издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Личное способное хозяйство

Опорой для развития частных подворий стали крупные агрохолдинги

В посёлке Усть-Ордынский прошло совещание, которое было посвящено разработке программы «Развитие производства животноводческой продукции в малых формах хозяйствования Усть-Ордынского Бурятского округа». О значимости мероприятия говорит тот факт, что вёл совещание заместитель губернатора - глава окружной администрации Сергей Серебренников.

Ещё не так давно тон в сельской экономике задавал общественный крупнотоварный сектор. Но на исходе 20 века со сменой экономических приоритетов колхозы и совхозы начали  хиреть. Одновременно происходило перемещение значительного количества живности из колхозных, совхозных ферм на личное подворье. Если на 1 января 1991 года в сельхозпредприятиях Иркутской области содержалось свыше 75% крупного рогатого скота, почти 69% коров и 61% свиней, то через пять лет на ту же дату в общественном секторе доля крупного рогатого скота упала до 58%, коров – до 53%, а свиней – до 47%. Зато в личном подсобном хозяйстве эти показатели возросли соответственно с 25 до 41%, по коровам – с 31 до 45%, по свиньям – с 39 до 47%. 

Звёздный же час личного подворья наступил в 2007-2008 годах, когда доля коров в личной стайке составила три четверти от имеющихся во всех категориях хозяйств. К этому показателю приближался и удельный вес крупного рогатого скота, но при этом общее областное стадо крупного рогатого скота сократилось с 836 тысяч голов до 330 тысяч, свиней – с 583 тысяч до 237 тысяч и так далее.  В настоящее время личное подворье стало для многих селян единственным источником доходов.

Как отмечал в своём докладе на совещании первый заместитель министра сельского хозяйства Кузьма Алдаров, в минувшем году округ произвёл сельскохозяйственной продукции, по предварительным данным, на 6,9 миллиарда рублей. Наибольший вклад внесли личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Цифры, озвученные Кузьмой Алдаровым, выглядят как вызов индустриальному обществу 21 века. Например, на долю ЛПХ в округе приходится 90% общего производства молока и мяса. То есть в своих стайках, где главными орудиями труда являются вилы и лопата, сельские жители округа произвели 26 тысяч тонн мяса и около 148 тысяч тонн молока. Конечно, честь и хвала сельским труженикам. Однако вклад усть-ордынцев в областную «сельхозкопилку» не столь велик. В регионе тон задают всё-таки крупные агрохолдинги, предприятия, которые давно освоили новые технологии. 

Очень остро Кузьма Алдаров и его коллеги из сельских районов ставили вопрос о создании полноценной кормовой базы. Помнится, как-то ОПХ «Элита» ещё по осени распродало всю свою солому, сено однолетних трав владельцам скота Эхирит-Булагатского, Баяндаевского и Ольхонского районов. Однако выставленных на продажу грубых кормов хватило не всем желающим.   

– Хотя мы и увеличили посевы колосовых, больше собрали зерна, всё равно говорить о каком-то удовлетворении запросов не приходится, – отмечал на совещании заместитель министра. – Из-за большого дефицита стоимость фуражного зерна возросла до 8-9 рублей, что значительно превосходит оптовую цену продовольственного хлеба.

Можно привести массу примеров того, как много значит для животноводства обеспечение кормами. Ограничимся лишь одним. Опытно-производственное хозяйство «Иркутское» (посёлок Пивовариха) во главе с директором Александром Гринвальдом в 1970-е годы взялось осваивать пойму Ушаковки. Вместо заболоченных земель здесь появились богатейшие культурные кормовые угодья. И вскоре продуктивность коров на ферме подскочила с 4000-килограммовых надоев до 5000-килограммовых.

В 1980-е годы Иркутская область начала круто поворачиваться в сторону личного подворья. В числе мер поддержки неоценимую роль играла работа по обеспечению крестьянских хозяйств кормами. Сельхозпредприятие отводило поля под посев однолетних трав для частников, само засевало, в хорошую погоду скашивало, и хозяину оставалось только подобрать и привезти зелёнку домой. Естественно, все эти работы производились за умеренную оплату.

Сегодня успешно работающих сельхозпредприятий у нас осталось не так много. И это не может не сказываться на состоянии личного подворья. Возьмём Нукутский район. В муниципальном образовании «Хадаханский» в среднем на каждое подворье приходится около шести голов крупного рогатого скота и почти четыре свиньи. Столь же хорошие показатели в соседнем Закулейском МО. Одна из главных причин прорыва в том, что на территории этих муниципальных образований действует знаменитое СХЗАО «Приморский». Его генеральный директор депутат област-ного Заксобрания Аполлон Иванов самое серьёзное внимание уделяет укреплению личного подворья. Живность там обеспечена всеми видами кормов, то есть не только грубыми и концентрированными, но и сочными. А вот в МО «Целинный», где давно уже развалился одноимённый совхоз, у каждого частника почти вчетверо меньше коров и втрое – свиней. Ещё хуже ситуация на территории бывшего племсовхоза «Первомайский». Исчез совхоз, и началась самоликвидация личного подворья. Здесь на каждом дворе содержится в 5-6 раз меньше коров и свиней, чем у хадаханцев.

Что отрадно, нынешние руководители регионального министерства сельского хозяйства, в отличие от их предшественников, которые управляли отраслью в 1990-е годы, прекрасно осознают зависимость деревни от уровня развития крупнотоварного производства. Они не только не противопоставляют две формы собственности, но и стремятся увязать их интересы, сделать общими. Кузьма Алдаров открыто заявил о том, что министерство будет способствовать развитию крупных сельхозорганизаций. Ибо они не только дают области товарную продукцию, но и являются опорой развития личных подворий.

Мэр Нукутского района Сергей Гомбоев и глава Баяндая Анатолий Табинаев рассказали на совещании о мерах, которые принимаются на местах по укреплению ЛПХ. Так, в Нукутском районе с этого года начинает свою деятельность агрофирма «Первомайская», которая будет заниматься обработкой залежных земель, возведёт молочный комплекс. А в Баяндаевском районе набирает силу ООО «Хадайское». Оно занимается разведением новой для этих мест породы скота (красно-пёстрой), будет наращивать производства зерна, заготавливать корма по современной  технологии, а на хлебные поля выйдет техника нового поколения. То есть на селе не сидят сложа руки. Но будем от-кровенны. Деревня наша настолько обессилела после всех реформ, после двухлетней финансовой диеты, что многие задачи, требующие быстрейшего решения, ей одной не под силу. Государство просто обязано протянуть руку.

Сейчас вновь, как и 30 с лишним лет назад, ставится вопрос о выделении кормопроизводства в самостоятельную отрасль. А для того, чтобы земля давала хорошие урожаи зерновых и кормовых культур, нужны солидные средства для повышения плодородия, осеменения  заброшенных земель продуктивными травами, орошения одних массивов и осушения других. Нужна современная техника, включая кормозаготовительную, предназначенная для уборки силосных культур. В повестку дня внесён вопрос и о создании хозяйств, специализирующихся на производстве кормов. Всё это потребует затрат, но отмахиваться от зап-росов села себе дороже. Резкое со-кращение финансирования сельского хозяйства обернулось тем, что по сравнению с 2008 годом поголовье крупного рогатого скота в личном подворье уменьшилось на 13–15 процентов. И наоборот, после того как область стала осознавать пагубность экономии средств за счёт села, по мере реализации инвестпроектов обозначились позитивные перемены. 

В частности, молока у жителей округа в 2011 году закуплено на 18% больше, чем годом ранее, а мяса – так вообще в 2,6 раза. В абсолютных цифрах эти показатели не столь велики, но, как известно, «с небольшого ручейка начинается река». Вот и хотелось, чтобы этот «ручеёк» был более полноводным, чтобы каждый крестьянский дом выглядел как полная чаша. Чтобы малая механизация пришла, наконец, в стайку и на микроферму и отложил в сторону хозяин вилы и лопату, а хозяйка – жестяное ведро для дойки. Как-никак в 21 веке живём. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры