издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Плата за непонимание

Туристы отказываются платить за вход в Прибайкальский национальный парк

  • Автор: Яна Васильева

Споры вокруг правомерности введения платы за посещение Прибайкальского национального парка не утихают до сих пор. Резонансная инициатива, с момента введения которой прошло уже почти три месяца, за это время успела рассорить многих. Недовольные туристы, наотрез отказывающиеся платить за пребывание на территории, которую всегда считали свободной для посещения, пишут обращения в прокуратуру. Прокуратура выносит предписания парку, дирекция парка в свою очередь пытается сломать стереотипы в умах отдыхающих и объяснить, за что именно берутся деньги и на какие цели тратятся. Вместе со всеми разобраться в вопросе попыталась Яна Васильева.

Утром деньги

Новость о том, в 2012 году посещение Прибайкальского национального парка (ПНП) стало платным, по-явилась в мае, и с тех пор разговоры о том, правомерно ли было введение платы, только множатся. В парке на это заявляют, что сама по себе плата не новшество. В предыдущие годы она также была, но взималась нерегулярно и составляла 25 рублей. Правда, в этом году споры разгорелись вокруг несколько большей суммы: так, стоимость пребывания на территории парка за сутки для взрослого составляет 60 рублей, для ребёнка – 30 рублей, для местных жителей нахождение в парке бесплатно. Помимо этого существует перечень других платных услуг: к примеру, ночёвка на оборудованной под палатки стоянке обойдётся в 200 рублей в сутки, аренда оборудования (каримата, палатки, велосипеда) – соответственно 20, 100 и 500 рублей в сутки. Также есть такие услуги, как проживание на кордоне (250–400 рублей с человека в сутки), аренда бани (1000 рублей в сутки), транспортные (400–2300 рублей в час в зависимости от вида транспорта), профессиональная фото- и видеосъёмка (500 рублей в час) и так далее.

Стоит отметить, что ПНП далеко не единственный нацпарк, посещение которого является платным. Тот же самый порядок действует, к примеру, в Забайкальском национальном парке, посещение которого обойдётся даже дороже – 70 рублей в сутки с человека. Впрочем, даже введение платы в 60 рублей не на шутку всколыхнуло общественность, которая время от времени бывает на территории ПНП. «Хватит уже быть наивными. Все эти запреты имеют исключительно одну цель – стричь купоны», – негодовали заядлые туристы на форумах. «Для подобных действий отсутствуют правовые основания», – вторили им другие неравнодушные к теме. В дирекции Прибайкальского нацпарка на это заявляют, что всё делается исключительно в рамках закона. И в качестве подтверждения показывают перечень платных услуг, согласованный с Министерством природных ресурсов и экологии РФ в начале мая 2012 года. Ни одна цифра, говорят в парке, с потолка взята не была. Стоимость всех услуг утверждена согласно методике, а также на основании   приказа Минприроды РФ № 351 «Об утверждении порядка определения платы за оказание услуг», который вступил в силу ещё 1 января 2011 года.

Несмотря на это, вскоре правомерностью введения платы за посещение парка заинтересовалась Западно-Байкальская природоохранная прокуратура, которая сделала вывод, что за часть услуг, таких, например, как причаливание к берегу (согласно перечню, плата за разовое причаливание составляет 300 рублей), деньги берутся неправомерно. В итоге дирекции парка было вынесено предписание устранить нарушения. При этом, как объяснили в прокуратуре, суть претензий состояла в том, что фактически дирекция парка пыталась взимать плату за то, что услугами не является.

Похожим образом отреагировали на инициативу дирекции ПНП и в Министерстве природных ресурсов РФ. Там тоже посчитали введение платы за посещение парка незаконным, со-славшись на то, что по Закону «Об особо охраняемых природных территориях» брать деньги нацпарки могут только в случае, если ими были оказаны услуги или реализованы какие-то товары. «Сама по себе плата за посещение территории взиматься не может, хотя это и было бы целесообразно», – подчеркнули в Минприроды РФ. И в качестве примера привели опыт других государств, где есть крупные национальные парки. Везде их посещение является платным. 

Особенности национального туризма

Исполняющий обязанности директора Прибайкальского национального парка Юрий Захаров к дискуссиям относится сдержанно. К подобной реакции со стороны населения в дирекции ПНП были готовы. Отказываться от взимания платы там сегодня не планируют. «Это уже требование времени», – объясняют в парке. «Другое дело, что сам процесс получения средств, а также их дальнейшее использование должны стать более прозрачными», – говорят там.

Так, по словам Юрия Захарова, сегодня плата берётся отнюдь не за пересечение границы парка и пребывание на его территории, а исключительно за посещение обустроенных маршрутов, а также других специально оборудованных мест отдыха, таких как стоянки, пикниковые зоны, кострища и так далее. Вне этих мест посещение парка является бесплатным. В качестве примера он приводит популярный маршрут Листвянка – Большие Коты с оборудованной волонтёрами тропой. «Если вы не хотите пробираться через лес, а собираетесь идти по тропе, то в этом случае обязаны заплатить за посещение парка», – объясняет и.о. директора ПНП. В общей сложности сегодня на территории парка действует около 30 маршрутов – велосипедных, пеших, автомобильных. Кроме того, работники парка совместно с волонтёрами Большой байкальской тропы занимаются обустройством новых троп, а также пикниковых зон.

– Понятно, что можно было в этом году всё обустроить, а со следующего года начать брать плату за посещение, предварительно объяснив всем её назначение, – говорит Юрий Захаров. – Но мы решили делать это одновременно. Тем более что в прошлом году в конце сезона также была информация, что со следующего года плата будет взиматься.

Сотрудники нацпарка пытаются внушить туристам простую мысль: на особо охранЯемой территории
бесплатно могут бродить только животные, длЯ большинства людей вход за деньги

По итогам первых трёх месяцев ПНП выдал свыше двух тысяч разрешений на посещение парка, а также предоставление других платных услуг. С учётом того что часть разрешений была выписана на группы туристов, речь идёт примерно о 4-5 тыс. человек. Самый большой поток отдыхающих, оплативших посещение ПНП, сегодня направляется на остров Ольхон. Впрочем, в дирекции парка говорят, что пока собрать плату удаётся примерно с 10% от общего потока туристов.

– Платят действительно далеко не все, – объясняет Юрий Захаров. Отчасти, по его словам, это связано с тем, что у парка ограниченный штат инспекторов, они не справляются. Кроме того, есть категории туристов, с которых плата за посещение нацпарка в принципе не взимается, – это участники детских лагерей, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны. «Естественно, пользуются этим и местные жители, для которых посещение ПНП также бесплатное: у них сразу появляется просто масса родственников», – рассказывает о курьёзах собеседник «Конкурента». 

Есть уже и первые оштрафованные за пребывание на обустроенных маршрутах или стоянках без внесения платы. В общей сложности, по словам Юрия Захарова, сегодня выписано больше 300 штрафов. Сумма взыскания – от 1 до 2,5 тыс. рублей. Самые распространённые нарушения – это нахождение без разрешения на маршруте или в заповедной зоне парка, а также передвижение по территории ПНП на транспорте. 

– Очень смешно бывает, когда человек говорит: «А я откуда знал, что тут нельзя останавливаться?» – а у него за палаткой стоит аншлаг, что он на особо охраняемой природной территории, – рассказывает Захаров.

Средства, которые парк выручает от предоставления разрешений на его посещение, идут в том числе на установку этих самых аншлагов и информационных стендов. Сегодня, по самым скромным подсчётам, на побережье Байкала нужно установить около 500 табличек, указывающих, что отдыхающие находятся на особо охраняемой природной территории. Впрочем, это далеко не главная статья расходов: куда больше затраты на обустройство троп, лавочек, туалетов, кострищ.

То, что из-за этого парк стал плотнее работать с волонтёрами, подтверждают и в организации «Большая байкальская тропа» (ББТ). «Если в прошлом году на территории парка у нас работало два отряда, то в этом году уже четыре», – говорит координатор летних проектов ББТ Светлана Шохонова. В основном волонтёры занимаются обустройством новых троп, а также поддержанием в нормальном состоянии уже существующих. «Этим летом мы построили тропу до мыса Малый Кадильный, а также очищали и обновляли уже существующую тропу от Листвянки до Больших Котов в районе падей Ушканья и Емельяниха», – рассказывает она. Совместные мероприятия у волонтёров ББТ и Прибайкальского нацпарка запланированы вплоть до 2014 года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры