издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Живой банкрот

Иркутский фондовый центр уберегли от ликвидации

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Арбитражный суд прекратил производство по делу о банкротстве скандальной финансовой компании «Иркутский фондовый центр», задолжавшей шести тысячам иркутян два с половиной миллиарда рублей. Ликвидации предприятия не произойдёт. Конкурсное производство на нём длилось три года и девять месяцев, и только сейчас арбитражному управляющему удалось убедить суд и кредиторов в бесперспективности процесса. Интерес сторонних наблюдателей к обвалу ИФЦ сошёл на нет, однако глава предприятия Алексей Решетников до сих пор принимает на мобильный телефон до двадцати звонков в день от своих вкладчиков и обещает им вернуть утраченное.

Драматическая история Иркутского фондового центра хоть и утратила остроту, но не завершилась. Вкладчики финансовой пирамиды, число которых достигло шести тысяч человек, до сих пор страдают от того, что поверили её идеологу Алексею Решетникову, продали свои квартиры, взяли крупные кредиты и отдали всё нажитое под управление на рынке ценных бумаг. Обвал фонда и прекращение процентных выплат по договорам займа произошло в марте 2008 года. Тогда же милиция возбудила уголовное дело по статье «Мошенничество», а Арбитражный суд Иркутской области ввёл на предприятии внешнее наблюдение и позже объявил его банкротом. 

«Нет имущества? Тогда извините»

Требования кредиторов тогда составили 518 млн. рублей, а общая сумма ущерба, по подсчётам правоохранительных органов, достигла 2,5 млрд. рублей. Как выяснилось в процессе конкурсного производства, Иркутский фондовый центр был пуст. Вкладчики считали, что в собственности предприятия находится представительное здание по адресу: Свердлова, 43а, в котором оно расположено. Но запросы в регистрирующие органы показали, что из имущества у фонда есть только автомобиль «Рено» и маленький каркасно-засыпной жилой дом на окраине Иркутска, который реализовать с торгов так и не удалось. 

Первый конкурсный управляющий ИФЦ Татьяна Булдырева смогла лишь продать машину и оплатить на эти деньги текущие обязательства должника. Больше с него взять было нечего, и на этом операции с имуществом закончились, а Татьяну Булдыреву освободили от исполнения обязанностей. Вторым арбитражным управляющим в деле о банкротстве в январе 2011 года стал Валерий Тимонин, и только спустя полтора года ему удалось вывести процесс к завершению: определение о прекращении конкурсного производства Арбитражный суд Иркутской области вынес 5 июля. 

Как пояснили в суде, за три года накопилось 685 тысяч рублей неоплаченных расходов. В частности, 420 тысяч рублей в качестве вознаграждения не досталось конкурсному управляющему, которому пришлось работать на общественных началах. Как пояснил Валерий Тимонин, процедуру нельзя было прекратить сразу, потому что по промежуточным бухгалтерским балансам у предприятия имелась дебиторская задолженность в 50 млн. рублей. «Доказать достоверность этих цифр не получалось, так как все документы были в закрытом доступе в качестве материалов уголовного дела. Но после долгой переписки с органами нам всё-таки удалось с ними ознакомиться и увидеть, что, по сути дела, баланс был «липовый» и реальных должников у центра не было», – уточняет управляющий. 

Многие из вкладчиков к этому моменту отчаялись получить какие-либо средства в этом процессе: «Я с самого начала был против банкротства, – говорит клиент ИФЦ Виталий Горбачёв. – Я бывший производственник и понимаю, что процедура, если у предприятия нет никакого имущества и активов, ни к чему не приводит. Это только мышиная возня и трата сил, нервов и денег для выплаты арбитражному управляющему». Сам Валерий Тимонин утверждает, что закрытие конкурсного производства без ликвидации предприятия остаётся самым лучшим вариантом как для него, так и для обманутых вкладчиков. 

«Кредиторы не понимают простой вещи: никто мне не платит и вознаграждение арбитражного управляющего выплачивается за счёт имущества должника. А если нет имущества, то извините, – говорит Валерий Тимонин. – Отменив процедуру, мы предотвратили исключение предприятия из реестра юридических лиц. Иркутский фондовый центр сохранится, продолжится исполнительное производство. Его счета будут контролироваться, но денег своих у него всё равно нет». В управление Федеральной службы судебных приставов конкурсный управляющий намерен передать исполнительные листы по долгам на сумму в 580 млн. рублей. 

Никакой разницы

Глава ИФЦ Алексей Решетников признался «Конкуренту», что ему всё равно, что происходит с предприятием: «Есть задолженность, которая возникла во многом по нашей профессиональной вине. Моё дело – выйти на выплаты и сделать их ежемесячными и стабильными вне зависимости от того, будет существовать Иркутский фондовый центр или не будет. Поэтому для меня большого значения не имеет, какое решение принял Арбитражный суд». По словам Решетникова, сейчас он прикладывает все усилия, чтобы «выйти на выплаты». Напомним, многие вкладчики ждут этого момента уже больше трёх лет. 

Большинство вкладчиков также не испытывает глубоких эмоций по поводу прекращения процедуры банкротства, но есть среди клиентов ИФЦ и те, кто противится такому повороту событий. Как сообщили в пресс-службе Арбитражного суда, 31 июля Нина Ирошникова подала кассационную жалобу в Четвёртый арбитражный апелляционный суд, а ещё один человек накануне успел заявить требование о включении в реестр кредиторов. Однако позиция суда остаётся неизменной. Согласно тексту определения, «доводы кредиторов о том, что прекращение производства […] влечёт удовлетворение требований, основаны на неверном толковании норм права». 

Однако среди кредиторов есть и полностью согласные с судом: «Я подавала заявление и в милицию, и в Арбитражный суд, когда нас всех надули, – рассказывает вкладчица Екатерина Алексеева. – Сейчас говорят, что денег якобы нет на то, чтобы вести дела. Суд предлагал нам оплатить расходы. Но какой смысл в этом нам, обманутым вкладчикам? Если бы Иркутский фондовый центр признали банкротом, нам бы всё равно ничего не перепало. А какой смысл ещё больше терять? В своё время потеряли, уже вроде и успокоились». 

Спокойствие Екатерины Алексеевой разделяют не все вкладчики. Многие из них всё еще не утратили веры в финансовый гений главы Иркутского фондового центра и сотрудничество с ним продолжили. По информации Алексея Решетникова, на сегодня более четырёх тысяч прежних клиентов перезаключили договор с новым юридическим лицом, ООО «Феникс»,  и теперь ждут перевода средств. «Договор заключила большая часть клиентов. Думаю, оставшиеся сделают это, как только поступят первые выплаты», – предполагает Алексей Решетников. Глава фонда не делает прогнозов, однако рассчитывает, что сможет начать гасить долги «в ближайшее время». 

Пока же свободное от работы на бирже время Алексей Решетников тратит на изучение материалов уголовного дела, возбуждённого в отношении него в марте 2008 года по статье «Мошенничество». По его словам, сейчас он находится примерно на середине чтения 120 томов. «Практически всю первую половину дня нахожусь в Главном следственном управлении и знакомлюсь с делом. Ещё знакомиться и знакомиться, но я очень рассчитываю, что, как только выйду на выплаты, у меня и по уголовному делу изменится расклад», – делится предположениями Алексей Решетников. 

В полиции рассчитывают, что в суд уголовное дело может быть передано в декабре этого года. Однако там отмечают, что законом не установлены временные ограничения для этапа знакомства с материалами дела и процесс может затянуться. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры