издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жизненные нормативы

В администрации Иркутска проанализировали работу скорой медицинской помощи

Сотрудники департамента здравоохранения и социальной помощи населению Иркутска проанализировали работу городской станции скорой помощи за три предыдущих года и пришли к выводу, что в целом службе удаётся выдерживать нормативы времени оказания помощи, заданные федеральным законодательством. С докладом о работе «скорой» в Иркутске на заседании в мэрии выступила начальник департамента здравоохранения и социальной помощи населению администрации Иркутска Наталия Тарабан.

По её словам, скорую медицинскую помощь в городе оказывают 55 бригад, в их числе 12 специализированных, 29 врачебных (общего профиля), 14 фельдшерских. К пациентам выезжают 137 квалифицированных врачей: анестезиологи-реаниматологи, кардиологи, неврологи, педиатры, врачи общего профиля, прошедшие профессиональную подготовку. Из них больше половины – 74 человека – имеют высшую и первую квалификационные категории. В составе средних медицинских работников – фельдшеры, имеющие богатый профессиональный опыт работы. Из 296 фельдшеров и медицинских сестёр чуть больше трети – 101 – с высшей и первой категориями.

«Обеспеченность врачебными кадрами скорой медицинской помощи Иркутска составляет 2,2 человека на 10 тысяч населения, что соответствует нормативу, утверждённому Территориальной программой государственных гарантий Иркутской области на 2012 год», – отметила Наталия Тарабан.

В структуру скорой помощи города входят пять подстанций, расположенных в разных районах областного центра. Самое большое количество вызовов поступает в промежуток времени с 14 часов дня до часа ночи, пик нагрузки приходится на девять часов вечера. В среднем за сутки на пульт диспетчера поступает 650–700 вызовов.

Следует отметить, что вступивший в силу в ноябре 2011 года Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» устанавливает разделение вызовов на две категории – экстренные и неотложные. 

К экстренным отнесены вызовы, при которых жизни пациента угрожает опасность. Например, у человека произошла остановка дыхания, или он потерял сознание, или началось сильное кровотечение, или получены серьёзные травмы. В первую очередь бригады «скорой» мчатся также к пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, на пожарах. Экстренным вызов будет считаться, если пациент пострадал от удушения, утопления, у него сильные боли в сердце, не проходящие от приёма привычных лекарственных препаратов, произошёл инсульт или начались роды. По закону на такие вызовы «скорая помощь» должна прибыть в течение 20 минут.

К неотложным вызовам относятся состояния, не представляющие непосредственную угрозу жизни. Например, повышение температуры тела выше 38 градусов при ОРВИ, при болях в горле, на фоне онкологических заболеваний, а также головная боль на фоне мигрени, повышенной температуры. Если пациент жалуется на боль в груди, сопровождающуюся кашлем, или на боли в суставах, позвоночнике, мышцах, боли на фоне трофических язв, хронические заболевания, то вызов будет отсортирован в неотложные. На такие обращения медики должны приехать не позже чем через два часа.

По словам Наталии Тарабан, анализ показал, что за 2010–2012 годы в 91% экстренных вызовов среднее время ожидания бригады составляло от 13 до 16 минут. В остальных 9% случаев время прибытия медиков затягивается до 22–25 минут. Неотложной помощи пациенты ждут в среднем от 32 до 36 минут. В отдельных случаях (8–10% неотложных вызовов) время приезда бригады может увеличиться до 1,5 часа.

Для того чтобы следить за передвижением бригад и своевременностью прибытия на вызовы, весь автотранспорт скорой помощи оснащён оборудованием системы ГЛОНАСС, в ближайшее время планируется установка программного обеспечения.

Понятно даже неспециалистам, что одной из основных причин увеличения времени прибытия медиков к пациентам является загруженность городских дорог. Специалисты подсчитали: средняя скорость передвижения по городу составляет 30 км/час. Другая причина отклонения скорости прибытия от норматива – удалённость мест вызовов от подстанций. Действующие пять подстанций были сформированы пять лет назад и не были рассчитаны на расширение зон обслуживания.

В помощь станциям скорой помощи в Иркутске при городских поликлиниках стали открываться кабинеты неотложной медицинской помощи. В прошлом году организовано 10 таких кабинетов. В них могут обращаться люди с жалобами на боль, высокую температуру, обострение хронических заболеваний, не опасных для жизни, и прочие внезапные острые состояния. При кабинетах работают выездные бригады – при необходимости медики выезжают на дом. Специально для этого администрация города приобрела новые автомобили. На работу в кабинеты неотложной помощи перешли девять опытных врачей, а также фельдшеры со станции скорой медицинской помощи Иркутска.

Организация кабинетов неотложной помощи уже принесла свои плоды. По итогам первого квартала 2013 года количество вызовов «скорой» снизилось почти на три тысячи в сравнении с тем же периодом 2012 года. Это несмотря на то, что в феврале и марте нынешнего года отмечался рост числа заболевших ОРВИ и гриппом и количество вызовов ежедневно превышало более 900 (что на 26% больше среднего количества вызовов в обычные дни), отметила Наталия Тарабан. Следовательно, в ближайшее время в Иркутске будут открываться новые кабинеты неотложной медицинской помощи. 

Так оценивают работу «скорой помощи» специалисты, но главные оценки медицинской службе дают жители города, пациенты. «Необходимо отметить, что, несмотря на существующие проблемы, обоснованных жалоб от пациентов на работу скорой медицинской помощи немного: в 2012 году их было 12. По всем жалобам проведены служебные проверки, по итогам которых приняты необходимые меры», – рассказала руководитель департамента. Она также отметила большое число благодарностей, поступающих от пациентов и их родственников в адрес врачей скорой медицинской помощи. Так, в письменном виде их поступило в 2010 году 156, или 0,06% от общего количества вызовов, в 2011-м – 182 (0,07% от общего количества вызовов), в 2012-м – 212 (0,08% от общего количества вызовов).

Наталия Тарабан считает, что для улучшения качества медицинской помощи в городе необходимо строительство ещё одной подстанции в Свердловском округе, где проживают около 200 тысяч человек. Организация подстанции позволит сократить время приезда бригад «скорой» к пациентам из микрорайонов Юбилейный, Приморский, Радужный, Академгородок и всех посёлков ГЭС. Сейчас эти районы обслуживают бригады подстанции, расположенной на Жуковского. Кстати, эта подстанция работает на весь Свердловский округ. Для того чтобы привлечь в службу специалистов, администрация города рассматривает целый пакет преференций для работников «скорой»: введение доплат к окладу, предоставление жилья или оплату аренды, компенсацию расходов на детский сад для детей, обеспечение горячим питанием сотрудников на смене. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры