издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лёд навсегда

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Литейщики алюминия, 70-летний фермер из Якутии, несколько свободных художников и столяр-путешественник из Петербурга в течение всей прошлой недели строили на Байкале композиции изо льда. Лучшая из 11 команд будет представлять Россию на следующем чемпионате мира по ледовым скульптурам «Ice Alaska». Пока самый большой фурор конкурса произвели гости из Якутии, во время блиц-турнира за полчаса изваявшие скульптуру писающего мальчика, которую тут же признали непристойной. В результате писающий мальчик довольно быстро превратился в мальчика с рыбой в руках. Какие ещё метаморфозы происходили на льду Байкала, на месте событий выяснял «Иркутский репортёр».

Холодные руки, горячие головы

«Наша композиция называется «Пусть всегда» и символизирует единение человека с природой», – дизайнер из Екатеринбурга Ольга стамеской аккуратно обтачивает двухметровую глыбу льда. Сверху на «Пусть всегда» накинут кусок бумаги, защищающий от солнца, от которого в полдень на берегу Байкала слепит глаза. Именно поэтому почти все без исключения участники конкурса ледовой скульптуры «Хрустальная нерпа» работают в тёмных очках. Также у них  в арсенале специальные адаптированные для работы со льдом электрические пилы, ножи, ледорубы, лопаты и другой инвентарь.

Вместе с Ольгой приехал её коллега, профессор кафедры рисунка Уральской архитектурной академии Николай. Вдвоем они двигают новый взгляд на ледовое искусство, утверждая, что традиционные жанры устарели. 

«Идею композиции мы придумали, пока летели сюда в самолёте. Посмотрите, вот Байкал. У него и глаз есть, видите? Это волна, а вот девушка плавает в очках, это её лицо, руки, ноги», – рассказывает профессор, указывая на различные части причудливой скульптуры. И следом задаёт вопрос: «Чувствуете, вы уже глубоко в Байкале?» Подведения итогов конкурса Ольга с Николаем решили не ждать и утренним рейсом в субботу улетели домой. Вернуться сюда снова они пока не собираются, говорят, слишком долго и дорого.

Рядом с участниками из Екатеринбурга – самая горячая композиция конкурса. Якутская команда «Чолбон», что в переводе означает  «Утренняя звезда», решила разнообразить зимний пейзаж  безобидным летним сюжетом – мальчик и девочка рыбачат, сидя на лошади. В двух шагах от них ещё один мальчик вытаскивает из воды большую рыбу. То, что изначально это был писающий мальчик, в скульптуре угадывается слабо, однако теперь все ходят на неё посмотреть. 

Резонанс от появления на Байкале шутливой композиции привлёк к якутской команде всеобщее внимание – от федеральных СМИ до местных жителей. О том, что участники хотели сказать этим сюжетом, главный в группе Вадим Тамманыров, не выпуская телефона из рук, рассказывает журналистам. «Сегодня утром уже «Комсомолка» звонила, а сейчас вот с якутской газетой разговаривал», – первым делом сообщает он. И объясняет, что ничего плохого в образе писающего мальчика не видит. А на бурную реакцию на его появление лишь удивлённо разводит руками.

Впрочем, его коллеге 70-летнему Николаю Пестрякову это внимание, похоже, отнюдь не мешает. Он уже 37 лет занимается ледовой скульптурой, побывал на конкурсах в Китае, Хабаровске, Нерюнгри, при этом живёт в небольшой деревушке недалеко от Якутска. На Байкале впервые. «Приехал на людей посмотреть», – говорит он. И объясняет, что здесь необычный лёд, который позволяет изготавливать утончённые композиции. 

«У нас что-то подобное сделать не получится: из-за холода лёд моментально трескается, потому что сейчас в Якутии по ночам в среднем минус 50, днём температура поднимается до минус 38–40 градусов», – рассказывает он. Дома Николая Гавриловича ждут внуки, а также большое хозяйство. «Я фермер, развожу коров. 30 голов там остались, некоторые уже телят рожают. Переживаю», – задумчиво сообщил он.

Гости из другой Вселенной

В первую очередь ледовые скульптуры доставили радость детям

Удалось «Иркутскому репортёру» обнаружить среди участников «Хрустальной нерпы» и необычных персонажей. К примеру, столяр Иван Зуев рассказывает, что приехал сюда из Петербурга. Увидел объявление, что в Иркутске набирают работников для строительства ледового городка, и собрался, после чего решил остаться, чтобы поучаствовать ещё и в конкурсе. 

«Сейчас вот ребята дали приглашение на турнир в Якутск с 1 по 6 марта – поеду туда, а потом уже домой. Соскучился», – со смехом рассказывает он. На удивлённый вопрос о том, почему на табличке его команды вместо Петербурга указано Усолье-Сибирское, Иван объясняет, что просто болеет за этот город. «Решил: пусть будет Усолье», – как нечто очевидное объясняет он.

Тем временем постоянные участники «Хрустальной нерпы» с каждым годом придумывают всё более сложные сюжеты для своих ледовых скульптур. Свободный художник из Иркутска Данила Сафонов в одиночку изваял трёхметровый бокал в форме дерева, который стоит на земном шаре. В подобных конкурсах он участвует с 2007 года, за это время успел много где побывать, но уверен, что самый лучший в мире лёд на Байкале. 

Другая команда, из Шелехова, из «самого лучшего в мире льда» в этом году решила сделать портал в другое измерение. «До этого мы всегда брали классические темы – женщины, красота. В этот раз у нас тоже красивые люди, только бесполые и с других планет», – рассказывает капитан команды Александр, который в обычной жизни работает литейщиком на ИркАЗе. И, стараясь приделать руку к телу инопланетянина, добавляет: «Самое главное, чтобы у них руки держались». Вообще, чтобы делать скульптуры изо льда, по словам Александра, нужно обладать большим терпением и уметь всё правильно рассчитать. «И главное – чувствовать лёд, тогда всё получится», – заключает он. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры