издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Условие губернатора

Муниципалитеты получат помощь, когда перестанут бояться ответственности

О том, как обеспечить детскими садами своих будущих избирателей, увеличить зарплату воспитателям, решить проблемы здравоохранения и при этом остаться на плаву, рассуждали мэры территорий на последнем заседании Ассоциации муниципальных образований. Заседание прошло под руководством губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко. Он обещал «помогать молниеносно», но при этом напомнил о том, что за последнее время имидж муниципальной власти успел изрядно поблекнуть.

Очередь в детские сады Приангарья растёт вместе с рождаемостью. За два года она увеличилась на 25% и сегодня составляет около 89 тысяч человек, из них 27 тысяч – ребятишки от трёх до шести лет. Наиболее острая потребность в дошкольных учреждениях по-прежнему наблюдается в Иркутске. 

Мэры вспомнили о практике выплаты компенсаций родителям, чьи дети не попали в садик. Однако министр образования Иркутской области Виктор Басюк возразил, что такая практика ещё недавно существовала в регионе, и она не оправдала себя. Родители получают деньги, но не используют их на устройство ребёнка в дошкольное учреждение и не снимают с очереди. 

– Мы даём прибавку в семейный бюджет, но проблему с детскими садами не решаем, – заметил Виктор Басюк. – Это просто нецелевое использование средств бюджета. 

Между тем выход найти нужно, потому что проблема встала перед областью во всей остроте. В некоторых регионах уже накоплен достаточно успешный опыт по развитию негосударственных детских садов, семейных групп,  «нулевые» классы создаются при школах. Кстати, место для дошколят освобождают  старшеклассники, которых переводят учиться на базу вузов и техникумов.

Санкт-Петербург, например,  полностью ликвидировал очереди в детские сады за счёт бюджетных выплат негосударственным образовательным учреждениям.  Заключается трёхсторонний договор между образовательным учреждением,  родителями и муниципалитетом, который оплачивает пребывание ребёнка в частном заведении. Это выгодно бюджету, который не строит новые учреждения и не нагружает свои бюджеты. Ведь новые детские сады – это дополнительные расходы не только на воспитание,  но и на содержание зданий. Заключая договор с частником, город уменьшает свои расходы на содержание недвижимости и одновременно развивает малое предпринимательство. 

Сеть негосударственных дошкольных учреждений Приангарья развивается только в областном центре. На сегодня в Иркутске  работает 20 таких организаций, в том числе три лицензированных  частных детсада и 15 центров раннего развития. В остальных муниципалитетах на ниве негосударственного дошкольного образования не прорастает ничего, кроме «дикоросов». Кстати, ни в одном муниципалитете, включая Иркутск, даже не разработана нормативно-правовая база по поддержке негосударственных образовательных учреждений. 

– Мы можем поддерживать муниципалитеты в этом вопросе, предусмотрев какие-то мероприятия  в областной программе. Но основанием для поддержки всё равно должен быть пакет нормативно-правовых документов муниципалитета, – заявил Виктор Басюк. 

Но мэры идею министра восприняли в штыки. Они заметили, что получить лицензию нынче чрезвычайно трудно. Для этого нужны и специалисты, и приспособленные помещения,  и многое другое. А кроме того, мэры засомневались,  что даже в  приспособленном помещении воспитатели-предприниматели  будут готовить «гражданина и патриота». 

– Я обещал горожанам, что за три-четыре года полностью ликвидирую очередь в детсады, но ситуация поменялась, и очередь увеличилась вдвое. Чтобы только путём строительства новых зданий решить проблему, нужно два годовых бюджета Иркутска. Дайте мне другие варианты, – сказал мэр Иркутска Виктор Кондрашов. – В частные сады даже в Иркутске готовы идти не более 15% населения.

В общем, это и не удивительно. Стоимость пребывания ребёнка в таком заведении в столице Приангарья колеблется от 12 до 17 тысяч рублей в месяц. Причём ни о каких сверхприбылях речь не идёт, и государству ещё стоит подумать над тем, как облегчить жизнь частному детсаду. 

– Конечно, далеко не все родители могут понести такие расходы, – подхватил Виктор Басюк. – Но если государство согласилось бы компенсировать родителям часть средств  (например, семь тысяч рублей, которые  платит казна за пребывание одного  ребёнка в муниципальном саду), может быть, оставшуюся часть финансовой ноши родители смогут нести сами. Тогда станет больше людей, готовых  воспользоваться услугами частников.

– Поймите, здесь нужен комплексный подход, простого, линейного решения не существует, – пришёл на помощь министру образования первый заместитель председателя правительства Владимир Пашков. – Чтобы построить достаточное количество детсадов, нам необходимо 30 миллиардов рублей, это нереально для любого бюджета. Поэтому нужно  продолжать строить и ремонтировать государственные сады и одновременно поддерживать частную инициативу. Во многих странах работают частные сады, и воспитывают патриотов, и я не понимаю, почему это невозможно у нас? 

В итоге мэры попросили  министерство образования обобщить имеющийся опыт по созданию вариативных форм дошкольного образования и разослать его на территории. Однако министр заявил, что его ведомство не готово предоставить мэрам готовые рекомендации по развитию вариативных форм дошкольного образования, поскольку в каждой территории  ситуация складывается по-разному, и нужно подходить к решению этой проблемы индивидуально.

Ещё одна задача – по увеличению зарплаты воспитателей – выглядит не менее сложной. Средняя зарплата воспитателя в прошлом году составляла 10,7 тысячи рублей. За четыре месяца нынешнего года эта цифра выросла до 12,3 тысячи рублей.  Однако президентом поставлена задача довести среднюю зарплату воспитателя до средней по экономике региона, которая составляет 22 тысячи рублей. 

– Я понимаю, что вы сразу скажете, что этих денег в муниципалитетах нет, – предупредил вопросы Виктор Басюк. – Но мы должны решать эту задачу совместно с правительством области, выполняя задание президента. 

– К сожалению, нам приходится признать, что Иркутская область является дотационной, – взял слово губернатор Сергей Ерощенко. – Проблем много, и ответственность за это лежит на нас всех. К сожалению, имидж муниципальной власти упал, потому что слишком много коррупционных скандалов и судебных дел было за последнее время.  Нарушаются права человека, происходит дикая коммерциализация бюджетов.  Все руководители муниципальных образований делают вид, что они в этом не участвуют, но это не так. Мы, со своей стороны, готовы помогать муниципалитетам  во всём, но при условии, что и местная власть будет работать, а не пытаться переложить ответственность за свои решения на область.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры