Заоблачное слияние
Идею объединить региональные авиакомпании поддержали пока лишь областные власти
Правительство Иркутской области предложило провести укрупнение на рынке регио-нальных авиаперевозок. Для этого власти планируют создать федеральное казённое предприятие на базе малых аэропортов. Кроме того, они обсуждают возможность слияния двух частных авиакомпаний – «Ангара» и «ИрАэро». Объединение, по мнению «Серого дома», позволит эффективнее управлять аэропортами, а региональным перевозчикам – конкурировать с федеральным игроком «Ютэйр». Однако глобальные идеи правительства собственники активов пока не поддерживают либо выдвигают условия, на которые власти пойти не готовы.
В 2012 году планируется «отработать вопрос возможного слияния» авиа-компаний «Ангара» и «ИрАэро», заявил 27 января министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Пётр Воронин. Он отметил, что у региона такая возможность есть, в отличие от соседних Бурятии и Читы, где фактически нет местных перевозчиков. В результате слияния в парк новой авиакомпании могли бы войти 14 самолётов Ан-24, 6 грузопассажирских Ан-26-100, 6 грузовых Ан-26, 2 «кукурузника» Ан-2, 4 пассажирских CRJ-200 и 12 вертолётов Ми-8. С антимонопольщиками, отметил Воронин, консультаций на тему объединения пока не проводилось, однако, как он полагает, принципиально ФАС не выступит против слияния, хотя и потребует соблюдать определённые условия, которые ещё не установлены.
Объединённого перевозчика, по мнению Воронина, можно было бы противопоставить федеральным игрокам, в частности «Ютэйру», работающему на рынке Иркутской области. «Говорят, конкуренция – это хорошо. Но не во всех отраслях. Вот к нам зашёл «Ютэйр». Что он делает? «Сел» на Бодайбо и сбросил стоимость авиабилетов. Но «Ютэйр» – огромная компания, поддерживаемая теми, кто добывает нефть и газ, – «Сургутнефтегазом», – сказал Воронин. – «Ютэйр» демпинговал. «Ангара» была вынуждена уйти с этого направления. Теперь «Ютэйр» собирается войти в Киренск и создать там своё мощное подразделение. При этом лётный состав они переманивают из местных авиакомпаний». Министр подчеркнул, что правительство не имеет ничего против «Ютэйра», но «нужно понимать, на каких условиях и на какой срок компания заходит на рынок». «Сейчас идёт освоение месторождений в Иркутской области и Якутии. А если через 10–15 лет возникнут аналогичные проекты, к примеру, в Хабаровске и «Ютэйр» переключится на другие регионы, с чем останемся мы?» – сказал Воронин. В АК «Ютэйр» заявления министра предпочли оставить без комментариев.
Усилить позицию региональных авиакомпаний, считают в правительстве, нужно и в связи с правилами, которые вступят в силу 1 июля 2012 года (ранее планировалось ввести их с 1 января). Согласно новым требованиям, самолёты должны быть оснащены системами предупреждения сближения с землёй и столкновения в воздухе. Обновление авиапарка потребует дополнительных ресурсов. «Мы активно работаем над обновлением авиапарка «Ангары». Подписаны соглашения с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» о приобретении трёх самолетов Ан-148 с участием областного бюджета. Соответствующее поручение дал губернатор. Сейчас изучаем технико-экономическое обоснование. К середине февраля, думаю, мы уже определимся, как именно будет происходить эта процедура», – сообщил Воронин. Он пояснил, что речь идёт о лизинговой схеме, платежи по которой намерено погашать правительство Иркутской области. «Ир-
Аэро», по словам министра, тоже планирует в течение 2012 года пополнить флот двумя Ан-48.
Укрупнение обсуждается в отношении не только перевозчиков, но и аэропортов. Воронин сообщил, что правительство предложило создать федеральное казённое предприятие на базе малых аэропортов Иркутской области. Для этого требуется объединить наземную часть (ВПП, рулёжные дорожки, навигацию) и всю инфраструктуру (терминалы, технику, ТЗК). «Непростая задача, поскольку многие аэропорты – Усть-Кут, Мама, Бодайбо – сейчас находятся в частной соб-
ственности», – отметил министр. Он признал, что приватизация аэропортов в своё время спасла их и «позволила более-менее работать». Но это обстоятельство «является теперь камнем преткновения для объединения их в единое казённое предприятие». Собственники, по словам Воронина, отказываются объединяться, поскольку имеют полный доступ к аэропортам и «решают там свои проблемы». Переговоры длятся около года, но пока не принесли результатов. «Соб-
ственники выдвигают свои условия. Например, «Ленсиб» (эксплуатант аэропорта Бодайбо. – «Конкурент») говорит: мы там почти 100 миллионов рублей потратили, возместите их», – рассказал Воронин.
Без энтузиазма идеи правительства восприняли и авиакомпании. По словам министра, из-за их негативной реакции «объединение будет очень сложно или вообще невозможно». Как заявили «Конкуренту» в ГК «Истлэнд» (владеет АК «Ангара»), авиакомпания не имеет планов и намерений по объединению с «ИрАэро» и не ведёт на этот счёт переговоров. «Заявление Воронина о планах правительства Иркутской области об объединении наших авиакомпаний считаем необоснованным. Вопросы объединения компаний относятся к полномочиям акционеров каждой из компаний, и правительство не вправе принимать такие решения», – отметила директор по маркетингу и рекламе «Истлэнд» Елена Дуберштейн. Более того, по её словам, у компании нет информации о планах властей войти в долю перевозчика, дабы повлиять на решения «Ангары». Сами акционеры не планируют расставаться с частью в авиакомпании. В «ИрАэро» предложение о слиянии предпочли не комментировать.