издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Это не самовыдвижение, его как-то по-другому надо называть»

Депутаты «Единой России», несмотря на сопротивление оппозиции, продавили закон «О выборах» без института самовыдвижения. Вчера на сессии Заксобрания закон был принят в первом и окончательном чтении. Председатель облизбиркома Виктор Игнатенко и единороссы считают, что в нынешних условиях этот институт не будет работать, а послужит только продвижению «денежных мешков» в региональную власть. КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, а также заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин заявляют, что депутаты совершили «антидемократичный акт» против жителей Иркутской области.

В понедельник в Заксобрании прошёл круглый стол по новому законопроекту «О выборах губернатора Иркутской области». В нём приняли участие авторы закона, специалисты Института регионального законодательства и правовой информации им. П.П. Сперанского, представители областной избирательной комиссии, в частности председатель Виктор Игнатенко, члены Общественной палаты Иркутской области, а также депутаты местных Дум, представители прокуратуры, минюста (эти тактично промолчали всё обсуждение). От политических партий присутствовали только единороссы и коммунисты. Собственно, коммунисты и оказались единственными из оппозиционеров на этом круглом столе. Заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин, который на страницах СМИ активно критиковал законопроект, замечен не был. Глава комитета по гос-строительству Борис Алексеев сообщил «Конкуренту», что приглашения отправлялись ректорам вузов, а вот довели ли в вузе до Сергея Шишкина эту информацию, он не знает. «Никто меня никуда не приглашал, – заметил Шишкин в беседе с «Конкурентом». – Эти люди, очевидно, боятся оппонентов, равных себе по силе. Затем и создали «антураж» якобы полноценной дискуссии». Впрочем, в среду на сессии ЗС Борис Алексеев рассказал всем, что на круглом столе была «нормальная дискуссия с соответствующими независимыми экспертными оценками». 

Согласно закону, губернатором может стать человек, обладающий пассивным избирательным правом, ему должно исполниться 30 лет. Он не должен иметь иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране. «Никакого партийного ценза нет! – несколько раз подчеркнул Виктор Игнатенко как на круглом столе, так и на сессии. – Вот, к примеру, президент РФ у нас беспартийный, а выдвигался политической партией. Что мешает сделать так же на региональном уровне?» Выдвиженца должны будут поддержать депутаты местных Дум либо мэры, 5% от их общего числа. Это 259 человек, не менее 40 должны представлять муниципальные районы и городские округа.  Подписи должны быть собраны не менее чем на двух третях территорий второго уровня, а именно в 32 муниципалитетах. Институт самовыдвижения вообще не предусмотрен, что и вызвало бурную дискуссию между юристами, поддержанную несколькими СМИ. 

– У нас, к сожалению, товарищи-господа спорят, но не смотрят сам закон, – заметил Игнатенко, заочно ответив отсутствующему Сергею Шишкину. – И по старинке думают, что если это самовыдвижение, то есть сбор подписей избирателей. Нет, уважаемые коллеги. Сейчас существуют два фильтра. Первый – это 259 подписей депутатов Дум или мэров. Каждую подпись, напоминаю, надо нотариально удостоверить. Второй – это подписи избирателей, от 0,5 до 2%. Если брать 0,5% – это порядка 10 тысяч, 2% – около 38 тысяч. Давайте зададимся вопросом: какой простой гражданин, не поддерживаемый никакой силой, сможет преодолеть эти фильтры? Да они  не то что струйку воды не пропустят,  пройдут только несколько молекул воды! В итоге самовыдвиженцем сможет стать человек, который либо обладает мощным административным ресурсом, либо имеет «денежный мешок». На наш взгляд, те условия, которые предложены федеральным законодателем сейчас, способны серьёзным образом исказить конкуренцию на выборах. Я лично за самовыдвижение, но в нынешних условиях это проходной билет для крупного капитала. 

Игнатенко напомнил, что финансовым группам сейчас станет ещё интереснее «поиграть» на региональных выборах, поскольку фактически это выборы сразу двух государственных лиц – главы области и сенатора. «Сейчас не может быть избран человек, за которым не стоит какая-либо политическая сила. Лучше бы эта сила была легальная», – заявил Игнатенко на сессии.  

Глава облизбиркома считает, что институт самовыдвижения будет работать, к примеру, на муниципальных выборах и выборах депутатов ЗС. Ведь самовыдвиженцу на выборах мэра Иркутска нужно собрать всего 2190 подписей, Саянска – 169, Катангского района – 17, Баяндаевского района – 45 подписей. А кандидату в ЗС – 421 подпись. «Мы живём в начале 21 века, либо иди в партию, либо партию создавай, – сказал Виктор Игнатенко. – Сейчас очень либеральные условия – всего 500 членов партии». Политическая анонимность исполнительной власти – это прямой путь к разрушению «института политической ответственности», считает он. Игнатенко высказал надежду, что, когда накопится опыт применения закона, возможно, в него и будут внесены положительные изменения.  

«Ну что, бодренько получилось у вас, – заявил эсэр Владимир Матиенко на сессии. – Всегда раньше фамилия Игнатенко ассоциировалась с объективностью, с гражданской позицией, с профессионализмом, а в иных случаях даже с мужеством. И очень приятно было, что есть такой человек в Иркутской области. Сегодня вы меня очень-очень глубоко разочаровали. Скажите, почему вы пополнили ряды тех, кто против развития гражданского общества, тех, кто за сохранение монополии «Единой России» на власть?» «Я человек беспартийный, позиции, как портянки, не меняю, – отрезал Игнатенко. – Всё время считал и сейчас считаю: выборы губернатора должны быть. Если вы, коллеги, критикуете дискриминационный муниципальный фильтр, то почему вы все выступаете за супернедемократичное самовыдвижение?» Игнатенко заявил, что с появлением политических партий на выборах «стало меньше грязи». Он напомнил, как в начале 1990-х «работали технологии» за самовыдвиженцами на выборах губернатора. «А сейчас никто не сможет выдвинуть технического кандидата, никто не сможет зарабатывать деньги в качестве кандидата в губернаторы. Мы же помним, в Иркутской области был человек, у которого фамилия на О начиналась, на О заканчивалась и который зарабатывал на этом деньги! Недовольны этим, конечно, представители бизнеса, у которых сокращается рынок политтехнологических услуг», – заявил Игнатенко.  Он так разволновался, что сказал Матиенко: была бы его воля в Госдуме, норма была бы такой – политические партии просто выдвигают кандидатов, остальные собирают 2% подписей. 

Депутат-коммунист Евгений Рульков спросил у коллег: какая партия, представленная в Госдуме и ЗС, имеет 259 мандатов в местных Думах? «Если это только «Единая Россия», то никто кроме неё не сможет выдвинуть кандидата, – огорчился Рульков. – Потому мы и просим ввести институт самовыдвиженцев».  «Если вы говорите, что с трудом соберёте подписи депутатов и мэров, то как вы собираетесь взять их через самовыдвижение?» – парировал Виктор Игнатенко. В ответ коммунисты и эсэры через депутата Ирину Рычкову попытались внести в законопроект поправки, вводящие институт самовыдвижения и отменяющие муниципальный фильтр. Но тут в борьбу вступили юристы Заксобрания. Они заявили, что поправки с голоса обсуждаются, только если за это проголосует парламент. ЗС, где большинство представляет «Единую Россию», естественно, отдало голоса «против». «Ни у кого не поворачивается язык назвать это прямыми выборами. Сделано всё, чтобы выдвигались сильные кандидаты от «Единой России» и не выдвигались другие», – констатировал Владимир Матиенко. Он заявил, что инструкция об отмене самовыдвижения «спущена «Единой России» сверху».  И на фоне двух фильтров – муниципального и президентского – выглядит крайне смешно и демонстрирует неудержимый страх партии власти перед народом. К коммунистам и эсэрам в протесте присоединились представители ЛДПР. Однако «Единая Россия» закон сумела продавить 30 голосам «за» и 10 – «против». 

«Конкурент» обратился за комментарием к Сергею Шишкину. «Я не ожидал ничего другого, голосование было предопределено, – сообщил он. – Хочу только заметить, что все спекуляции на тему недемократичности самовыдвижения в данном виде на самом деле не касаются основополагающей  задачи законодателя. Он обязан предоставить людям конституционное право избираться и быть из-

бранными. А не рассуждать. Прогнозы и теории можно строить бесконечно, это не дело законодателя – думать за других заранее и лишать людей права «авансом».  Сейчас по факту 99% населения Иркутской области, если они не пойдут на условия партий и не создадут своих зарегистрированных партий, в выдвижении списка кандидатур на пост губернатора участвовать не могут. Они – ноль без партий. А это 99% населения, я повторяю. Депутатский корпус в массе своей доказал – он недемократичен. Выборы в ЗС в 2013 году, и я думаю, население это ещё вспомнит». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры