издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы до сих пор не пьём воду из крана»

Власти Иркутской области сняли с контроля ситуацию с разливом топлива в районе водозабора Свирска, Черемхова и посёлка Михайловка. Однако говорить о том, что авария прошла бесследно, всё же преждевременно. Ещё предстоит выяснить, сколько сотен тонн нефтепродуктов утекло из подземных хранилищ федерального государственного казённого учреждения (ФГКУ) комбината «Прибайкалье» и попало в Ангару. Есть вероятность, что часть дизельного топлива, попавшего в реку 25 апреля, спускается ниже по течению и нефтепродукты могут дойти до Братска.

Белые пятна в тёмной истории 

Воровство нефтепродуктов обернулось чрезвычайной ситуацией. Из-за врезки в продуктопровод ФГКУ комбинат «Прибайкалье» и возникшей утечки ГСМ попали в зону водозабора Черемхова, Свирска и посёлка Михайловка. Водоснабжение трёх муниципалитетов было восстановлено только 1 мая, но пить воду ещё запрещалось. В тот же день губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев сообщил, что в Ангару попало не 40, а 300 тонн дизельного топлива. Теперь, по разным оценкам, в реке оказалось более 320 тыс. тонн топлива. Работы по его сбору были сосредоточены в районе Черемховского водозабора. 

«Обнаружена незаконная врезка в 11 часов 25 апреля, а перекрыли её только в 16 часов и никому об этом не сообщили», – заявил на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям заместитель губернатора Иркутской области Сергей Серебренников. 

Руководитель ГУ МЧС России по Иркутской области Вячеслав Эглит высказал очень серьёзные замечания к территориальному управлению Росприроднадзора. «Их пришлось приглашать по нескольку раз и на место аварии, и на заседание комиссии, кому-то надо было отправлять специальное приглашение, – сказал Вячеслав Эглит. –  Есть серьёзные замечания к работе штабов как в муниципальных образованиях, так и в службах. Все их мы обязательно проанализируем. Сейчас рано радоваться  и не надо спешить с выводами». 

Министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Пётр Воронин отметил: «Когда все пятна были ликвидированы с поверхности воды, выяснилось, что в глубинных течениях, в абсолютной независимости от поверхностных пятен, гуляют  целые массы с содержанием вредных веществ». Он поинтересовался у учёных, существуют ли технологии по сбору такого загрязнения. На комиссии так и не был дан ответ на вопрос министра.  Позже «СЭ» удалось выяснить, что в Иркутской области и в стране в целом нет технологий, которые позволяют абсорбировать вредные вещества, находящиеся в глубиной толще воды.  Как сообщил главный инженер «Востокнефтепровода» Валерий Шилин, «дизельное топливо легче воды, а значит, ставится под сомнение, что в реку вылилось только дизтопливо, возможно, это были какие-то более тяжёлые вещества. Во всяком случае, на вопросы, сколько топлива вытекло и какое, могут ответить только собственники предприятия». 

Компания «Востокнефтепровод» приняла активное участи в ликвидации аварии, поскольку только у неё есть необходимое оборудование и специальные нефтесборочные средства. А её сотрудники уже имели подобный опыт в ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.  «Сразу после поступления сигнала о происшествии мы принялись искать утечку на своих объектах вдоль трассы по рекам Белой, Китою, Оке, – отметил Валерий Шилин. – Однако после того как убедились, что утечка произошла не у нас, выехали в Черемховский район на место происшествия». 

Нашли крайних 

Сергей Серебренников и начальник ГУ МВД по Иркутской области генерал-лейтенант полиции Александр Обухов высказывали соображения о том, что несанкционированная врезка в трубу, по которой перекачивались нефтепродукты, стала возможной в результате халатного отношения руководителей комбината к должностным обязанностям. Было озвучено предположение, что кто-то из руководящих работников предприятия мог быть причастен к хищениям.

Начальник Главного управления МВД России по Иркутской области Александр Обухов сообщил, что по данному делу проходят девять фигурантов, «пять человек являются свидетелями либо косвенными участниками, обманутыми и втянутыми в этот процесс». Четыре человека совершали умышленные действия уголовного характера, трое из них арестованы. «Мы считаем, что имеют место факты халатности, врезка располагалась в 150 метрах от самого предприятия, – заявил генерал. – Об этом знало большое количество людей, в том числе Владимир Козлов, который возглавляет это предприятие».  Вопроса, куда смотрела полиция, генерал Обухов не коснулся. До директора ФГКУ комбинат «Прибайкалье» Владимира Козлова корреспонденту «Сибирского энергетика» так и не удалось дозвониться. В настоящее время дело передано в следственные органы СК. Начата новая проверка. 

Пятно движется к Братску 

Эксперты заявляли, что нефтяное пятно, которое образовалось после попадания нефтепродуктов в Ангару, может достигнуть Братска примерно через три месяца, однако, по мнению Роспотребнадзора, это никак не отра-зится на качестве питьевой воды.  «Нефтяное пятно не угрожает Братску: у города водозабор, который получает воду из подземных источников», – сообщил руководитель Роспотребнадзора Алексей Пережогин.  

Представители «Иркутскэнерго» решили на всякий случай подстраховаться. «Как только возникла угроза попадания высокой концентрации нефтепродуктов в водохранилище, прилегающее к Братску, мы приняли решение перенести на более ранние сроки ремонтные и профилактические работы на собственных водозаборных сооружениях, – сообщил «Сибирскому энергетику» директор ТЭЦ-6 Сергей Коноплёв. –  Есть надежда, что  концентрация выбросов на большой акватории Братского водохранилища рассеется до приемлемого уровня, но лучше приготовиться к худшему варианту развития ситуации».  

«По мнению экологов, загрязнение нефтепродуктами серьёзно отразится на экосистеме реки, – заявила замминистра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нина Абаринова «Итар-ТАСС».  – Последствия этого экологического бедствия сравнимы с тем, которое произошло 19 лет назад близ посёлка Тыреть Заларинского района Приангарья. В 1993 году из-за разрыва нефтепровода «Красноярск – Иркутск» произошёл разлив почти 25 тысяч кубических метров нефти на площади в 33 га. Влияние этой аварии ощутимо по сей день». 

По информации «Вести-Иркутск», есть первые жертвы экологического бедствия. Жители Усольского района отправили в редакцию телекомпании видео с кадрами, где запечатлены погибшие дикие утки. Съёмка сделана спустя десять дней после аварии. Ранее здесь был любимый многими песчаный пляж. «Вдоль берега на протяжении полутора километров обнаружили десять погибших птиц, – сообщают «Вести-Иркутск». – И почти у самой кромки воды вдоль всего побережья видна тёмная полоса». 

– Ущерб, нанесённый дикой природе, несомненен, – сообщил  председатель Иркутского областного отделения Союза охраны птиц России Виктор Попов. –  По реке Ангаре проходит миграционный путь перелётных птиц, их летит довольно большое количество. И естественно, катастрофа не могла не сказаться на живой природе. Та картина, которую мы наблюдаем, не просто потрясает – шокирует. На берегу Ангары обнаружено колоссальное количество погибших гаммарусов, всё побережье буквально усеяно ими, рачками питается рыба, происходит отравление нефтяными продуктами, в результате страдает и птица.

Облёт Ангары 5 мая показал, что видимых пятен на реке нет. К тому же накануне специалисты обследовали береговую линию от Усолья до Свирска. Явных загрязнений также не обнаружили. Однако такое обследование комиссия проведёт ещё раз, как только полностью вскроется Братское водохранилище. «Необходимо выполнить работы по отбору проб воды, почвы. Особенно в тех местах, где отдыхают люди. В Балаганском районе требуется обследовать дополнительно берега, где располагаются пионерские лагеря», – говорит замминистра природных ресурсов и экологии Иркутской области. 

В случае если будет выявлено загрязнение, все необходимые сорбенты для устранения проблемы готовы поставить из Красноярска. Предварительно там заказали 4,5 тонны материалов. 

Ещё одну любопытную версию рассказали «Сибирскому энергетику» жители посёлка Михайловка в зоне ЧС. «Мы до сих пор не пьём воду из крана, опасаемся, что это небезопасно. Нам приходится её покупать», – рассказала 40-летняя учительница Инна Исакова. По её словам, маслянистые пятна они наблюдали ещё задолго до аварии.  Она не исключает, что утечка происходила давно. «У нас часто возникают перебои с водой, поэтому на балконе я всегда держу запас в специальной фляге. И за 10 дней до аварии на поверхности отстоявшейся воды мы обнаружили характерные маслянистые пятна», – сообщила женщина. Факт этих утечек должно установить следствие. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры