издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Путешествие к центру Земли

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

«Привет, меня зовут Дэйв, я из Ньюкасла, Великобритания, и никогда не делал ничего подобного», – три десятка взрослых мужчин по очереди представляются и сообщают короткие сведения о себе. Меньше чем через час они выйдут на лёд, ещё раз проверят всё оборудование, включат спутниковые телефоны и двинутся в самый длинный забег по Байкалу. От конечной цели их будет отделять больше 600 километров, или как минимум неделя пути, в течение которой они должны будут противостоять байкальским ветрам, ночевать на льду, преодолевать трещины и разговаривать с местными богами. Узнать подробности, а также пройти первые километры маршрута вместе с участниками гонки решили Татьяна ПОСТНИКОВА и Дмитрий ДМИТРИЕВ.

Длиннее, чем Англия

На сайте британской компании Extreme World Races, занимающейся организацией экстремальных экспедиций на Северном и Южном полюсах Земли, забег по Байкалу был анонсирован под экзотичным слоганом: «Длиннее, чем Англия; холоднее, чем водка; твёрже, чем гранит». Организаторы гонки, которая называется Siberian Black Ice Race и войдёт в историю как «первая международная», уверены, что всё это – о Байкале. В русском варианте она называется куда более романтично – «Хрустальный лёд Сибири». На деле лёд оказался почти метровой толщины и совсем не хрустальным. Убедиться в этом предстояло 29 участникам из-за границы, а также трём иркутянам.

В общей сложности увидеть на старте можно было флаги восьми стран. Помимо российских ребят, среди участников оказались спортсмен из США, команды из Германии и Великобритании, а также испанцы, шотландцы, шведы и валлийцы. 

Оказались среди участников и две девушки. Анастасия Ким сейчас живёт в Лондоне, несмотря на то что родилась и выросла в России. О себе рассказывает, что мечтает стать модельером, а последние несколько лет серьёзно увлекается экстремальными видами спорта. «Три раза была на Северном полюсе, путешествовала по джунглям Амазонки, взбиралась на Килиманджаро и Эльбрус, а также бродила по Альпам», – рассказывает она о себе. Говорит, что сейчас готовится к ещё одной полярной экспедиции, намеченной на конец этого года. Переход через Байкал называет хорошим шансом укрепить навыки выживания в экстремальных условиях, а заодно навестить семью.

Быстрее всех до финиша добрались
те участники гонки, которые в качестве средства передвижениЯ выбрали велосипед

Не менее подготовленной оказалась и другая участница гонки – жительница Уэльса Мария Леджерстам, которая до этого пересекала Сахару и участвовала в других экстремальных марафонах. 

Правда, в подобных условиях ей ещё не доводилось находиться, призналась она, имея в виду обилие снега и льда, а также низкие температуры. «Я участвую в гоночных экспедициях уже пять лет, но никогда не спала зимой в палатке при минус 40 градусах», – сказала Мария.

Большая часть мужчин была также подготовлена к гонке, хотя нашлись и новички. 28-летний англичанин Дэйв Галлан признался, что никогда не участвовал в подобных путешествиях. О себе рассказал, что дважды в составе британской армии был в Афганистане, а сейчас воспитывает двух дочерей. Участие в гонке, по его словам, нужно ему для того, чтобы собрать деньги для детского госпиталя в Ньюкасле.

Были у участников и другие цели. Одни решили на льду Байкала преодолеть кризис среднего возраста и страх перед старостью, другие – проверить себя или улучшить свою физическую форму, третьи – на время сбежать от семьи и бизнеса в уютной Европе. Нашлись и те, кто присоединился к гонке без какой-то конкретной цели и буквально в последний момент, за несколько недель до старта. С российской стороны для участия в гонке были заявлены трое иркутян – Евгений Глазунов, Александр Жилинский и уже известный по другим марафонам через Байкал Александр Улитин.

Холоднее, чем водка 

Больше всего проблем участникам забега доставили трещины во льду, сугробы и встречный ветер

Старт гонки, по одному из условий которой участники всё время должны находиться на льду, был назначен на три часа дня 17 марта в Листвянке. За полчаса до того, чтобы на несколько дней, а может и недель, попрощаться с землёй (крайней датой окончания гонки назначено 31 марта), три десятка человек заканчивали последние приготовления. Со стороны всё происходящее действительно напоминало подготовку к полярной экспедиции. Кто-то переливал жидкое горючее в специальные баллоны, кто-то проверял спутниковый телефон или затягивал на ногах обувь для передвижения по льду. Почти у всех участников большие сани, в которых собраны палатка, спальник, запасная тёплая одежда, ледорубы, продукты и прочие необходимые вещи. Средний вес таких саней – около 50 килограммов. 

Двигаться по байкальскому льду участники могут как пешком, так и на велосипедах или лыжах. Несколько человек выбрали кайт, однако подувший ещё на старте сильный встречный северо-западный ветер сразу нарушил эти планы, заставив идти пешком. В общей сложности преодолеть предстоит серьёзную даже по меркам профессиональных спортсменов дистанцию. На выбор два маршрута.  Спринт протяжённостью 155 миль, или около 250 километров, с финишем в посёлке Узуры на севере острова Ольхон. Более смелые и выносливые могли выбрать дистанцию до Северобайкальска длиной 379 миль, или более 609 километров, и это действительно больше, чем протяжённость береговой линии Англии (Англия в данном случае выступает как административная единица Великобритании. – «Конкурент»). Впрочем, в итоге большинство участников всё-таки выбрали короткую дистанцию; пройти весь маршрут решили только девять человек, в том числе иркутянин Евгений Глазунов.

Интересно, что вместе с ними преодолеть путь предстоит группам журналистов сразу трёх иностранных телекомпаний – из Великобритании, Германии и Южной Америки. Правда, не пешком или на велосипедах, а на снегоходах и хивусе Байкальского поисково-спасательного отряда, который обеспечивает безопасность всех участников гонки. Впрочем, даже такие условия иностранных журналистов впечатлили, заодно заставив беспокоиться о том, сможет ли оптика работать при отрицательных температурах и будет ли возможность подзарядить аккумуляторы. «Красиво, но холодно», – признались они и продолжили снимать участников гонки. К слову, итогом работы, к примеру, немецких операторов должен стать фильм о забеге, который только в Германии смогут увидеть около 4 млн. человек.

Твёрже, чем гранит

Солнцезащитные очки, маска, шлем, фонарь
и множество других вещей стали длЯ всех спортсменов на время путешествия предметами первой необходимости

Ещё до начала гонки организаторы предупреждали, что Байкал – «самое страшное озеро в мире», покрытое толстым слоем тёмного льда. Пугали низкими, до минус 40 градусов,  температурами и ветром скоростью до 100 километров в час. Как ни странно, часть этих прогнозов оправдалась в первый же день гонки. Тогда всем пришлось преодолевать сопротивление встречного ветра, а также глубокие сугробы, которые не дали участникам на велосипедах вырваться вперёд, хотя их с самого начала называли фаворитами гонки.

Впрочем, падать духом никто не собирался. На седьмом километре пути корреспондент «Конкурента» встретил бодрого испанца Антонио де ла Росу, который на тот момент был лидером в гонке и продолжал уверенным шагом двигаться к цели. На вопрос, как ему удаётся преодолевать сопротивление ветра и другие трудности пути, он не ответил, показав жестом, что слушает музыку.

Следом в том же уверенном темпе проследовала группа из трёх немецких спортсменов, которые из-за масок и одинакового обмундирования были похожи на братьев-близнецов. Они пожаловались на сильный ветер и предположили, что смогут пройти ещё максимум 15 километров. Сильнее всего  большинство участников пугала перспектива ночёвки на льду. «Всего метр льда будет отделять меня от вод Байкала», – призналась Мария Леджерстам. 

Впрочем, уже вечером первого дня у участников начались приключения. Сначала один из них провалился в трещину во льду, после чего его пришлось спешно эвакуировать на берег. «Я же мог погибнуть», – оправившись от шока, заявил он. Затем из-за боли в колене сошёл с дистанции ещё один человек. А после пришлось снимать с трассы двоих иностранцев, у которых размещение на ночлег на льду закончилось тем, что они сожгли палатку и спальники. По словам официального представителя гонки в России, компании «А-Б Турс», всем им пришлось срочно менять билеты и отправлять обратно в Европу.

Самыми подготовленными участниками забега, что вполне предсказуемо, оказались иркутяне. Первым короткую дистанцию проехал на велосипеде Евгений Глазунов, который был в Узурах уже ночью 19 марта, откуда после небольшой передышки продолжил путь. По последним данным, в момент вёрстки этого номера он был уже на подходе к Северобайкальску. Первым на короткой дистанции в Узурах финишировал также иркутянин Александр Улитин, а следом за ним закончил эту дистанцию Александр Жилинский. Что касается иностранных участников, то для многих из них путешествие по Байкалу оказалось едва ли не труднее покорения полюсов Земли. В момент, когда вы читаете этот текст, многие из них продолжают идти.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры