издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Владимир Смагин: «Необходимо рассмотреть все возможности»

Изучить все возможности имеющихся угольных месторождений и приобрести новые перспективные участки намерена компания «Востсибуголь» в ближайшие годы. Это позволит предприятию не только увеличить объёмы добычи твёрдого топлива, но и повысить свою конкурентоспособность. Также в планах компании на ближайшие пять лет – реализация крупных инвестиционных проектов, в числе которых строительство новой обогатительной фабрики. Об этом «Сибирскому энергетику» рассказал и.о. генерального директора ООО «Компания «Востсибуголь» Владимир Смагин.

– На этот год компания ставила перед собой амбициозные задачи по наращиванию объёмов добычи и увеличению экспортной составляющей в сбыте. Удаётся ли реализовать эти планы?   

– Рост, безусловно, есть. Если в 2011 году добыча составила 15,8 миллиона тонн, то в 2012-м планируем добыть 16 миллионов тонн. По итогам полугодия мы идём с перевыполнением плана почти на 300 тысяч тонн, объём добычи составил более 8 миллионов тонн.

Что касается поставок сторонним потребителям и на экспорт, то сегодня ситуация складывается так, что рынки обрушились. Цена упала ниже нижнего. Этот процесс начинается с металлургов, именно они в первую очередь ощущают на себе кризисные явления (начинается экономия – сокращаются инвестиционные проекты, снижается строительство, а значит, и потребность в металле). Получается такая ситуация: угли, которые могут использоваться как в металлургии, так и в энергетике, в момент кризиса или при любом скачке цен плавно перекочёвывают из   сектора металлургии в сектор энергетики. Как следствие, на рынке возникает, по оценкам экспертов, дополнительно порядка 30–50  миллионов тонн углей. И конкурировать с ними достаточно сложно, поскольку их качественные характеристики гораздо выше наших. Если сегодня на экспорт в Китай мы поставляем угли калорийностью 5200–5500 ккал, то у этих углей она составляет 6300–6500 ккал. Поэтому на сегодняшний день для реализации планов по увеличению экспорта угля момент не лучший. 

– Планируется ли в связи с этим приобретение новых месторождений с более высокими качественными характеристиками углей и какие участки могут представлять интерес для компании? Или же планируете изыскивать резервы в рамках имеющихся лицензий?

– Чтобы принять оптимальное решение, необходимо посмотреть,  что у нас есть и что мы можем подсобрать на стороне. В рамках существующих мощностей у нас есть запасы углей с хорошим качеством, но с весьма неблагоприятными горно-геологическими условиями. Мы сегодня очень активно занимаемся поиском близлежащих месторождений, в том числе небольших локальных участков. Если раньше мы ориентировались на отработку только крупных месторождений, то сейчас ситуация поменялась. Необходимо оценивать участки с небольшими запасами – от 3–5 миллионов тонн. Потому что, если кто-то начинает их разрабатывать, возникает конкуренция, и с этим надо считаться. И сегодня мы стараемся не только отслеживать ситуацию, но и участвовать в процессе.

– Значит ли это, что интерес к новым участкам связан в первую очередь с безопасностью компании, а потом уже с возможностью увеличения объёмов добычи?

– Это и безопасность, и возможность увеличения объёмов добычи, но также возможность улучшения логистики. К примеру, та же Головинка находится на расстоянии более 

30 км только до Тагота и ещё 50 км по железной дороге до обогатительной фабрики. Если участки будут географически расположены ближе, то это улучшит и логистику. Однако здесь много и других факторов, по которым мы рассматриваем новые площадки, но в первую очередь оценка с позиций качества и логистики.

– Несмотря на сложившуюся на рынке ситуацию, компания всё же наращивает добычу. Куда пойдут дополнительные объёмы? 

– В первом полугодии 2012 года практически все дополнительные объёмы, которые мы добыли, ушли в адрес «Иркутскэнерго». Сегодня энергетики забирают практически весь добываемый уголь, и для нас это, безусловно, положительный фактор, особенно на фоне кризисных явлений и других перемен, которые произошли по сравнению с прошлым годом. К примеру, изменились условия поставок в Министерстве обороны  и  РЖД (традиционные покупатели угля КВСУ): если раньше мы выигрывали тендеры и поставляли продукцию напрямую, то сегодня в цепочку добавились коммерческие структуры и поставки идут через посредников. С поставками на Минобороны и РЖД есть сложности. 

– В прошлом году в связи с ремонтами отправители грузов по железной дороге сталкивались с серьёзными задержками поставок. Изменилась ли ситуация в этом году?

– Надо отметить, в нынешнем году железная дорога «едет» лучше. В прошлом году «провалы» начались с июля и продолжались до октября. В этом году июль «едет», обещают не допустить прошлогодней ситуации. Хотя первые признаки налицо: отвлекаются локомотивы на ремонт, разбиваются наши тяжеловесные маршруты, потому что не хватает мощных локомотивов. Особенно это сказывается на северных поставках. К примеру, для ТЭЦ-16 грузим полновесный маршрут из 63 вагонов, в пункт назначения он приходит двумя партиями. Это дополнительное время на оборот вагонов, что снижает нашу эффективность. Тем не менее в июле 2012-го план безусловно выполним, мало того, сверх плана отгружаем около 50 тысяч тонн.

– В этом году планировалось завершить формирование собственного вагонного парка. На каком этапе данный проект?

– Мы не предполагали приобретать собственные вагоны для покрытия всех пиков. На сегодняшний день то количество вагонов, которое мы приобрели, позволяет нам чувствовать себя достаточно уверенно. Наличие своих вагонов даёт возможность позиционироваться на рынке перево-зок как крупный игрок  и заключать договоры с операторами по более выгодным для нас ставкам. Сегодня мы располагаем более чем 1200 вагонами. Из них 857 приобрели в прошлые годы и 400 – в этом. Последняя поставка была в марте. 

– То есть на данном этапе проблема снята?

– В принципе, да. В этом году мы особых затруднений с вагонами не испытывали. 

– Какие ещё инвестиционные проекты реализуются в компании?

– В пятилетний план развития мы заложили возможность строительства обогатительной фабрики на Головинке. Её мощность составит 1,5 миллиона тонн концентрата в год. Общие затраты на реализацию проекта – порядка полутора миллиардов рублей, срок окупаемости – 8–10 лет.  Ввести в строй фабрику планируется в 2016 году. Это позволит получать концентрат с хорошей калорийностью как для внутреннего рынка, так и для поставок на экспорт. 

На Касьяновской обогатительной фабрике  мы реализуем проект по снижению потерь по мелкому концентрату, который сейчас, грубо говоря, уходит в шламоотстойник. Заказан проект стоимостью  около 50 миллионов рублей, на будущий год он будет реализован, это нам позволит на 5% повысить выход концентрата. 

Кроме того, мы занимаемся обновлением техники, что позволяет перекрывать возрастающие объёмы добычи. Такой подход сохраняется в компании уже несколько лет. Достаточно серьёзно подкрепили производственную базу Ирбейского разреза. В этом году реализован инвестиционный проект по строительству депо, туда переместили три тепловоза ТЭМ-2, что позволило нам отказаться от услуг РЖД по предоставлению тепловозов. Получилась достаточно серьёзная экономия, к тому же это добавило нам уверенности при реализации амбиций по увеличению объёмов добычи. На сегодняшний день Ирбейский разрез устойчиво выполняет планы. Также в этом году нам предстоит завершить работы по реконструкции станции Ирбейская.

Есть вопросы по подготовке запасов. В первом полугодии нам удавалось оперативно реагировать на возросшие потребности «Иркутскэнерго», с данной задачей, я считаю, мы успешно справились, но отчасти это произошло за счёт подготовленных запасов. Сегодня перед нами стоит задача нормально подготовиться к зиме: сформировать необходимое количество запасов. И здесь есть некоторые трудности. К примеру, «Уралмаш» не выполняет наши заказы в срок, поставка роликового круга для экскаватора 40/85 № 3 для Азейского разреза, который мы заказали за два года, находится под вопросом. Мы активно занимаемся решением данной проблемы.

Ещё один существенный фактор в развитии компании – возобновление разработки центральной эксплуатационной площади № 2 ОАО «Разрез «Тулунский». В 2014 году у нас заканчивается лицензия на отработку данного месторождения, и нам её нужно либо сдавать, либо переоформлять. А переоформлять в законсервированном состоянии не представляется возможным. В рамках пятилетнего плана этот вопрос был рассмотрен и принят к сведению. Ввод в эксплуатацию ЦЭП-2 позволит удовлетворить возрастающие потребности, улучшить качество поставляемого угля на электростанции «Иркутскэнерго».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры