издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Зелёный» резерв

В школьных лесничествах Приангарья работают более тысячи ребят

Школьные лесничества – это отдельный мир, который растёт под сенью настоящих, больших лесничеств. В посёлках, конечно, проще организовать «зелёную бригаду». Но и в крупных городах школьные лесничества имеются. Яркий тому пример – школьное лесничество «Лесовик», которое успешно работает в Иркутске. Базой для ребят является станция юных натуралистов. Вот туда мы и отправились на днях, посмотреть, как проходит у них «полевой сезон».

«До юннатки идти далеко, до юннатки дойти нелегко». Правда, к ребятам это не относится, их привозит школьный автобус. А всем остальным сначала нужно доехать до самого конца Радищево, выйти на конечной остановке, потом спуститься с горки… Там, в ложбинке, на берегу озера Юннатского уютно расположились деревянные домики станции юных натуралистов. Впрочем, само озеро ребятам не принадлежит, и купаться в нём тоже нельзя. 

– Там в основном туристы отдыхают. А мы потом чистим, – вздыхают ребята.

Туристы приехали и уехали, а ребятам тут работать и жить, для них это всё – родное. Все тропки в бору за озером исхожены вдоль и поперёк, каждое дерево примечено. Наверно, с таких мелочей и начинается любовь к природе, к своему краю. Хотя ребята и не догадываются, что их работу в школьном лесничестве можно назвать такими высокопарными словами. 

Сегодня в Иркутской области существует 51 школьное лесничество, в которых работают около тысячи ребят. Было ещё больше, но в последние годы их численность упала в связи с реорганизацией лесничеств. Впрочем, сотрудников лесного агентства, курирующих работу «зелёных» школьников, это не смущает. Численность – дело наживное. Главное, что структура сохранена, она работает и приносит результаты. Даже в 1990-е годы, во время всеобщего упадка, школьные лесничества сохранились на энтузиазме отдельных людей, которые просто не смогли бросить детей и любимое дело.

И вот 11 лет назад система была восстановлена. За это время вырос уровень мероприятий школьных лесничеств, в регионе проводится много конкурсов и слётов, лауреаты которых выходят и на всероссийский уровень. Плохо только, что не хватает опытной базы. 

Сосенки лучше растут в лесной земле

– Сейчас школьные лесничества в законодательной базе никак не фигурируют, – говорит начальник отдела воспроизводства лесов Агентства лесного хозяйства Иркутской области Валентина Щепетнёва. – Раньше за ними официально закрепляли опытные участки из земель лесхозов, это прописывалось в документах. Теперь участки отданы в аренду, всё переводится на коммерческую основу… Если участок достанется не местному лесничеству, а «чужой» фирме, мы не сможем отправить туда детей, ведь это огромная ответственность.

«Лесовик» живёт и здравствует на базе станции юных натуралистов уже шесть лет, последние три года им занимаются методисты центра развития дополнительного образования Любовь Хилханова и Марина Баранник. Под их началом изучают природу более 20 мальчишек и девчонок из 5–11 классов. Так уж получилось, что костяк этой дружной команды составляет 

6 «В» класс иркутской школы №3. В тот день, когда мы пришли к ним в гости, ребята как раз высевали семена сосны, привезённые из Татарстана. 

В Татарстане побывала Любовь Хилханова. В середине мая она отправилась в Казань на финал всероссийского конкурса «Подрост». Дорогу туда открыла победа на областном конкурсе, где педагоги «Лесовика» представляли свою работу «Подходы к формированию исследовательских компетенций у школьников». 

– После финала конкурса организаторы повезли нас на экскурсию в знаменитый Сабинский лесхоз, – рассказывает Любовь Хилханова. – Конечно, я не могла оттуда вернуться без сюрприза для своих ребят. 

Селекционные семена сосны со стопроцентной всхожестью – сюрприз самый подходящий для юных исследователей. Для необычных семечек быстро приготовили грядку, соблюдая все правила. Хорошей земли для будущих сосенок принесли из соснового леса. Оказывается, в лесной земле живут особые микроорганизмы, которые образуют симбиоз с корнями сосны, и без них колючие росточки будут хуже расти. А рядом с татарскими соснами посеяли свои, сибирские. Пока мальчишки таскали землю из леса, Даша и Наташа добывали из шишек семена, обрывали с них крыльчатку и проверяли на всхожесть. Для этого семена нужно бросить в воду: утонет – значит, всхожее семечко. Кстати, и шишки ребята сами собирали зимой в лесу.

– Теперь мы их посадим рядом с селекционными семенами, будем наблюдать, как они растут, и сравнивать, – говорит Любовь Николаевна. – Это уже настоящая исследовательская работа. 

Здесь у каждого юного лесничего имеется свой исследовательский проект. Например, Даша ведёт фенологические, то есть сезонные, наблюдения за природой, Аня наблюдает за комнатными растениями. Девятиклассник Данил в этом году вообще ездил на Всероссийский съезд школьных лесничеств. Зимой вся дружная команда два дня отдыхала в Большом Луге благодаря выигранному областному гранту. Это награда за то, что участвовали в посадках леса в прошлом году. В этом году, кстати, ребята снова сажали лес вместе со взрослыми.

А закончив исследования и победив на всех конкурсах, юные лесоводы берут в руки лопаты и лейки, и вперёд – копать, полоть и поливать грядки. Фронт работ огромный, на юннатке растут и капуста, и морковка, и много чего ещё. Всё это требует постоянного ухода. Желающие могут даже приобрести здесь саженцы: сливу, миндаль, барбарис, вишню, спирею, бадан. Посаженные детской рукой, растут они потом хорошо. 

Любовь Хилханова стимулирует в детях исследовательскую жилку

– Наши ребята всё умеют, – похваливает своих учеников Любовь Хилханова. – И грядки поливать, и песни петь. 

Это правда. Недавно, например, проходил слёт школьных лесничеств, и на нём ребята из «Лесовика» показывали свой творческий номер. Это был настоящий мини-спектакль со стихами и концертными костюмами. Им это не трудно, среди них есть и спортсмены, и танцоры. Всё успевают, и даже время на учёбу остаётся. Ещё один очень важный пласт работы несут на себе школьные лесничества. Это противопожарная пропаганда. Ребята выставляют свои патрули на постах ГАИ, раздают листовки на улицах, проводят беседы. Между прочим, всё это приносит неплохой эффект. 

– Может быть, взрослых и не стали бы слушать вечно спешащие куда-то водители, а детей – слушают, – говорит Валентина Щепетнёва. – Вы бы видели, как бабушки на улицах на наших ребят реагируют, чуть не плачут от радости. Говорят, раз такие дети есть, Россия не погибла. Ребятам это, конечно, тоже приятно, хотя они и не признаются. 

Сами ребята тоже меняются. Уж они-то наверняка не станут разводить костры и жечь сухую траву. 

– Ребята теперь совсем иначе ведут себя в лесу, они научились его понимать, – соглашается Любовь Николаевна. – Если раньше они смотрели и не видели, мне всё время приходилось обращать их внимание на что-то, теперь происходит наоборот. Они всё видят и мне показывают. Даже следы животных научились различать.

– У нас тут заяц живёт, – воодушевляются девочки. – Мы его следы на снегу много раз видели. А нынешней зимой мальчишки пошли в кормушки для птиц зёрен насыпать. Кормушка низко висела, они наклонились, а из-под ветки заяц ка-ак выскочит, только снег из-под задних лап в лицо брызнул. 

– Ребята, а вы почему сюда ходите, неужели только из-за зайцев и призов? – задаю вопрос, который давно уже висит на кончике языка.

– Работать хочется, – неожиданно отвечает Егор, поклонник фильмов про Шерлока Холмса, советских мульт-фильмов и «старых» песен. И мне вслед за бабушками так и захотелось повторить ту самую «коронную» фразочку про Россию.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры