издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Илмар Лапиньш

Персоной февраля мы выбрали главного дирижёра губернаторского симфонического оркестра

Дирижёр, по мнению столпов музыкального искусства, профессия штучная, эксклюзивная. От его мастерства зависит качество звучания оркестра, сыгранность музыкантов, их понимание того, что все они – одна команда, единое целое. Ярчайшим тому доказательством служит пример нашего губернаторского симфонического оркестра. С приходом к руководству главного дирижёра Илмара Лапиньша даже самые строгие критики вынуждены признать: наш симфонический оркестр и зазвучал-то по-новому, свежо и вдохновенно. И то, что сегодня Иркутский симфонический снискал себе славу одного из лучших на пространствах к востоку от Урала, говорит само за себя.

Дирижёра Илмара Лапиньша помнят лучшие концертные залы и оперные площадки многих городов России, Европы, Китая, Монголии. За плечами заслуженного деятеля искусств РФ опыт работы в качестве главного дирижёра в Уфе, Томске, Екатеринбурге, других крупных культурных центрах страны. Довелось маэстро представлять и российскую школу дирижирования в Югославии, Австрии. К слову, в по-служном списке Илмара Артуровича находим и должность советника министерства культуры Австрии по вопросам Боснии и Герцеговины, а также почётное гражданство этой республики.

И вот он, дирижёр с мировым именем, живёт и работает в Иркутске. Как случилось, что наш город стал его желанной гаванью, что именно здесь он обрёл, так сказать, новый творческий импульс? По собственному признанию маэстро, именно Иркутск стал первым городом, который он посетил с гастролями после окончания консерватории. Это случилось в 1971 году, и с тех пор Лапиньш регулярно, откликаясь на приглашения, приезжал на берега Байкала. Город очаровал, и то, что сегодня маэстро здесь, – результат притягательной силы Иркутска, его неповторимой ауры. В связи с этим Илмар Артурович вспоминает свои первые гастроли, общение с его «добрым ангелом» – тогдашним директором Иркутской филармонии Александрой Давидовной Бери, для которой симфонический оркестр всегда был главной заботой и гордостью. Именно она, Александра Давидовна, пригласила Лапиньша в Иркутск на должность главного дирижёра в 1981 году. Уже была достигнута договорённость с тогдашним первым секретарём обкома партии Николаем Банниковым об основании у нас государственного оркестра Восточной Сибири. С нормальной зарплатой, обеспечением музыкантов жильём. Прозвучало имя и Илмара Лапиньша. В конце октября он должен был выехать в Иркутск, уже сообщил об этом Бери и вдруг узнал: его оставляют в Большом театре и предлагают незамедлительно прибыть. Разве можно забыть огорчение и слёзы добрейшей Александры Давидовны, когда Илмар сообщил ей о таком обороте дела.

И вот спустя тридцать лет, уже по приезде в Иркутске, из далёкой Австрии раздался звонок: звонила дочка Александры Давидовны – Лиза. «Мы узнали, что вы в Иркутске, и очень рады. Передаю трубку маме». Подумать только, её маме за 90, они с Михаилом Моисеевичем живут в Австралии и помнят о нём!

– Александра Давидовна никогда не называла меня на «ты», – с волнением рассказывает Илмар Артурович. – А тут она говорит, мол, Илмар, мой мальчик, как я счастлива, что ты наконец-то приехал домой! Мне не стыдно признаться, – добавил Лапиньш, – но я не мог сдержать благодарных слёз. Это ли не счастье, что есть люди, которые тебя помнят и любят.

Иркутск тех лет до сих пор живёт в памяти маэстро. Это романтика творческих исканий, кумиры музыкального мира: Игорь Александрович Соколов, первый главный дирижёр симфонического оркестра в Иркутске, человек высочайшей культуры, тонкий, интеллигентный; скрипач, концертмейстер оркестра Леонид Мессман; несравненный мастер Лев Касабов. Да что говорить, Иркутск всегда был богат на таланты.

Главная задача дирижёра, по убеждению Илмара Лапиньша, увлечь музыкантов, повести за собой. Оркестр – это команда, в команде должен быть лидер, который берёт на себя всю ответственность.

Говоря о феномене Лапиньша, уместно вспомнить слова одного из кумиров маэстро – Гектора Берли-оза. «Дирижёр, – писал великий музыкант, – должен видеть и слышать, он должен быть лёгким и сильным, знать композицию, характер и объём инструментов, уметь читать партитуру и, сверх того (…) и другими дарами, почти неопределимыми, без которых не может установиться невидимая связь между ним и оркестром».

Высказывание композитора, являющегося и выдающимся дирижёром, вспомнилось не случайно. В минувшую субботу в концертном зале Иркутской филармонии с огромным успехом была исполнена «Фантастическая симфония» Берлиоза. «Парадом командовал», конечно же, он, главный дирижёр и художественный руководитель губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиньш. Шквал аплодисментов лучше всяких слов говорит об уровне исполнения, вдохновенном мастерстве и музыкантов, и их лидера.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры