издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Классный час культурологии

В обществе сохраняется настороженное отношение к введению нового школьного предмета

Со следующего учебного года во всех школах России в обязательном порядке вводится новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Споры о том, нужен он или нет и чего принесёт больше – вреда или пользы, не утихают до сих пор. А родители уже делают выбор между светской этикой и религиозной культурой. И пока никто точно не знает, какой именно плод даст это семечко, посеянное на ниве нашего образования.

В августе 2009 года президент дал поручение правительству разработать и ввести на территории России новый предмет, который смог бы способствовать духовному воспитанию наших детей. В итоге на свет явился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из шести модулей. Четыре из них изучают культуры традиционных религий: православия, буддизма, иудаизма и ислама. Ещё два модуля называются «Основы светской этики» и «Основы культуры мировых религий». Особенностью курса стала «Книга для родителей», которая входит в комплект учебников. Эта книга оказалась очень нужной, особенно в условиях апробации. 

Апробация нового предмета проходила в течение последних двух лет на территории 21 региона России и охватила около 400 тысяч школьников. От Сибирского федерального округа в ней участвовали Красноярский край, Новосибирская и Томская области. Теперь новый предмет внесён в Госстандарт и является обязательным для изучения в школе. Иркутская область не вошла в число «пионеров», и в нынешнем сентябре нам предстоит начинать всё с чистого листа. Впрочем, есть опыт соседей. Он говорит о том, что в общем и целом «не так страшен чёрт, как его малюют». Оценить педагогический эффект за такой короткий промежуток времени трудновато. Единственный показатель, которым располагает Министерство образования, это так называемая «удовлетворённость родителей», которая составляет 94%. 

Учебники в «неравных весовых категориях»

Учебники для четырёх модулей написаны в соавторстве с людьми верующими. Например, автором «Основ православной культуры» является профессор МГУ диакон Андрей Кураев. Одним из авторов учебника по основам иудейской культуры стал пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер, а буддийской культуры – лама Чимитдоржиев. Меньше всего «повезло» учебнику по основам светской этики. По оценкам экспертов и самих учителей, он оказался наиболее слабым. Учебник перегружен неудобоваримой информацией, новыми терминами и фамилиями. На один урок приходится до 8–10 новых понятий и имён, это явный перебор для четвероклассника. Благо, что оценок по новому предмету выставлять не будут. 

– Очень многое будет зависеть от личности учителя, – говорит главный специалист-эксперт отдела дополнительного образования министерства образования Иркутской области Инна Торунова. – Мы же знаем, что можно преподавать литературу так, что у ребят будет дух захватывать, а можно просто повинность отбывать. Учителей с большой буквы всегда мало, но это не повод вовсе не вводить предмет. 

Изначально предполагалось, что изучение курса из 32 учебных часов будет начинаться в последней четверти четвёртого класса, а заканчиваться в первой четверти пятого. Авторы преследовали красивую цель – приурочить окончание курса к национальному празднику – Дню народного единства 4 ноября. По здравому рассуждению от этой идеи пришлось отказаться. Ведь дети переходят не просто из одного класса в другой, а перемещаются на следующую ступень обучения. У них появляется масса новых предметов, а главное – новый учитель. Так зачем же осложнять и без того непростой адаптационный период? 

Ещё в ноябре школа готовилась вводить новый предмет с 1 апреля, даже родительские собрания были проведены. Но в начале 2012 года вышел ряд федеральных документов, которые расставили все точки над «и». Предмет вводится с 1 сентября 2012 года в четвёртых классах по 1 часу в неделю в течение всего года. Это нормальный, привычный для российской школы формат, и учителя от-кровенно радуются тому, что глас народа был услышан. 

Зато родители нынешних третьеклассников уже выбрали, какой модуль будет изучать их ребёнок в следующем году. Расклад в Иркутской области отражает общероссийские тенденции с большим уклоном в светскую этику, чем, например, в центре России. У нас около 63% отдали предпочтение «Основам светской этики», 18% – «Основам православной культуры», 17% – «Основам культуры мировых религий». Три оставшихся модуля тоже представлены, но набрали менее 1% каждая. Основы иудейской культуры выбрали 8 человек, буддийской культуры – 32 человека и исламской – 79 человек. Все шесть модулей в Иркутской области выбрали только две территории – Братск и Усолье-Сибирское. В Иркутске, например, никто не выбрал основы иудейской культуры. 

«Светская этика» выходит вперёд

По закону школа должна обеспечить ребёнку изучение выбранного модуля вне зависимости от того, сколько человек собирается его изучать. В случае чего Министерство образования рекомендует создавать межклассные и даже межшкольные группы. Однако много ли желающих найдётся усложнять жизнь своему ребёнку, выбирая для него редкий модуль? В Интернете достаточно историй о том, как сами школы намекают на предстоящие неудобства, если родители желают быть «не как все». 

– У меня есть опыт проведения родительского собрания в классе, где учится мой ребёнок, – говорит Инна Торунова. – Меня попросили его провести, зная, что я располагаю подробной информацией о новом предмете. Сначала я волновалась, ожидая, что люди увидят во мне прежде всего начальника и не пойдут на откровенность. Оказалось, ничего подобного. Мне было очень приятно, что неприятия к предмету не было, не было вопроса «А зачем мне это надо?». Люди хотели понять для себя, какой выбор они должны сделать. Даже знакомство с оглавлением учебника многим помогло определиться. Думаю, собрания проходили по-разному. Где-то и сами учителя ещё не смогли достаточно глубоко вникнуть. 

Тем не менее Инна Торунова предполагает, что таким образом собрания проходили не везде. Во всяком случае, Министерство образования будет готово, если через год до него докатится жалоба: «Оказывается, можно было выбирать, а мы и не знали!». Много пищи для размышлений на эту тему предоставляет статистика о выборе модулей регионами, где прошла апробация. Например, в 2009 году в Пензенской области модуль «Основы православной культуры» (ОПК) не выбрал ни один из родителей. Однако в следующем году пензенцев прорвало и тому же самому модулю было отдано 67% голосов. Похожая ситуация имела место в Ярославской области и Республике Марий Эл. Ни с одним другим модулем подобных коллизий не отмечено. Кстати, и над иркутской статистикой стоит задуматься. Непонятно, почему лишь 2% родителей в Братске выбирают те же самые «Основы православной культуры», хотя в этом городе успешно работает православная гимназия и желающих обучаться в ней достаточно. 

Самые высокие показатели по ОПК за время апробации показала Тверская область. В первый год эксперимента этот модуль выбрали 69% родителей, а во второй – 73%. Средний показатель также подрос во второй год апробации и составил 30%, что на 6% выше предыдущего года. Но самые блестящие показатели имеют основы исламской культуры – 100%. Правда, только в одной республике – Чечне, которая вообще не любит полумер. Но в среднем по России этот модуль набрал 9%. Менее 1% родителей выбирают для своих детей основы буддийской культуры, хотя в Республике Адыгея этот модуль набрал 27% в первый и 43% во второй год. Основы иудейской культуры также выбирают неактивно, и даже в Еврейском автономном округе у этого модуля лишь 2%. 

Главный раввин Иркутской области Аарон Вагнер признаётся, что сам советовал тем, кто к нему обращался, выбирать что-нибудь нейтральное, например, светскую этику. 

– Вера – дело слишком личное. В школе нужно учить чему-то общему, а вере должна учить семья, – считает Аарон Вагнер. – Основы светской этики выбрало больше всего людей, и тем более обидно, что учебник именно по этому модулю самый «сырой». Что касается выбора, убеждён: схожие тенденции сохранятся и в будущем. Может быть, в пользу светской этики будет отдано ещё больше голосов. 

Правда, в регионах апробации во второй год эксперимента «Основы светской этики» потеряли 7% голосов. И всё равно этот модуль остаётся самым востребованным, в регионах апробации его выбрали 42%. Основы мировых религиозных культур сначала выбрали 24%, затем – 18%. 

– Думаю, общие пропорции в ближайшее время сохранятся, – говорит Инна Торунова. – Наверное, не такое у нас общество воцерковлённое, как это кажется. Очень тверда установка, что Церковь отделена от государства. Это с одной стороны, а с другой – люди пока не осознали, что это предмет не вероучительный, а культурологический. По сути, это возможность час в неделю поговорить с ребятами о вечных ценностях, о добре и зле, о том, как стать хорошим человеком. 

– Я бы сам не хотел, чтобы моего ребёнка в школе учили какой-то религии или просто идеологии, – говорит руководитель отдела религиозного образования и катехизации Иркутской митрополии протоиерей Владимир Килин. – Все недоразумения возникают, когда этот культурологический предмет воспринимается как вероучительный. Однако не надо путать эти вещи. Цель курса по основам православной культуры – рассказать о сути православного вероучения и показать ту роль, которую играла православная церковь в истории и культуре России. Ведь невозможно понять великую русскую литературу, не имея представления о христианских ценностях. 

Несмотря на имеющиеся вопросы, традиционные конфессии готовы помогать учителям всеми силами. Первой договор о сотрудничестве с Институтом повышения квалификации работников образования заключила иркутская митрополия Русской православной церкви, которая последние двадцать лет вела активные дискуссии о необходимости введения в школах подобного предмета. В марте такой же договор подписан Буддийским центром Алмазного пути традиции Карма Кагью города Иркутска. В ближайшее время ИПКРО готовится заключить договоры о сотрудничестве с иудейской и мусульманской религиозными организациями. Идёт согласование документов о создании межведомственного координационного совета, в который войдут представители четырёх традиционных конфессий, Законодательного Собрания и правительства области. 

Острая кадровая недостаточность 

Ещё одной большой проблемой остаётся подготовка кадров. Этим важным делом занимается Институт повышения квалификации работников образования. Поскольку область начала заниматься темой в ноябре, тогда же был создан центр научно-методического сопровождения введения нового предмета. Курсы для учителей приступили к работе с конца января, на сегодня подготовлено 300 педагогов, а требуется 1200 учителей на всю область. И это по самым скромным подсчётам. Если бы новый предмет всё-таки был введён с 1 апреля, совершенно непонятно, каким образом Иркутская область могла бы выйти из ситуации без скандала. 

Преподавать новый предмет готовы прежде всего учителя начальных классов, и это совершенно логично. Учитель должен быть способен вести все модули. Научиться этому он должен за 72 часа, которые укладываются в 8-9 дней. Причём лишь 12 часов отданы изучению содержательного материала, всё остальное время придётся потратить на штудирование нормативной базы и методики. 

– Конечно, этого катастрофически мало, – говорит заведующая научнометодическим центром сопровождения внедрения «Основ религиозных культур и светской этики» ИПКРО Мария Литвин. – Никогда мы не готовили такое огромное количество учителей за короткий срок. Первоначально курс был разработан на 144 часа, рассчитан на четыре недели. Потом стало понятно, что количество учителей нужно увеличивать, и тогда пришлось сокращать программу до 108, потом вообще до 72 часов. Позже мы узнали, что другие регионы прошли тот же самый путь. Но это только начало. Мы рассчитываем, что это лишь вводный курс, который предполагает обзор по всем шести модулям. После него будет разработана программа по каждому из модулей отдельно. Утешает только одно – наши учителя могут то, что не может никто. 

Ещё есть надежда на Москву. В июне в Иркутск приедет бригада столичных специалистов из Академии повышения квалификации работников образования, они в плотном режиме обучат порядка 500 иркутских учителей. 

«Негатив распространяется как ментальный вирус»

– Да, это дополнительная нагрузка, – делится своими впечатлениями учитель математики, завуч Басалаевской средней школы Зиминского района Наталья Дмитриева. Сейчас она проходит курсы повышения квалификации в ИПКРО. – Но я не жалею, что взяла на себя новый предмет. Очень много интересного открыла. Мне всего год до пенсии, а ещё хочется узнавать то, чего не знаю. У нас в школе, как и везде, в основном выбирают светскую этику. Многие выбирают основы православной культуры. Значит, люди хотят глубже знать о своих истоках. А курс, по моему мнению, очень нужный. 

– Я как никто заинтересована в том, чтобы привнести хоть каплю духовности в своих учеников, – добавляет учитель начальных классов Ольга Краснопеева из Усолья-Сибирского. – В моём классе родители выбрали три модуля, и я очень этому рада. Большая группа предпочла основы православной культуры. Есть родители, которые выбрали основы культур мировых религий. Основная часть хочет изучать основы светской этики. Честно скажу, первая реакция у родителей была негативной: для чего нам ещё этот предмет, и так программа сложная, только мозги детям засоряют. Но когда начинаешь объяснять, показываешь учебники, родители понимают. У кого-то я слышала, что негатив распространяется как ментальный вирус. Это очень точная характеристика той обстановки, в которой мы сейчас живём. 

Я слышала разные мнения по поводу этого предмета. Знаете, когда дети дерутся не на жизнь, а на смерть из-за всякого пустяка, а родители в ответ на претензии учителя говорят: «Ну и что, все так делают», – тут о многом задумаешься. Честно говоря, я не знаю, какой вред может принести детям разговор о вечном. Наше телевидение приносит юным душам гораздо больше вреда, но пока никто не требует его закрыть. Так или иначе, настороженное отношение к новому предмету естественно. Ведь человеку свойственно с осторожностью относиться к неизвестному. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры