издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Несостоявшаяся революция

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Как превратить железнодорожный вокзал в современный транспортно-пересадочный узел, а прилегающую территорию – в точку роста для города? Проект «Вокзальная революция», разработанный Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», обсуждали в минувшую пятницу на заседании градостроительного совета в Иркутске. Масштабность предложения, которое включает торгово-развлекательный комплекс площадью более 80 тыс. кв. м с кинотеатрами и аквапарком, а также канатную дорогу, настолько впечатлила участников градсовета, что авторам проекта предложили сделать его более скромным и социальным.

Проект транспортно-пересадочного узла и благоустройства прилегающей к железнодорожному вокзалу территории в Иркутске на градостроительном совете представлял заместитель генерального директора ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Сергей Бычков. Он отметил, что территория, ограниченная улицами Маяковского, Профсоюзной, Клары Цеткин и берегом Ангары, может стать «зоной опережающего развития города». Специалисты «Гипрогора» выполнили проект в рамках муниципального контракта стоимостью 9,5 млн. рублей, половина средств была выделена из городского бюджета, половина – из областной казны, сообщил «СЭ» председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Девочкин. 

По словам Сергея Бычкова, проект предполагает альтернативные формы использования привокзальной и завокзальной территории: к привычным транспортно-пересадочным функциям станции должны добавиться административно-деловые и торгово-развлекательные. «В полтора раза увеличивается  территория общественно-деловой зоны, теряет своё значение жилая функция – зоны жилой застройки уменьшаются в шесть раз, почти в восемь раз увеличивается озеленение территории, – рассказал Бычков. – Повышается качество территории в целом: создаётся новая, современная среда обитания, мобильная и разно-

образная». Общая площадь общественной зоны в проекте составляет 141 тыс. кв. м, где около 82 тыс. кв. м приходится на торгово-развлекательный комплекс, офисные центры занимают около 40 тыс. кв. м, гостиницы на 400 номеров – 14 тыс. кв. м. Старый почтамт авторы предлагают вынести на новую территорию площадью 6,5 тыс. кв. м. Общая площадь паркингов в общественных зданиях составит около 49 тыс. кв. м, общая площадь зданий обновлённого вокзального комплекса – около 15 тыс. кв. м. 

В проекте «Гипрогора» предложено два варианта развития транспортного каркаса территории. Первый предполагает, что основное движение автотранспорта с Глазковского моста пойдёт через улицы Джамбула, Фурманова и далее на Профсоюзную по небольшому мосту над улицей Маяковского. Во втором варианте движение с Глазковского моста направлено по улице Челнокова в сторону вокзала, пересекая или не пересекая привокзальную площадь. Проектировщики изучили существующий трафик и, сделав расчёты, пришли к выводу, что обычных пробок в этом районе в будущем «в основном» можно будет избежать.

«Окончательная транспортная схема принята в проекте с организацией пешеходной привокзальной площади, северная часть улицы Профсоюзной сохраняется как улица местного движения, улица Челнокова реконструируется для полного двухстороннего движения, обходящего привокзальную площадь с использованием тоннеля под торгово-развлекательным комплексом», – рассказал Бычков. Такое планировочное решение создаёт пешеходную площадь перед новым зданием вокзала и в то же время предусматривает создание дополнительной пешеходной оси от улицы Профсоюзной через торгово-развлекательный центр, северную границу привокзальной площади к железнодорожным путям с выходом на платформы и к набережной Ангары. Здесь, в свою очередь, намечается создание речного вокзала и станции пассажирской канатной дороги. В проекте предусмотрен и транспортный коридор для пропуска потока от Академического моста до Глазковского и Иркутного мостов по берегу Ангары. 

«Больной вопрос – размещение привокзальных парковок, – признал представитель проектного института. – В настоящее время около вокзала паркуется до 120 автомобилей, потребность в парковочных местах в ближайшие 15 лет может увеличиться до 180–200». Для решения этой проблемы в проекте предусмотрено сооружение платформы над перронами автостанции, которая вместит до 140 машин. 

По расчётам, проект обойдётся в 11,5 млрд. рублей, в том числе на частные инвестиции приходится 7,3 млрд., на федеральный бюджет – 2,7 млрд., региональный и местный бюджеты – 1,5 млрд. рублей. Срок окупаемости бюджетных вложений – от 9 до 14 лет для бюджетов разного уровня. 

Реализация столь сложного проекта потребует одновременного решения ряда задач, взаимодействия области, города, РЖД и частных инвесторов, отметил выступающий, в том числе нужно будет расселить жителей старых деревянных домов, перенести почтамт и больницу на другую территорию. Всё это должно сделать городскую среду комфортной и коммерчески выгодной. «Мы близки к вокзальной революции, которая добросовестно продумана. Пусть она свершится», – вдохновенно заключил Сергей Бычков.

Однако участники градсовета выразили ряд сомнений в том, что Иркутск готов к такому событию. Так, в зоне, которую ждёт «революция», находится ценный археологический объект – Глазковский некрополь, который содержит материалы вдвое старше египетских пирамид. Губернатор региона Дмитрий Мезенцев попросил уточнить, как решён вопрос с уникальным объектом мирового значения в проекте. По словам главы Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталия Барышникова, Глазковский некрополь будет сохранён, так же как и объекты регионального значения – старое здание железнодорожного лицея и ныне действующее здание поликлиники, храм и само здание вокзала. Барышников предложил дополнить транспортно-пересадочный комплекс музеем археологических коллекций. 

Кроме того, такой объём деловых и торгово-развлекательных площадей может оказаться не востребован Иркутском даже при поддержке соседних Ангарска и Шелехова. «На мой взгляд, должны быть те изюмины, которые будут отличать торговый комплекс от любого другого подобного сооружения», – предположил губернатор. По данным маркетинговых исследований, ответил Бычков, в комплексе обязательно должны быть либо уже привычные кинотеатры, либо ледовые площадки, либо аквапарк. «Канатная дорога вначале казалась нам экзотикой, тем не менее для взаимосвязи с некрополем и с центром города это возможно», – уверил замдиректора «Гипрогора».

Председатель городской Думы Андрей Лабыгин считает, что центр города не следует нагружать таким крупным торгово-развлекательным центром. Депутат Законодательного Собрания Геннадий Истомин обратил внимание на слишком длинный срок окупаемости бюджетных средств. Елена Протасова, начальник департамента градостроительного проектирования «Иркутскгипродорнии», напомнила, что существует утверждённый генплан города – взвешенный документ, в котором учтены транспортные потоки, нагрузки на инженерную инфраструктуру, жилищное строительство и социальные объекты. Такое «вольное отступление» от основного градостроительного документа специалист назвала недопустимым. Участников градсовета настолько впечатлили циклопические масштабы торгово-развлекательных и офисно-деловых предложений проектировщиков, что они практически не касались в обсуждении проекта собственно транспортно-пересадочного узла. 

В заключение Дмитрий Мезенцев поручил заместителю председателя правительства Иркутской области Николаю Хиценко совместно с мэром Иркутска Виктором Кондрашовым, председателем городской Думы Андреем Лабыгиным, руководством «Гипрогора» и РЖД доработать проект к следующему заседанию градсовета в апреле с учётом высказанных замечаний. «Подчёркивать неудобства города канатной дорогой излишне», – сказал губернатор и предложил сделать проект более сбалансированным, более скромным и социально наполненным. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры