издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Личный результат Анатолия Любимова

Детский тренер – штучный специалист: он и спортсмен, и педагог, и психолог, и доктор, если потребуется, утверждает директор Иркутской детско-юношеской спортивной школы № 4 Анатолий Любимов. А он знает, о чём говорит. Его личный результат в этой профессии – тридцать два года во главе спортшколы и без малого сорок лет тренерской работы. Всё это время он буквально за ручку приводит в баскетбол поколения иркутян.

Наша встреча с Анатолием Леонидовичем оказалась далеко не случайной. Было бы странно не увидеть его на турнире школьных команд по баскетболу на призы «Восточно-Сибирской правды» (фотоотчёт о событии на стр. 8). Где в Иркутске играют в баскетбол, там и он. 

— То, что я когда-то полюбил этот вид спорта, – большая заслуга тренера Владимира Теплова. Это он меня учил баскетболу. А ещё раньше появился школьный учитель физкультуры, бывший фронтовик, который научил любить спорт, Георгий Павлович Бурлаченко. Учился я в школе № 34. Для нас, к примеру, было естественным самим зимой расчистить корт, самим его залить. В школе на протяжении трёх лет я играл за сборную Иркутской области, в армии – за спортивный клуб армии. 

«Прихожу домой, уже не думая, что было днём»

— Как вы стали тренером?

— Мне кажется, что выпускники школ сразу не могут определиться с профессией. Я бы давал им год-два, чтобы делали осознанный выбор. По крайней мере, сам я после 10 класса год проучился в университете, потом поработал два месяца на заводе и попал в армию. И только там начал задумываться о своём будущем. А когда вернулся со службы, предложили пойти в спортшколу – мне тогда было 21, – решил попробовать. Работа понравилась. Поскольку был самым молодым, мне такой своеобразный контингент доставался. Были отчаянные хулиганы: снимет такой с почтового ящика замок, нацепит на себя и говорит: отмычки нет, поэтому на тренировку так идти не могу (тогда мы буквально гонялись за детьми с определёнными физическим данными, сейчас всё более демократично). Но я умел убеждать. 

В 1981 году Любимов встал во главе ДЮСШ, обойдя на конкурсе других четырёх кандидатов на эту должность. Тогда ему не было и тридцати. На протяжении тридцати двух лет Анатолий Леонидович и тренер и директор. «Тренерская работа даёт мне разрядку: целый день административная работа, а вечером появляются ребятишки, у которых разное наcтроение, разный взгляд на вещи, разный характер, — говорит он. — Когда ты с ними начинаешь заниматься, забываешь, что весь день отпахал администратором. Прихожу домой, уже не думая, что было днём. Утром отрешаешься и снова становишься директором».

— В каком возрасте сейчас приходят в баскетбол?

— С первого, со второго класса, едва ли не с детского сада. Но определяется игрок в пятом-шестом классе, когда появляется характер, начинает работать голова. Тогда он мыслит на площадке. До этого возраста он многое выполняет автоматически. В 12 лет проявляются ростовые качества ребёнка, а рост для баскетбола имеет не последнее значение. 

— Были на вашей памяти в Иркутске дети-гиганты?

Тренер убеждён: на площадке побеждает тот, кто думает

— Нет, гигантов, таких, чтобы 2,20, не было. Но парни ростом 2,05, 2,06, 2,07 в нашей школе играли. Тот же Илья Юрьевич Резник, который работает сейчас заместителем министра спорта Иркутской области. Он тоже наш воспитанник. Пришёл в пятом классе. Тогда у него было 165 сантиметров. Он в 17 лет стал бронзовым призёром чемпионата Советского Союза и поехал учиться в США. Там окончил университет, вернулся в Иркутск и играл за «Шахтёра». 

Среди воспитанников ДЮСШ-4 — призёры чемпионата России, победители всесоюзных соревнований. «Это показатель», — многозначительно заметил Анатолий Леонидович. Безусловно, это объясняется высоким профессионализмом тренеров. В школе работают одарённые люди, коротко говорит Любимов. 

— У нас девочек тренирует  бывшая воспитанница нашей спортшколы Татьяна Неверова. Она отучилась в Институте физкультуры в Омске, работала в команде мастеров. Когда приехала в Иркутск, пришла к нам, попробовала тренировать. Взяла группу, и у неё пошло. Её воспитанницы – наша группа, которая действует на базе 26-й школы. Стали победителями зонального первенства баскетбольной школьной лиги  и получили право выступать на финале. Тренер создаёт команду, всё равно как химик выращивает кристалл: процесс очень интересный, но бывает достаточно длительным, — тщательно подыскивает образы он, при этом одарённых детей называя «золотинками». — Процесс становления команды долгий. На него уходят годы. Если говорить конкретно о команде девочек школы №26 – пять лет.

— Как часто вы принимаете на работу молодых специалистов?

— Мы бы рады это делать чаще, но, к сожалению, не можем удовлетворить запросы молодых людей по зарплате. Уровень зарплаты – лишь одна сторона проблемы. Другая – финансовые ограничения ДЮСШ по организации поездок. Игровые виды спорта требуют больше затрат на организацию выездов на соревнования. Сравните: оплатить билеты и проживание одного-двух человек или команды из 10 человек, а денег зачастую выделяют всем одинаково. Часть расходов сегодня берут на себя родители, но их возможности тоже небезграничны. Но хочу сказать, что ситуация меняется. Мы сейчас отправляем команду девочек в Улан-Удэ, где проходит большой турнир женских команд. Впервые будем оплачивать им и проживание и дорогу. 

У школьного баскетбола по-явились спонсоры. Но только эту поддержку надо завоевать. Уже пять лет в России проводятся соревнования школьной баскетбольной лиги. Все школы страны могут принимать в ней участие, достаточно зарегистрироваться на КЭС-БАСКЕТ. Стоит задача привлечь как можно больше школ России к игре в баскетбол. За участие в этих состязаниях все школы получают по шесть баскетбольных мячей. Финалисты районных, региональных, зональных соревнований получают форму, им обеспечивают бесплатный проезд и проживание. В этом году у нас в Ленинском районе все 19 школ заявились к участию в школьной лиге. И все уже получили мячи. В целом Иркутск выставил 70 команд. 

«Зачинщик, отжимайся. Потом подойди, извинись»

«Я оптимист, люблю свой город и, как бы в данный момент ни складывался наш индивидуальный бой за баскетбол в Иркутске, считаю, что у этого вида спорта большое будущее», — делится Любимов. По его словам, сами воспитанники говорят, что «на спорт подсаживаешься». «Это как наркотик. И иной раз уже отказываются от вечеринки в пользу тренировки, — передаёт он слова своих воспитанников. — А вот, к слову, за употреблением наркотиков у нас никто не был замечен даже в 1990-е, когда волна наркомании захлестнула всю страну».  

— Игра интересная, темпераментная, — пытается объяснить мне, почему становятся фанатами баскетбола. – Здесь постоянный контакт, много энергии. Подсчитали, что баскетболист пробегает 15 километров за игру. Потом кто-то из наших воспитанников всю жизнь играет в своё удовольствие, избрав делом своей жизни профессию далёкую от спорта, а кто-то становится мастером спорта. Мы воспитали в том числе много профессиональных спортсменов, которые играли за иркутские клубы «ДСК», «Байкал», «Шахтёр», «Иркут». 

— Вам не жаль, что в городе не стало команды мастеров и детям не на кого смотреть и равняться?

— Жаль, конечно. К примеру, раньше мы открытие турнира на призы «Восточки» приурочивали специально к играм команд известных клубов. Дети могли посмотреть игру, пообщаться с именитыми спортсменами. И награждали победителей, как правило, звёзды баскетбола. Было дело, медали вручал легендарный игрок ЦСКА Станислав Ерёмин. Он опаздывал на самолёт, но ему очень хотелось наградить ребят. Так ему держали такси, и уехал он за 20 минут до вылета. 

К огромному сожалению, сейчас игроки такого уровня в Иркутск не заезжают, не с кем играть. У нас власть и частный бизнес как-то не могут между собой договориться о том, кто и как должен содержать клубы. Получается, кто-то берёт команду, как с игрушкой, с ней забавляется, а потом начинает доить государство, мол, дайте мне денег на команду. Казалось бы, раз взял, то и содержи. 

Уверяю, в Иркутске баскетбол может собирать 5-10 тысяч зрителей. А это значит, что люди придут на игру в спорткомплекс с друзьями, детьми, а не будут два часа болтаться в сквере с пивом. Посмотрев на профессионалов, может, пойдут и сами сыграют.   Мне импонирует Ангарск, который поддерживает хоккей с шайбой. Они построили у себя Ледовый дворец, в котором выступал Плющенко. А чего это им стоит, остаётся за кадром. Как-то договариваются. 

Установки Любимова

— Тренер – больше педагог или спортсмен?

— И педагог, и спортсмен, и воспитатель, а на выездах мама и папа. Здесь у нас дети учатся жить в команде. Но семью мы не заменим. Семейный очаг – основа всего. Безусловно, если проблемы дома, это сразу отражается на ребёнке, и мы видим: что-то неладное происходит. 

— Часто приходилось вмешиваться в семейную ситуацию?

— Были и такие моменты. Нельзя сказать, что часто. Приходят тёщи, бабушки, жалуются, просят помочь, повлиять на пьющих мам и пап. Горько было прорабатывать своего бывшего воспитанника, который занимался у нас с десяти лет. Серьёзно разговаривали, и произошли перемены, а то семья уже была на грани развала.

— Получается, что доверия ребёнка мало, надо ещё и доверие родителей завоевать?

— Конечно, ведь они доверяют нам своих детей. В своё время мы были родоначальниками развития мини-баскета, в него играют младшие школьники. Я второй год вывожу малышей в тренировочные лагеря и прошу родителей не забирать ребёнка, даже если тот ноет первые дни. Как правило, потом всё складывается как надо. И домой дети возвращаются, научившись обходиться без родителей, утвердившись в команде. Конечно, мальчишки дерутся. И я считаю так: драться можно, когда тебя оскорбили или женщину, ты должен заступиться. Всегда спрашиваю их: за что дрались? Если говорят: тот поступил нечестно – зачинщик, отжимайся. Потом подойди, извинись. Надо обязательно разобраться в том, кто прав, а кто виноват. 

Психология и поведение детей – такая штука объёмная, об этом говорить можно бесконечно. Например, редкие тренеры за малышей берутся. С ними сложно работать. У них постоянно ветер в голове. Ты можешь сотню раз ответить им на один и тот же вопрос. Например, во сколько у нас то-то и то-то. Хотя и расписание будет висеть. Те весь день могут бегать-прыгать, несмотря на нагрузки. А в пятом-шестом классе дети замолчали. Начали думать. Они научились делать выбор, распоряжаться свободным временем. 

— Как, по-вашему, спортивные успехи можно связывать с успеваемостью? 

— Предпочитаю заниматься с теми, у кого «четвёрки» и «пятёрки». Сейчас у нас только два троечника играют, разрешил им иметь не больше четырёх «троек». Недавно закончилась четверть, родительница пришла довольная: сын подтянулся, говорит, благодаря нам. Я и детям пытаюсь объяснить, что на площадке надо головой работать, надо развивать интеллект. У отличника в голове «Пентиум», а у троечника – не больше калькулятора. И это заметно по игре. Ребёнок, который учится, лучше соображает. Такая у меня установка.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры