издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В защиту технологической бездуховности

Стоны о бездуховности нового поколения и скорой смерти культуры возникли в самом начале эволюции человека, практически сразу, как только человечество осознало, что такие явления, как духовность и культура, вообще существуют. Я легко могу себе представить, как первобытные люди, выскребая каменными скребками вонючую шкуру мамонта, сидят у пещеры и сетуют о грядущем упадке цивилизации в связи с бездуховностью наступающего бронзового века. Сейчас все кому не лень клянут последними словами Интернет, и основные претензии достаются социальным сетям. Но так уж они бесполезны и даже губительны?

На днях в Иркутск приезжала блогер Сыроежкина. В местной журналистской тусовке её ещё помнят как серьёзного редактора одного глянцевого журнала, и вот она уже сорвалась с места, зачем-то уехала в Набережные Челны, там вышла замуж, в качестве бомжа уехала с мужем в Индию, где скиталась «дикарём» три месяца. Казалось бы, всё – всяческие связи разрушены, что называется, «пишите письма мелким почерком». Однако о всех перемещениях по обозримой вселенной её многочисленные друзья узнавали в режиме онлайн. Потому что Ира Сыроежкина – блогер, автор очень интересного дневника в ЖЖ.

То есть первую ощутимую пользу социальные сети приносят хотя бы тем, что соединяют, а не разъединяют людей. «Ну да, – кривятся ретрограды, – сидят эти блогеры в своих уютных жежешечках, на улицу не выходят, ни с кем вживую не общаются. Потерянное поколение…» И это очевидная неправда. Мало того что в социальных сетях познакомиться легче, чем на улице или, не дай Бог, в общественном транспорте. Сейчас идёт прямо обратный процесс – он называется «развиртуализация». Это когда люди, познакомившиеся в социальных сетях, выползают из-за компьютеров и идут знакомиться в реальности: встречаются в кафе, устраивают совместные выезды на природу, организуют тематические посиделки или просто собираются у кого-то на квартире.

Ту же Сыроежкину, стоило ей пересечь границы Иркутска, немедленно «выдернули» от соскучившихся родственников и притащили на стихийную встречу блогеров, где две трети лиц она увидела впервые в жизни. Собственная популярность так напугала Сыроежкину, что потом в своём блоге она отписалась: «Город весь целиком состоит из жж-людей и Л`Этуалей. Это ужас. Идёшь за кефиром – попадаешь в Л`Этуаль. Идёшь по улице – видишь блогера. В Иркутске осталось ровно три человека, которые появились у меня раньше страниц в соцсетях. Все остальные мои невидимые друзья, сделанные, главным образом, из букв своих текстов, ходят по улицам в пончо и красных колготках, поют, играют на гитарах, шутят и здорово выпрыгивают из торта». Правда же, это не похоже на описание сутулых людей с паучьими ручками, чахнущих над клавиатурой.

Или вот «Одноклассники». К ним принято относиться снисходительно-презрительно, как к месту, где собираются женщины средних лет, тоскующие по временам своего полового созревания и теперь обменивающиеся рецептами. Это ли не здорово?! Домохозяйки получили отдушину, а это всегда лучшая психологическая терапия. Пусть уж лучше озлобленная супруга яростно стучит по клавишам, жалуясь новой знакомой, какой у неё мужик сволочь и алкаш, чем поджидает его в прихожей со сковородой в руках.   

Ещё больше нареканий вызывает «ВКонтакте». В том смысле, что сидит там бездуховная молодёжь, щебечет на своём птичьем языке, а Достоевский в шкафу стоит нечитанный. Но мы живём не в идеальном мире, и выбирать приходится не между хорошим и плохим, а большим и меньшим злом. Я, например, человек, по роду деятельности часто оказывающийся в разных местах: проходных дворах, тёмных подворотнях и грязных подъездах. И когда я туда попадаю, поверьте, я очень радуюсь, что эта самая молодёжь сидит в социальных сетях, а не стоит, привалившись спиной к стене, глядя тебе вслед цепкими глазами, сжимая в руках скользкое горлышко пивной бутылки.

С другой стороны, именно молодёжная сеть «ВКонтакте» в Иркутске дала начало широкому вовлечению в стихийное волонтёрское движение, когда в начале года искали без вести пропавших молодых людей. Да, никого не нашли. Да, часть этой деятельности была скомпрометирована тем, что именно в этой среде начали появляться и множиться дурацкие слухи и панические настроения. Но ведь сейчас принято обвинять молодёжь в инертности – и вот вам и активная гражданская позиция, да и собственно физическая активность: ходят, ищут, расклеивают объявления «Разыскивается…» .

Даже новое заграничное веяние «Твиттер», казалось бы, затея совсем бесполезная, для тех, кому на полноценную мысль мозгов не хватает, и можно уложиться в полторы сотни знаков, не больше. А оказалось, что и это штука бесценная в своей оперативности. Местные новости в ней появляются с такой стремительностью, что телевизионщики кусают себя за спину от зависти и бессилия. Я с презрением относился к «Твиттеру» до тех пор, пока на всё той же встрече с Сыроежкиной кто-то в курилке на кухне не вышел (или вошёл – не знаю, как правильно) в этот самый «Твиттер» с телефона. И тут же сообщил, что прямо сейчас в городе горит крыша здания «Новый город» около торгового центра «Эталон». В новостях это появится только на следующий день…

Так что когда дело доходит до практики, не такими уж и разъединяющими оказываются эти коммуникации (слово, кстати, изначально происходящее от латинского  «объединение»). Даже всё объясняющая шутка из Интернета оказалась неправдой: «Зачем в квартире вай-фай? Чтобы даже в туалете сидеть с ноутбуком». Фигня всё это. Пробовал я сидеть в туалете с ноутбуком: это очень неудобно!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры