издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Игроки не идут по пути расширения»

Глава Иркутского управления по недропользованию рассказала, почему компании предпочитают инвестировать в существующие активы, а не покупать новые

В 2012 году, согласно планам недропользователей, заявленных в Иркутскнедра, нефтегазовые компании затратят около 23 млрд. рублей на геологоразведочные работы в Приангарье. Сосредоточившись на имеющихся углеводородных объектах, игроки вряд ли захотят пополнять свои активы новыми приобретениями. Вокруг распределения твёрдых полезных ископаемых, напротив, ожидается оживление. Помимо традиционно популярных золотоносных площадей в Иркутской области планируется разыграть крупнейшее Непское месторождение калийных солей. О том, как меняется ситуация в недропользовании региона, «Конкуренту» рассказала глава Управления недропользования по Иркутской области Ольга Гайкова.

– Сколько средств на геологоразведку в Иркутской области было потрачено из федерального бюджета в 2011 году? 

– В 2011 году финансирование работ госзаказа (без новых объектов) составило 635 миллионов рублей по углеводородам и 364 миллиона – по твёрдым ископаемым. В 2012 году наблюдается рост финансирования: по углеводородному сырью он составит 871,5 миллиона рублей, по твёрдым полезным ископаемым – 347 миллионов, 25 миллиона – на иные работы. На 2012 год намечены четыре конкурса на геологическое изучение углеводородных объектов. Объём финансирования в этом году – 263 миллиона рублей, общий объём на три года – 2,7 миллиарда. По твёрдым ископаемым мы уже провели три конкурса на сумму 460 миллионов рублей (на три года): два тендера по рудному золоту, один – по вольфраму. Заказы получили ВНИИ-геофизика и Сибирская геологическая компания. 

 – А какую сумму вложили недропользователи в исследования своих активов в Иркутской области? 

– Что касается твёрдых ископаемых, то недропользователи затратили 1,435 миллиарда рублей. Это почти в два раза больше, чем в 2010 году. Безусловно, на активности компаний продолжают сказываться последствия экономического кризиса. Между тем отмечу, что интенсивно велись работы на золотоносных и угольных объектах. Недропользователям удалось увеличить запасы угля за счёт открытия в Нижнеудинском районе Курятского месторождения, чьи запасы пока оцениваются в 700 тысяч тонн.

На геологоразведку нефтегазовых участков было потрачено 9,786 миллиарда рублей, хотя в планах было вдвое больше – около 20 миллиардов. В 2012 году недропользователи обещали увеличить финансирование до 23 миллиардов рублей. Посмотрим, возьмут ли они эту планку.

– С чем связано такое отклонение от плана? 

– У компаний нет лишних денег. В феврале мы заслушали их отчёты. По одному объекту обратились в Роснедра о выдаче представления о прекращении права пользования недрами. Лицензией владеет компания, которая даже не появляется в регионе и не представляет отчётность. Решение пока не принято. Ещё по двум игрокам мы отдали представление в Росприроднадзор о необходимости провести проверку. Нарушают лицензионные условия, как правило, мелкие компании, взявшие один-два участка. Защита показала, что все крупные игроки, которые аккумулировали около половины объектов в Иркутской области – «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», Иркутская нефтяная компания (ИНК), – выполняют условия, к ним практически нет претензий.

– Кто-то из недропользователей просил об изменении лицензионных условий?

– Да, но мы согласились лишь в одном случае продлить срок поисковых работ. Компания доказала, что нужно увеличить объём работ. При этом, конечно, остаются предприятия, которые, имея уведомления о нарушениях, пытаются настоять на внесении изменений. Мы на такие корректировки не идём. 

– А по Ковыктинскому месторождению были внесены изменения? 

– Когда шло переоформление лицензии на «Газпром», изменения не вносились. Сейчас компания выполнила проект освоения, который уже прошёл экспертизу. Согласно документу, опытно-промышленная эксплуатация месторождения будет вестись до 2017 года. Возможно, компания условия будет изменять. 

– Каковы итоги распределения объектов недропользования по прошлому году? 

– Состоялись менее половины из объявленных аукционов. На остальные тендеры по нефтяным, газовым, золотым, угольным участкам просто не было участников. Думаю, проблема в снижении активности на рынке, отсутствии финансовых резервов, а также в длительной подготовке объектов к аукционам. Сейчас происходит так: компания обращается к нам, настойчиво напоминает о себе, мы начинаем работать по её заявке, готовить объект на аукцион. Это занимает год-полтора. В итоге объявляем тендер, а компания уже потерялась. Особенно этим грешат небольшие предприятия.

 – Кто из компаний в прошлом году получил лицензии на освоение углеводородных участков? 

– ИНК. Кроме того, были выданы две лицензии по первооткрывательству. 

– Получается, что активы в Иркутской области теперь интересны лишь местной компании? 

– Не совсем так. Мы выставляем участки с самого нуля. Это фактически перспективные площади, имеющие только прогнозные ресурсы. На геологическое изучение отводится пять лет. Крупные компании в 2006 – 2008 годах уже набрали активы: у «Газпрома» пять участков, у «Роснефти» – шесть, у «СНГ» – пять. В эти объекты они пока только вкладывают. Допустим, тот же «Сургут» раньше 2020 года не планирует приступать к добыче. То есть инвестиционный период длится с 2008 года и занимает не менее 12 лет. Поэтому игроки не идут по пути расширения. Они свои участки уже оценили. 

– Они совершили открытия месторождений в прошлом году? 

– Да, у нас было три открытия нефтегазовых месторождений: Южно-Даниловское нефтяное и Западно-Даниловское газовое (принадлежат НК «Роснефть») и одно нефтяное Ербогачёнское (лицензия у ООО «Резерв», московская компания). Это небольшие открытия. Запасы уже поставлены на баланс, но на стадии геологического изучения. Фактически они доказали лишь наличие полезного ископаемого. Потребуется ещё лет пять–восемь, чтобы уточнить запасы.

– В перечень участков твёрдых полезных ископаемых на 2012 год вошло крупное Непское месторождение калийных солей. Когда состоятся торги? 

– В перечень объект вошёл по инициативе правительства Иркутской области. А готовили его в рамках соглашения с Внешэкономбанком, подписанного в 2010 году. Единственное, ВЭБ просил провести конкурс, мотивируя это тем, что объект требует больших затрат на подготовку транспортной, энергетической инфраструктуры. Там ведь даже жилые посёлки на привозном топливе. Ранее для этих целей обсуждалось создание ВЭБом консорциума с иностранными компаниями. Однако в утверждённом перечне значится аукцион. Предположительно он будет объявлен во второй половине года. Свой расчёт стартовой цены мы пока не делали. Но, исходя из имеющихся материалов, она будет довольно высокой, до миллиарда рублей, поскольку месторождение готовое, имеет большие запасы, благоприятные условия отработки. 

– ВЭБ уже подтвердил своё намерение получить месторождение? 

– Неофициально мы получили подтверждение заинтересованности ВЭБа, да и правительство региона от своих планов в данном случае не отказывается. Нам нельзя ударить в грязь лицом. Не так часто такие крупные объекты выставляются. Думаю, на самом аукционе ажиотажного спроса не будет, но допускаю, что на торгах с ВЭБом может конкурировать кто-то из крупных игроков, скажем, «Уралкалий». Но это лишь предположения, к нам пока никто не обращался. 

– Намерено ли Иркутскнедра выставить крупное Ишидейское угольное месторождение на повторный аукцион в этом году? 

– Только если появится потенциальный недропользователь. В прошлом году мы объявляли тендер, но никто из компаний не пришёл, хотя и цена, и условия были неплохие. Крупные угольные участки вообще пока не пользуются спросом. Компании обеспечены запасами. В целом существующая сырьевая база может обеспечивать действующие предприятия ещё 30–40 лет. Сейчас добывается около 10% того объёма, который можем добывать, исходя из имеющейся базы. 

– Сколько золотоносных объектов планируется выставить в 2012 году? 

– В утверждённом Роснедра перечне числятся два золоторудных и пять россыпных. В дополнительном списке ещё несколько участков. Посмотрим, пройдут ли они процедуру согласования. К слову, на один из объектов по рудному золоту есть заявка от новой компании из Москвы, которая ранее не была представлена в Иркутской области. 

– Как скорректируется объём золотодобычи в 2012 году?

– Думаю, останется на уровне прошлого года – около 17 тонн (более 10 тонн пришлось на россыпное золото, 4-5 тонн – на рудное). Небольшое увеличение по прошлому году произошло благодаря погодным условиям: ранняя весна и тёплая осень позволили продлить сезон добычи россыпей. В этом году планируется, что прирост даст Вернинское месторождение «Полюс Золота», где был запущен ГОК. Других крупных производств пока вводить не планируется. В большинство месторождений рудного золота ещё предстоит вкладывать и вкладывать. Хотя, конечно, если минимизировать денежные и временные затраты на энергообеспечение, производительность существенно повысится. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры