издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Уличная торговля, как шагреневая кожа, должна сжиматься»

«Восточно-Сибирская правда» 11 декабря 2012 года опубликовала отчёт о встрече мэра Иркутска В. Кондрашова с журналистами. Я не живу в Иркутске, и мне трудно оценивать работу мэра областного центра. Но в статье меня задела тема «чёрного квадрата», более известного в народе под названием «Шанхай». Из уст Виктора Кондрашова прозвучало, что «Шанхай» будет убран. Когда его прикроют, мэр не уточнил, но, судя по всему, судьба «Шанхая» предрешена.

Только есть одно «но». Почему-то чиновники не берут во внимание тот факт, что «Шанхай» с первых дней своего существования превратился в один из крупнейших за Уралом оптовых рынков. Здесь приобретают продукцию предприниматели со всей Иркутской области и из соседних регионов. Ближайший от нас оптовый рынок расположен в Новосибирске, что, согласитесь, далековато.

Поэтому, прежде чем закрыть «Шанхай», нужно подумать об альтернативе, о том, куда переместить оптовую торговлю и как придать ей цивилизованную форму. На мой взгляд, организовать оптовку следует за пределами города, ближе к новой объездной дороге. Если просто разогнать «Шанхайку» и ничего не предложить взамен, то рано или поздно «Шанхай № 2» стихийно возродится  где-нибудь в другом районе города и, может быть, даже в более уродливой форме, чем нынешний.

И никакие крупные торговые сети типа «Метро», «Ашан» и «Леруа Мерлен», планирующие построить в Иркутске три огромных торговых центра, этому не помешают. Торговать они будут теми же китайскими товарами, только совсем не по «шанхайским» ценам. О том, что именно эти европейские торговые компании лоббируют закрытие «Шанхая», можно между строк прочитать в рассуждениях Виктора Кондрашова. Иначе с чего бы это вдруг власти так резво взялись за китайских и прочих торговцев, которых молча терпели двадцать лет.

Александр ЛАПТЕВ, председатель Совета предпринимателей, п. Залари

Прежде всего, хотелось бы заверить председателя Совета предпринимателей посёлка Залари Александра Лаптева в том, что закрывать «Шанхай», не предложив продавцам и покупателям альтернатив, городские власти не собираются. Мэр Иркутска Виктор Кондрашов неоднократно заявлял о том, что подобный рынок рациональнее разместить за пределами центра Иркутска. По словам градоначальника, сейчас активно рассматривается вопрос о строительстве в районе остановки «Узловая» торговых комплексов, куда могли бы переехать многие продавцы с рынка «Шанхай». Но пока никаких конкретных решений не принимается, а китайский рынок стоит на том же месте. Наше издание будет следить за дальнейшим развитием событий.  

В нынешнем виде «Шанхай» уродует центр Иркутска, считает председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области, член экспертного совета по развитию малого и среднего бизнеса при полномочном представителе президента в СФО Ильдус Галяутдинов. «Как житель Иркутска, я хочу ходить по красивым, удобным, чистым улицам, а то, что происходит в самом центре Иркутска, особенно в районе улиц Партизанской и Софьи Перовской, иначе как 

безобразием не назовёшь, – отмечает наш собеседник. –  «Шанхай» напоминает московский «Черкизон», но в меньших масштабах и, будем надеяться, с меньшей криминальной составляющей». 

С другой стороны, товары с китайского рынка востребованы не только иркутянами, но и приезжими. Ведь не все могут позволить себе приобретать одежду в Торговом комплексе, не говоря о бутиках. Лично для меня «Шанхай» ассоциируется с 90-ми годами прошлого века. Зарплата у родителей была маленькой, цены в магазинах пугали. На выручку приходил «Шанхай», где можно было одеться, купить кроссовки и даже мелкую бытовую технику типа чайника.  Если потратить несколько часов на поиски нужного товара и торг, можно было уйти с рынка с вещью вполне приличного качества. Однако если лет 10 назад «Шанхай» был не таким большим по территории, то сейчас он, как гидра, захватил улицы, которые ему прежде не принадлежали. 

«Такое положение вещей не может продолжаться до бесконечности, – уверен и председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области. – В любой европейской стране есть уличная торговля. Однако портит ли она так внешний вид города? Нет. Но к такой формуле уличной торговли Европа пришла постепенно. Такой же путь предстоит проделать и Иркутску. Уличная торговля тоже имеет право на жизнь, но она должна быть совершенно другой. Да и с учётом нашего российского климата торговля на улицах должна, как шагреневая кожа, сжиматься». 

«Доля различных рынков в структуре товарооборота в последние годы существенно сократилась, – подтверждает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Согласно данным Росстата, за последние 11-12 лет доля розничных рынков снизилась почти в 2,5 раза. На сегодняшний день в среднем по РФ на долю рынков и ярмарок приходится около 11% товарооборота. Постепенно у розничных рынков остаётся всё меньше конкурентных преимуществ. На данном этапе очевидное исключение составляют, пожалуй, только вещевые рынки – их доля пока ещё весьма велика: примерно половина всей обуви и одежды в стране, по данным Росстата, реализуется на вещевых рынках. То есть в условиях сравнительно низких доходов это по-прежнему важный канал, обеспечивающий доступ населения к недорогим и, как следствие, наиболее конкурентоспособным товарам».

Иркутянам доступ к недорогим и конкурентоспособным товарам никто перекрывать не собирается. Другой вопрос, что в центре такому объекту не место: ведь он не только портит его внешний вид, но и создаёт транспортные проблемы. «Полагаю, что целесообразно подобный объект переместить за пределы центра Иркутска, – считает Ильдус Галяутдинов. – Я уверен, что он будет востребован и предпринимателями. Судя по тому, какое столпотворение можно наблюдать в «Метро» в Ленинском районе Иркутска, люди готовы туда ехать и удалённость от делового центра на посещаемость этого магазина «Cash & carry» никак не влияет». 

«Нет никакой необходимости в сохранении крупных открытых рынков и оптово-розничных хабов в центрах городов, – согласен с таким мнением Максим Клягин. – Как правило, они не только занимают значительные площади, которые могут использоваться более эффективно (например, для создания общественных благ), но и, как правило, создают избыточную нагрузку на и так перегруженную транспортную инфраструктуру. Такие комплексы логично перемещать на периферию».

На уличную торговлю давно точат зуб не только территориальные, но и федеральные власти. Так, согласно российскому законодательству, к 2013 году вещевая торговля вне капитальных строений по всей стране должна быть полностью прекращена. «Положения ФЗ в целом вполне рациональны и продиктованы преимущественно соображениями безопасности и требованиями логистики больших городов, открытые рынки должны уступить место более современным технологичным, многофункциональным проектам, обеспеченным необходимой инфраструктурой, – говорит Максим Клягин. – Инициативы по перемещению розничных рынков в капитальные строения в том числе ориентируются и на создание благоприятных условий для потребителей: современные объекты подобного типа приближаются к крупным оптово-розничным торговым форматам и отличаются сравнительно высоким уровнем качества».

При этом аналитик УК «Финам Менеджмент» не считает, что окончательное вступление в силу положений ФЗ будет оказывать какое-либо заметное влияние на общий уровень розничных цен. «Конечно, издержки профильных компаний и предпринимателей, вполне вероятно, возрастут, однако в условиях развивающейся конкуренции они не смогут их полностью переложить на потребителя», – полагает он. В то же время Ильдус Галяутдинов отметил, что стоимость товара на улице всегда будет меньшей, чем в крытом помещении. Ведь торговцу приходится нести расходы на аренду и услуги ЖКХ. «Но будет неправильным полагать, что низкая цена гарантирует поток покупателей, – подчеркнул наш собеседник. – Сейчас потребитель берёт во внимание все факторы: стоимость, ассортимент, удобство и качество обслуживания».  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры