издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На пристани грёз

  • Автор: Ирина ГЛАДКИХ, для «Восточно-Сибирской правды»

В Иркутском областном театре кукол «Аистёнок» состоялась необычная премьера – интерактивный спектакль для подростков, молодёжи и взрослых зрителей «Пристань алых грёз» по произведениям Александра Грина. Спектакль, поставленный главным режиссёром Юрием Уткиным, можно смело назвать суперсинтетическим. Здесь сочетаются не только кукольное действие и драматическая игра актёров, но и живая рок-музыка, шоу-пародия, видеоинсталляция…

Основу насыщенного «полотна» спектакля составляют «две нити» – две истории. Одну «рассказывают» куклы – и это знакомая нам с детства повесть Александра Грина о мечте, преодолевающей все преграды, о любви Ассоль и Грея. Вторая сюжетная канва (актёры в «живом» плане) – это, образно говоря, «Каперна сто лет спустя». На сцене и подмостках, которые на несколько метров уходят в зрительный зал, актёры «фантазируют» на тему, как бы протекала здесь жизнь в наше время. Новые герои – управляющая таверной художница Мари в исполнении Дианы Бронниковой и рок-музыкант Артур (актёр Роман Зорин) – в новых реалиях преодолевают тернии обретения себя и друг друга.

Переходом из одного мира в другой служат чёрно-белые рисунки Мари, которые свидетельствуют о том, что она откуда-то знает подлинную историю Ассоль, за давностью лет «обросшую» легендами и домыслами. Её рисунки оживают на экране – «картинной раме», расположенной внутри огромного металлического колеса. Рисунки «влекут» за собой кукольное действие, оживляющее события столетней давности. По отзывам некоторых зрителей,  у них даже сложилось впечатление, что «куклы переиграли живых актёров».

«Золотой цепью», объединяющей «два мира, две морали» является также загадочный персонаж Эгль (Евгений Стёпкин). Волею постановщика и автора пьесы (Александр Хромов) из собирателя сказок, который заронил мечту в «пушистую голову» первой Ассоль, он превратился в бессмертного волшебника, взявшего на воспитание её «преемницу» Мари. А дар бессмертия Эгль получил от спасшей его когда-то Фрези Грант – «бегущей по волнам». Фрези Грант (Наталия Кёрн) являлась и в детских фантазиях Артура и в рисунках Мари. Она – образ Самой Мечты, зовущей к себе,  как бы далеко мы от неё ни уплывали. 

Персонаж, олицетворяющий, мягко говоря, «несовершенства» сегодняшнего мира, – «циничный хозяин таверны господин Меннерс». Он «превращает романтичную легенду своего края в коммерческий шоу-проект: ежегодно он проводит конкурс «Ассоль года». «Самая красивая девушка Каперны раз в год поднимается на палубу корабля под алыми парусами к современному Грэю, какому-нибудь известному артисту или музыканту, и никто не знает, куда она потом исчезает». 

Столь сложный сюжет некоторые критики назвали «витиеватым», кое-кто – «сумбурным», одни зрители поняли, другие – не  очень, в блогах писали, что, дескать, это «спектакль для мыслителя», «погружающий в атмосферу», кто-то рекомендовал сократить, кто-то умолял сохранить в первозданном виде. 

Кроме сюжета, есть и другие моменты, вызывающие кардинально различные ощущения у зрителей. Например, вышеупомянутое «дефиле» – пародия на современные шоу-программы типа «Мисс Вселенная». Кто-то называет это «развратным», кто-то – «остроумным». Так и музыка, особенно та, которую написали для спектакля сами актёры (Роман Бучек и Роман Зорин), одних зрителей приводит в восторг, и они интересуются, как «достать» её для домашнего прослушивания, у других вызывает возмущение своей «бессмысленностью и беспощадностью»… 

Как видите, мнения зрителей порой противоположны. Но две вещи можно утверждать с уверенностью: во-первых, это сделано честно, а раз так, то заслуживает того, чтобы попытаться понять. Во-вторых, те, кто видел постановку неоднократно, отмечают, что каждый следующий показ не похож на предыдущий. Это значит, что спектакль – живой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры