издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Автомобили, ТЭК и географическое положение

Названы основные причины загрязнения воздуха в Иркутске

Уровень загрязнения воздуха в Иркутске снизился три года назад, однако остаётся неизменно высоким. Так называемый индекс загрязнения атмосферы по итогам 2010 года в нашем городе составил 20 единиц, тогда как порог для вхождения в перечень загрязнённых территорий составляет 14 единиц. Значительная доля выбросов приходится на теплоисточники, однако основным загрязнителем является автотранспорт.

Развитие топливно-энергетического комплекса, инфраструктуры и транспорта в Иркутске вызвали увеличение нагрузки на окружающую среду. Это произошло, несмотря на сокращение объёмов промышленного производства в сравнении с советскими временами. Такой вывод обнародовал исполняющий обязанности начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска Владимир Чубук, выступая на 13-й сессии Международного Байкальского зимнего градостроительного университета.  

Из-за этого областной центр регулярно признают территорией с загрязнённой атмосферой. Так, он числится двенадцатым в приоритетном перечне из 36 городов, содержащемся в опубликованном в начале февраля Министерством природных ресурсов и экологии РФ государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды России в 2010 году. По данным, которые привёл Чубук, индекс загрязнения атмосферы – показатель, рассчитанный по значениям среднегодовых концентраций нескольких примесей, – по итогам позапрошлого года в Иркутске составил 20 пунктов, тогда как в перечень городов с загрязнённым воздухом входят те, где он превышает 14 пунктов. Впрочем, в 2008 году индекс составлял 21,1 пункта. 

Около 60%, то есть 80,4 тыс. тонн вредных веществ, дали мобильные источники загрязнения, иными словами, транспорт. За 2010 год количество автомобилей в городе увеличилось на 6,8% и составило  около 200 тысяч. При этом легковушек стало больше на 10%, а число автобусов и грузовиков сократилось на 11% и 4% соответственно. А за 11 месяцев, по информации ГИБДД, в Иркутске только легковых автомобилей стало больше на 10 тысяч. 

На этом фоне объём выбросов от стационарных источников – 53,7 тыс. тонн – выглядит менее существенным. Доля предприятий ТЭК в нём составляет 96%. Крупным стационарным загрязнителем является ТЭЦ, значительная часть эмиссии приходится на 33 котельные города. Ещё одним предприятием, вносящим существенный вклад в загрязнение атмосферы, является Иркутский авиационный завод. 

При этом сложившуюся неблагоприятную обстановку усугубляет само географическое положение Иркутска. Город, как известно, расположен в котловине. Вдобавок здесь нередко можно наблюдать температурные инверсии: аномальное потепление с увеличением высоты и, напротив, похолодание в пониженных формах рельефа. «Это создаёт неблагоприятные условия для рассеивания выбросов и приводит к нарастанию приземных концентраций загрязняющих веществ», – пояснил и. о. начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры