издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Модернизация – бесперспективна

Решение проблемы Байкальского ЦБК не терпит отлагательства

Похоже, что у нас вновь появляется надежда на то, что наконец-то может возобладать здравый государственный разум в отношении бессмысленного и противоправного загрязнения Байкала недоочищенными стоками и выбросами Байкальского ЦБК.

Несколько месяцев назад в федеральном правительстве в отношении к Байкалу что-то изменилось. Это почувствовалось по просачивающимся из Москвы обрывкам неофициальной информации. Там среди чиновников различных министерств начались какие-то официальные и полуофициальные обсуждения проблемы БЦБК, консультации. Из столицы в Иркутскую область – в региональное правительство, в Иркутский научный центр, в отдельные правоохранительные, надзорные, контрольные структуры и даже в общественные природоохранные организации, с которыми российские официальные власти не привыкли считаться, – стали поступать то ли запросы, то ли личные вопросы правительственных чиновников по поводу БЦБК. А на вчерашний день, на 16 часов московского времени (в Иркутске – 21 час, поэтому на момент сдачи газеты в печать мы ещё не знали подробностей) Юрий Трутнев, министр природных ресурсов и экологии РФ, назначил заседание Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал. 

Знакомый чиновник, просивший не называть его имени, рассказал мне по телефону, что на заседании межведомственной комиссии запланировано рассмотрение как минимум трёх крупных проблем сегодняшней деятельности БЦБК. В числе главных – вопрос «О состоянии исполнения требований природоохранного законодательства в области охраны озера Байкал», который многократно поднимала на своих страницах и «Восточно-Сибирская правда».

Толчком к возобновлению работы межведомственной комиссии, созданной приказом Минприроды ещё в 2008 году, но почти не работавшей, по мнению моего источника информации, стали последние обсуждения проблем одиозного предприятия Общественным советом по вопросам охраны окружающей среды при правительстве Иркутской области. А главное – принятое рабочей группой этого совета «Решение», обосновывающее необходимость ликвидации Байкальского ЦБК. 

Решение рабочей группы Общественного совета по вопросам охраны окружающей среды при правительстве Иркутской области по вопросу «Развитие города Байкальска и перепрофилирование Байкальского ЦБК»

Общим выводом членов рабочей группы, учитывая современное состояние проблемы БЦБК, является констатация следующих фактов: модернизация предприятия бесперспективна по экологическим и экономическим характеристикам, оно технически не способно работать в рамках действующего природоохранного законодательства, уполномоченные органы власти нарушают нормы законодательства в части обеспечения безопасной деятельности предприятия и работы в рамках действующего права. Не существует экономически приемлемого варианта продолжения производства целлюлозы на данном предприятии. Социальные эффекты возобновления и продолжения современного производства носят сугубо оперативный и локальный характер, в то же время реально закрывают любые возможности реализации крупных экономико-социальных экологически допустимых проектов развития в регионе.

Решение проблемы ОАО «БЦБК» не терпит отлагательства. Дело в том, что данный объект целлюлозно-бумажной промышленности, по данным ежегодных докладов Министерства природных ресурсов РФ «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране», является одним из основных источников загрязнения озера Байкал, единственным промышленным предприятием, сбрасывающим сточные воды непосредственно в озеро Байкал, а по объёму сточных вод даёт 80–90% от объёма всех сточных вод, поступающих в озеро Байкал в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Часть загрязняющих веществ попадает в озеро без какой-либо очистки, так как поступает в грунтовые воды и непосредственно дренируется в озеро из-за изношенности оборудования и инженерно-технических коммуникаций. 

Оборудование, здания и сооружения и инженерно-технические коммуникации Байкальского ЦБК в высокой степени вероятности пострадали в результате сильнейшего в истории Байкальского региона Култукского земле-трясения (27 августа 2008 города), эпицентр которого находился в озере Байкал на расстоянии примерно 12 км от Байкальска, однако на территорию комбината собственником не были допущены специалисты Иркутского научного центра СО РАН, которые должны были оценить повреждения.

Комбинат постоянно функционирует за пределами правового поля, как российского, так и международного, что, наряду с постоянными угрозами биосфере региона, является основанием для перевода озера Байкал в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой.

Критический уровень износа оборудования, зданий и сооружений БЦБК является основанием для высокой вероятности техногенной аварии. Их замена требует значительного времени, равносильна сооружению нового комбината, что абсолютно бесперспективно и бессмысленно. К тому же сам комбинат и его отходы создают постоянную угрозу здоровью и жизни работников комбината, где только в 2010 году зафиксировано травмированных 10 человек, в том числе двое – смертельно. Кроме того, по данным Росстата, в 2008 и 2009 годах коэффициент смертности от болезней органов дыхания и пищеварения в городе Байкальске и младенческая смертность были примерно в 2 раза выше, чем в России и Иркутской области.

Вскоре после землетрясения, в октябре 2008 года, Байкальский ЦБК был закрыт собственником (компанией «Континенталь-Менеджмент») по экономическим причинам и открыт по-

вторно в 2010 году по распоряжению председателя Правительства РФ В.В. Путина. Основным мотивом по-

вторного открытия комбината было желание избежать социального кризиса в моногороде Байкальске. Однако за последующие два года в городе произошли изменения в сторону диверсификации экономики: создан Фонд поддержки малого бизнеса, открыто более 1000 рабочих мест (по данным администрации Байкальского городского поселения) в малом и среднем бизнесе – гостиницы, автосервис, предприятия питания, новое предприятие по розливу и продаже бутилированной воды (уже второе в городе). Так город показал способность адаптироваться к изменённой ситуации. Также Байкальск включён в особую экономическую зону туристско-рекреационного развития. 

Таким образом, социальная напряжённость была снята, создана инфра-структура переобучения и трудоустройства байкальчан, и теперь наконец представляется реальным поднять вопрос о закрытии Байкальского ЦБК, рекультивации загрязнённой территории и создании на бывшей промплощадке Байкальского ЦБК новых экономически эффективных предприятий с минимальным воздействием на окружающую среду. Новые предприятия могут быть созданы с участием государства на конкурсной основе, с лучшими социальными и экологическими параметрами и служить примером экологического бизнеса и заботы об участке всемирного природного наследия – озере Байкал.

В то же время необходимо отметить, что БЦБК тормозит развитие обширной территории южного Прибайкалья, отпугивая серьёзных инвесторов дурной славой и непередаваемыми ароматами; управляющие структуры разных уровней и определяющие их политику «первые лица» своими противоречивыми действиями «вокруг БЦБК» уже нанесли немало вреда авторитету и имиджу и государства, и своему лично, причём в глазах как своего населения, так и мировой общественности.

Существование Байкальского ЦБК не позволяет планировать развитие всего региона. Закрытием проблемы БЦБК может быть только его ликвидация: никакое другое решение не будет воспринято ни российским, ни международным сообществом.

Большим ограничением продолжения работы БЦБК, а также строительства здесь новых сооружений является высокая сейсмичность района города Байкальска. Статистический анализ показывает, что сейсмические события происходят сериями с интервалом 9-10 лет, а единичные, но относительно сильные, – с интервалом 2–4 года.

По карте сейсмического районирования ОСР-97 город Байкальск располагается на территории с возможной интенсивностью колебаний 9-10 баллов MSK-64. Кроме того, необходимо помнить, что окрестности города являются опасными с точки зрения развития водокаменных потоков и оползней, которые могут быть спровоцированы землетрясениями. Оползни очень опасны для карт с лигнином, в связи с этим необходимо как можно быстрее провести работы по ликвидации этих опасных отходов. Для планирования строительства любых сооружений требуется провести новое микросейсморайонирование, в том числе промышленной площадки БЦБК.

Шлам-лигнин относится к IV категории опасных отходов. Лимнологическим институтом СО РАН совместно с ОАО «Сибгипробум» были проведены токсикологические исследования золы и шлам-лигнина на различных тестах.

В результате проведённых полевых работ, лабораторных и экспериментальных исследований:

– предложена, экспериментально проверена и опробована технология дегидратации, дезодорации и захоронения шлам-лигнина с помощью золы углей, обеспечивающая полную ремедиацию Солзанского и Бабхинского полигонов;

– подготовлены технологии получения из промотходов БЦБК композитных стройматериалов для дорожного строительства и обустройства спортплощадок, широкого спектра изделий от тротуарной плитки до перекрытия крыш, строительства селеустойчивых сооружений и т.д.;

– разработаны технологии создания органоминеральных компостов для рекультивации территорий;

– подготовлены предложения по ремедиации территории и строительству объектов рекреационного типа, рыбовосстановления и рыбопроизводства, лесопитомников, больших бассейнов для водных видов спорта и отдыха;

– для каждой из карт в зависимости от состава накопленных в ней отходов, состава и объёма воды предложена своя схема рекультивации.

Переполненный золоотстойник – карта № 11 – в результате работ будет освобождён, что позволит функционировать ТЭЦ для отопления города и обеспечения работы предприятий без строительства новых золоотстойников.

Карта № 7, самая верхняя и наиболее уязвимая в случае селеопасности, будет после обезвоживания и дезодорации шлам-лигнина освобождена и превращена в бассейн. На начальной фазе до строительства селезащитных сооружений освобождённая карта будет играть роль селезащитного бассейна. 

Сброс надшламовых вод из карт должен осуществляться с июня месяца. Объём вод 620 тыс. кубометров – это 10 дней работы очистных сооружений БЦБК. Осушение всех карт и опытно-промышленные работы на карте 

№ 7 позволят не только проверить предлагаемую технологию, но и обеспечить минимизацию селеопасности. Сметная стоимость – 2,8 млрд. рублей. Предлагаемая технология позволит решить проблемы всех отходов БЦБК, обеспечит функционирование ТЭЦ и высвободит для рекреационного строительства 350 га земель.

Ликвидация отходов БЦБК может проводиться независимо от продолжения работы или закрытия комбината. Очевидно, основное финансирование этих работ должна взять на себя Российская Федерация, являющаяся основным собственником комбината.

Для быстрейшего решения проблемы БЦБК и развития города Байкальска необходимы следующие действия.

Во-первых, необходимо провести технологический аудит и инженерно-геологические изыскания с целью получения достоверной и объективной информации о современном состоянии зданий, сооружений, инженерно-технических коммуникаций промплощадки и шламонакопителей ОАО «БЦБК». Кроме того, для получения данных о составе и квалификации его работников и занятости в Байкальске необходимо и возможно провести комплексный социально-экологический аудит с участием специализированных организаций, руководства ОАО «Байкальский ЦБК», профсоюзов ОАО «БЦБК», администрации Байкальского городского поселения, СО РАН, правительства Иркутской области, вузов города Иркутска, общественных и других организаций, располагающих современной информацией. Без актуальной информации невозможно планировать дальнейшие действия.

Во-вторых, Росимуществу, в лице которого государство выступает как собственник ОАО «БЦБК», необходимо инициировать подготовку технического задания (ТЗ) на разработку проекта ликвидации БЦБК с альтернативным вариантом в виде его перепрофилирования. ТЗ на ОВОС проекта ликвидации/перепрофилирования БЦБК. ТЗ вынести на общественные слушания, в рамках которых будут получены дополнительная информация и мнения от всех заинтересованных организаций и экспертов. Учитывая высокую общественную значимость проблемы, участие в общественных слушаниях, несомненно, будет активным. Данные общественные слушания могут пройти на муниципальном и региональном уровнях.

Принятие решения о конкретных сроках закрытия может быть и должно быть принято в ближайшее время с установлением технического регламента и финансового механизма (в котором основную роль должны играть средства государства как главного сегодня собственника комбината). Ему должно предшествовать, как уже упоминалось, проведение комплексного социально-экологического аудита площадки комбината и города в целом для получения достоверной и объективной информации об их современном состоянии, что можно сделать за несколько месяцев. При этом одновременное решение четырёх неотложных задач: развития системы экологически безопасных альтернативных производств, трудоустройства работников БЦБК, сохранения коммунальной сферы и санации площадки комбината – вполне реально.

ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» и стратегическим планом развития Иркутской области в качестве альтернативной отрасли хозяйственной деятельности предусмотрено создание в районе города Байкальска крупной туристско-рекреационной зоны с целью формирования конкурентоспособного центра международного туризма и классного SPA-курорта высокого уровня. Важнейшим условием его рекреакционной привлекательности должно стать совершенно обязательное обеспечение наивысшего стандарта экологической чистоты и безопасности. Одним из альтернативных видов хозяйственной деятельности, который привлечёт к созданию новых рабочих мест, может стать использование месторождения радоновых вод и других минеральных источников для развития рекреационной зоны, прямые признаки которых выявлены при оценке радиационной обстановки территории ОЭЗ в городе Байкальске.

В заключение заметим, что кардинальное решение проблемы БЦБК и развития города Байкальска, а также оперативность такого решения требуют политической воли высшего руководства страны.

16 марта в Новокуйбышевске на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека этот документ был передан президенту России Дмитрию Медведеву. Это, конечно же, ещё не гарантия скорого и благополучного завершения «грязной» эпопеи на берегу чистого озера. Но каждая новая крупица надежды тоже дорого стоит. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры