что я тебя обзывала?» Он вопросительно посмотрел на маму, а она в это время за шиворот вытолкала его на лестничную площадку. И набросилась на меня. Первоначально схватила за шею, расцарапала, так как в другой руке были учебники, она ударила учебниками меня по спине. Я схватила её за грудки и отодвинула от себя. А.Г. всё это время продолжала нецензурно выражаться в мой адрес. Потом А.Г. начала кому-то звонить и просить, чтобы ей вызвали полицию. Я спустилась в школьный изолятор, медицинская сестра обработала ссадины перекисью, накапала успокоительное. Позвонила вам (директору) и супругу».

И до середины января все, кто знал об этой ситуации в школе, были уверены, что проблема не в «систематических истязаниях ребёнка», а в разности взглядов на педагогику мамы и учительницы.

Ложка дёгтя от детского омбудсмена

25 января детский омбудсмен Светлана Семёнова провела встречи с директором и завучем школы, педагогами и врачами, а также с детьми и родителями. Кроме того, уполномоченный по правам ребёнка встретилась с руководителем следственного отдела по городу Усолью-Сибирскому СУ СК РФ Андреем Сухачевым. По итогам всех бесед Светлана Семёнова отметила, что в аппарат уполномоченного по правам ребёнка от родителей и выпускников школы-интерната № 4 продолжают поступать обращения (письменные и телефонные) о грубом и недопустимом отношении к детям со стороны некоторых педагогов. 

Фактов избиений либо истязаний выявлено не было. Тем не менее копится материал о грубом, невоздержанном отношении преподавателей к ученикам, в том числе и со стороны Галины Кузьменко (правда, эти факты датируются 2001 годом). «Иркутскому репортёру» стало известно, что один из учеников старших классов передал Семёновой диктофонную запись со своего мобильного телефона, на которой учитель на него кричит и оскорбляет. В аппарате омбудсмена отметили, что Следственный комитет подключился к этому расследованию не по факту обращения Гасиной в правоохранительные органы, а по результатам собранных усольской инспекцией по делам несовершеннолетних материалов. 

«Поэтому представители министерства образования Иркутской области и уполномоченный по правам ребёнка решили продолжить работу с педагогическим коллективом и родительской общественностью школы-интерната № 4. На следующей неделе министерство образования начнёт комплексную проверку учреждения. Детским омбудсменом ситуация в школе-интернате и организация соответствующих мер по предотвращению подобных случаев в данном образовательном учреждении продолжает оставаться на контроле», – говорится в пресс-релизе омбудсмена по результатам поездки в Усолье-Сибирское. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры