издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Принципиально старое

В Байкальске запахло не только привычным метилмеркаптаном, но и большим скандалом

Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО на своей 36-й сессии, прошедшей в Санкт-Петербурге, принял решение, которым просит Россию за-крыть Байкальский ЦБК, «если внедрение замкнутого водооборота не будет обеспечено к декабрю 2012 года».

За несколько последних недель аббревиатура БЦБК надёжно закрепилась в новостных лентах информационных агентств. Не только в наших, сибирских, но и в общероссийских. Более того, она и в зарубежные новости активно пробивается. Во всяком случае, на сайте «Сводка украинских и мировых новостей» я прочитал заметку под заголовком: «Байкальск перестанут отапливать, как только закроют экологически опасный комбинат». Не подсчитывал и специальных исследований по этому поводу в Интернете, но если вот так, навскидку, то не исключаю, что по частоте упоминаний в российских новостях Байкальский ЦБК сейчас уступает разве что Крымску. Хотя на Байкале трагедия пока ещё, к счастью, не произошла. Но нынешняя волна повышенного интереса к Байкальскому ЦБК вызвана, думаю, не столько экологическими проблемами, не опасениями за судьбу Байкала, участка Всемирного природного наследия, и даже не безрадост-ными для России итогами 36-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, сколько набирающей силу новой кампанией шантажа государства частными бизнес-структурами, управляющими Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом. 

В двух-трёх десятках прочитанных мной заметок, подготовленных разными агентствами, разными авторами и размещённых на разных сайтах, нет почти ничего принципиально нового. Разговор крутится в основном вокруг отключения города Байкальска от горячего водоснабжения да угроз сегодняшних управленцев предприятия второй раз выгнать на улицу полторы тысячи работников комбината, если государство не выполнит их ультиматумов. Заметки если и отличаются друг от друга, то в большинстве случаев несущественными деталями. Хотя сенсации тоже случаются. Для многих активистов общественных природоохранных организаций и движений стало сенсацией, к примеру, заявление Сергея Ерощенко, нашего губернатора, о том, что «президент Владимир Путин так же, как и мы, абсолютно заинтересован в том, чтобы этого комбината на Байкале не было». 

Попытавшись собрать комментарии по этому поводу, я уловил только скептицизм. Все опрошенные объясняли свои сомнения правительственным постановлением № 1 от 13 января 2010 года, которым Байкальскому ЦБК разрешалось возобновить запрещённый законом сброс промышленных стоков в Байкал. 

«Зелёная» и научная общественность России в большинстве своём расценила то постановление как победу шантажа прежних собственников над здравым смыслом и интересами государства. А государственные федеральные и региональные чиновники, стыдливо пряча глаза, говорили журналистам что-то невразумительное про необходимость «открыть остановленный комбинат, чтобы потом его цивилизованно закрыть». 

На самом деле, судя по дальнейшему развитию ситуации, тот запуск предприятия был нужен частному собственнику. И не столько для того, чтобы производить целлюлозу, сколько для того, чтобы выгоднее продать свою долю морально, технически и технологически устаревшего комбината. Действующее предприятие стоит дороже умершего от старости.

У Альфа-Банка, самого крупного кредитора БЦБК, де-факто пришедшего к руководству комбинатом через внешнее управление в связи с его банкротством, была прекрасная возможность за не очень дорого создать себе мировой имидж спасителя участка Всемирного природного наследия. Увы. Аналитики сработали бездарно. Вместо народного статуса героя-спасителя банк получил ярлык одного из врагов Байкала. А это – как наколка. Отмыться, пожалуй, уже не получится. Избавляться от ярлыка придётся с помощью хирургического вмешательства, через боль и уродливые шрамы. Но и заработать денег производством товарной целлюлозы на возвращение долгов как-то не очень получается. Может быть, поэтому сегодняшние управленцы, воодушевлённые не столь давней победой своих предшественников над государством, затеяли новый скандал, очень похожий на шантаж, чтобы через искусственно созданные социальные проблемы, как это было у «Континенталь Менедж-мент», получить какие-то поблажки и преференции вплоть до подгонки законодательства под желания и нужды внешнего управления. И у них, у сегодняшних руководителей комбината, это (в отличие от производства нужного объёма качественной целлюлозы) неплохо получается. БЦБК, используя население Байкальска в качестве заложников, ставит перед региональной властью свои условия, похожие на ультиматумы, а власть их вынуждена исполнять. 

Мне импонирует, что назначенный губернатор Сергей Ерощенко не стал замалчивать проблемы Байкальского ЦБК. Он заговорил о них с первых дней вступления в должность. Причём сразу о возможности его закрытия, избегая невнятно-обтекаемых фраз о «модернизации и перепрофилировании». Не утверждаю этого наверняка, но не исключаю, что как раз решительная и предельно ясная позиция губернатора вкупе с задержкой выдачи федеральными властями разрешения на использование Байкала после 15 августа подтолкнула дирекцию Байкальского ЦБК к демонстрации собственной силы. 

Более полуторы тысячи работников комбината получили официальные предупреждения о предполагаемом сокращении с 15 августа, когда комбинат остановится в связи с отсутствием разрешения на использование байкальской воды, а 12 июля город лишился ещё и горячей воды. В Байкальске запахло не только привычным для горожан метилмеркаптаном, но и большим скандалом.  

Дирекция комбината позволяет себе опрометчивые действия и ищет разные способы их оправдания, считает правительство региона

– По мнению губернатора, дирекция комбината сегодня позволяет себе опрометчивые действия и ищет разные способы их оправдания, вместо того, чтобы, выполняя свои прямые обязанности, стремиться обеспечить своим работникам достойные бытовые условия. В такой ситуации правительство Приангарья будет решать вопрос, вступив в переговоры со всеми собственниками БЦБК, прошлыми и настоящими, – сообщила 13 июля пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области. 

Эта официальная информация, на мой взгляд, оказалась самой деликатной. Другие сообщения, связанные с набирающим силу скандалом, по набору слов выглядели хоть и более категорично, но, несмотря на предупреждения о принятии «жёстких мер» к руководству Байкальского ЦБК, желанного результата не принесли.

– Если проблема не решится в ближайшее время, приглашайте ко мне собственников БЦБК и всех участников процесса, – цитирует губернатора ИА «ФедералПресс – Восточная Сибирь». – Однако попытка заставить правительство заниматься решением их проблем обернётся тем, что мы станем заниматься не только водоснабжением, но и всем процессом их деятельности и напомним обо всех невыполненных ими обещаниях и обязательствах.  

Несмотря на внешнюю строгость заявления высшего должностного лица области, проблема «в ближайшее время» не решилась. И позже, в согласованную дату – 18 июля, – которую назвал губернатор в посёлке Большое Голоустное на открытии молодёжного форума «Инженеры будущего–2012», байкальчане горячей воды не дождались. Директор по коммуникациям ОАО «Байкальский ЦБК» Сергей Предеин объяснил это просто: «Горячая вода появится только тогда, когда ООО «Тепловые сети» выплатит имеющуюся задолженность перед комбинатом».

– Руководство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината по непонятным причинам не выполняет соглашения, достигнутые в ходе переговоров с правительством Приангарья и ООО «Тепловые сети», – цитирует министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Петра Воронина пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области. И объясняет, что ещё в нынешнем июне региональное правительство «приняло условия, выдвинутые исполняющим директором ОАО «Байкальский ЦБК» Александром Сидоренко, при выполнении которых комбинат гарантировал обеспечивать теплоснабжение города Байкальска. 

Министр отметил, что все обязательства областное правительство выполняет неукоснительно, в отличие от руководства ОАО «Байкальский ЦБК», которое с 12 июля отключило Байкальск от горячего водоснабжения, ссылаясь на задолженность перед комбинатом ООО «Тепловые сети».  

Не успел я как следует удивиться тому, что не региональное правительство диктует предприятию условия работы на своей территории, а предприятие правительству, как на официальном сайте Байкальского ЦБК наткнулся на ультимативное заявление. 

– Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство комбината считает нецелесообразным продлевать договор с ООО «Тепловые сети» на следующий отопительный сезон, поскольку эта организация не в состоянии выполнять свои обязательства и нести за них ответственность, – информирует посетителей сайта пресс-служба ОАО «Байкальский ЦБК». –  Местные органы власти об этом предупреждены, у них есть время выбрать другого подрядчика и не жаловаться потом, что для них это было неожиданностью… 

В принятом решении 36 сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО высказывает убеждение, что «…без принятия соответствующих мер в связи со значительным негативным воздействием на окружающую среду (БЦБК. – Г.К.) будет представлять чётко определённую опасность для выдающейся универсальной ценности объекта (озера Байкал. – Г.К.)». А потому, выразив свою «озабоченность» ситуацией в пункте 8, «серьёзную озабоченность» в пункте 3 и «крайнюю озабоченность» в пункте 9, просит нашу страну к 1 февраля будущего года представить в Центр Всемирного наследия соответствующий отчёт «с целью рассмотрения, а при отсутствии значительного прогресса – включения объекта в список «Всемирное наследие под угрозой».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры