издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Енисей – Ангара: великие реки сибирского искусства»

Такое название получил совместный проект межрегиональной художественной выставки, который объединил художников, искусствоведов и деятелей культуры и искусства Красноярского края и Иркутской области. Своими впечатлениями об этом знаковом событии мы попросили поделиться одного из участников выставки, члена Союза художников России Татьяну Ларёву.

Итак, мы едем в Красноярск. Говорят, что уезжать и возвращаться в дождь – хорошая примета. Середина весны, а на Сибирь совершенно неожиданно обрушился первый весенний, благодатный дождь. Привычный стук колёс. Художники по своей сути тоже немножко бродяги – путешественники. За окном поезда остаются последние городские постройки и начинаются, на сколько глаз хватает, бескрайние пространства…

Самое удивительное, что именно в такие же апрельские дни, только 80 лет назад, в 1933 году, в Иркутске открылась краевая конференция художников Восточно-Сибирского края, та легендарная совместная конференция, в которой участвовали художники Красноярска, Иркутска, Читы и Бурятии. Именно тогда на основании постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» был основан Восточно-Сибирский краевой союз советских художников, принят устав и разработана программа, по которой строилась художественная, творческо-производственная и научно-исследовательская работа, организовывались экспедиции для изучения Севера и Восточной Сибири, разрабатывались возможности повышения уровня образования, укрепления международных связей. Первым председателем был избран иркутянин Вологдин, а в состав правления вошли Андреев, Жибинов, Шабалин. В архиве сохранились материалы конференции. Читая воодушевлённые выступления участников, ощущаешь, насколько атмосфера того времени была пронизана духом романтики. Действительно, история циклична и, если верить диалектикам, развивается по спирали. Тому ярким подтверждением является нынешняя выставка в Красноярске, которая представляет долгосрочный проект, объединённый общей концепцией.

«Ангара – Енисей: великие реки сибирского искусства» – современный проект, учредителями которого стали министерство культуры Красноярского края и Красноярская региональная организация «Союз художников России». Организаторы мероприятия – Красноярская и Иркутская региональные организации Союза художников России, Дом искусств, Центр международных и региональных культурных связей. По счёту это уже третья масштабная экспозиция в рамках содружества региональных отделений Союза художников России Сибирского федерального округа. В 2011 году в рамках художественного проекта прошла подобная выставка «Иртыш – Енисей: великие реки сибирского искусства», где принимал участие Омск. В 2012 г. были представлены работы новосибирцев на совместной выставке «Проспект Мира – Красный проспект». Культурный диалог с регионами продолжается. Нынешняя выставка стала логическим продолжением предыдущей части проекта.

Какова же доля участия Иркутска в «Великих реках» и как готовилась выставка? Безусловно, ей предшествовала большая подготовительная работа. Заранее были объявлены тема, суть проекта и сроки проведения. Причём для иркутских художников это не единственная межрегиональная выставка в нынешнем году. В октябре в Омске состоится плановая выставка, одна из тех, что проводятся с 1964 года и раньше назывались зональными, – «Сибирь социалистическая»», а теперь это региональная выставка «Сибирь». 

В течение четырёх дней работал выставочный комитет, куда вошли народные художники Анатолий Алексеев, Виталий Смагин, заслуженные художники России Сергей Элоян, Сергей Казанцев, Аркадий Лодянов, художники Геннадий Кузьмин, Татьяна Ларёва, Елена Петрова, Яна Лисицина. Возглавила всю работу председатель нынешнего правления Иркутского регионального отделения Союза художников Наталья Сысоева. Выставком отсмотрел более 800 произведений, которые привозили художники из разных городов Иркутской области, прошли по всем мастерским местных авторов.

В результате мы убедились, что, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, художники продолжают работать, поднимать в своём творчестве большие социальные и исторические темы, наслаждаться красотой и учить этому других. В целом в 2011–2013 годах в художественной жизни Иркутска наблюдается особый подъём. Большое количество ярких художественных выставок прошло в Москве, Барнауле, Красноярске, Иркутске, в отдалённых территориях Иркутской области. Иркутские художники организовывали крупные выставки, приуроченные как к юбилею области, города, так и к своему собственному 80-летию, издали большое количество публикаций, изданий художественных альбомов и каталогов, тезисов научных конференций. Выпущены фильмы об иркутских художниках «Эскиз к портрету». Важно отметить, что многие активно работающие художники сейчас являются педагогами художественных учреждений всех уровней, передают своё мастерство молодёжи, вовлекают их в творческий процесс. 

После того как работы прошли строгий отбор выставкома, их предстояло приготовить к отправке. Для этого была создана специальная комиссия. Транспортировка работ – целая наука, которой в совершенстве владеют Эрмитаж и Третьяковка. Строго по размерам нужно было изготовить ящики, специальным упаковочным материалом бережно «перепеленать» каждую картину, чтобы не повредить дорогие лепные багетные рамы, не разбить стёкла на графике и хрупкие предметы декоративно-прикладного искусства. Дорога неблизкая, произведения решено было отправить поездом, в багажном вагоне.

Красноярск встретил нас тёплым дождём. Город, как и Иркутск, расположился по берегам широкой, величавой реки – Енисея, хотя он значительно отличается от уютного камерного Иркутска своей масштабностью. Более широкие улицы, много высотных зданий, во всём больший размах. Гостиница, в которой мы остановились, называется «Огни Енисея».

Открытие экспозиции состоялось в Международном выставочном центре «Сибирь». Огромное современное здание, напоминающее наш Сибэкспоцентр, со множеством выставочных павильонов, несколько брутальной архитектурой, новейшим оборудованием и стеклянным лифтом.

На свисающих с потолка голубых полотнищах написано «Енисей» и – параллельно – «Ангара», на оборотной стороне: «Иркутск» и «Красноярск». Как воды перемешиваются в мощных сибирских реках, так и принцип экспозиции заключается в том, чтобы не делить представленные произведения по географическому принципу самостоятельных союзов. Выставка – живой, сложный организм, а не просто публичный показ художественных произведений. Это явление, которое даёт возможность для сопоставлений и сравнений, развития и взаимообогащения. Проект – это диалог. Его главная идея – непрерывное взаимодействие в сфере современного искусства Сибири, укрепление партнёрских отношений, творческое сотрудничество в различных областях деятельности. Скорее не соперничество, а соревнование, возможность увидеть результаты работы художественных школ Сибири.

Выставка объединила наиболее значительные произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, искусствознания. Нововведением нынешнего проекта стали документальные фильмы о сибирских художниках. В одном выставочном пространстве представлено более 200 работ художников разных возрастов и разных творческих пристрастий. Это «срез» того, что происходит сейчас в художественной культуре региона, те направления изобразительного искусства, которые основаны на продолжении лучших традиций классического реалистического российского искусства и новых открытиях. Масштабность выставки дала возможность узнать новые имена, увидеть разнообразие техник, приёмов и материалов, а также почувствовать мировоззрение современных художников.

Хотелось бы отметить некоторые общие тенденции выставки. Интересным кажется обращение к экзотике края, к так называемой «неоархаике», представляющей образы, костюмы и атрибуты коренных сибирских народов. Каковы же в этом аспекте особенности, отличающие художников Иркутска? Заметно сильное влияние школы монументально-декоративной живописи Виталия Смагина. Его самого и учеников-последователей отличают способ перенесения приёмов монументальной живописи в станковую, широкий мазок, отсутствие глубины, линейной перспективы. Приём, который условно называют «развоплощением реальности». Молодые художники более ориентированы на новации, поиски в области художественной формы, они пробуют себя в разных техниках и материалах, пытаясь найти собственный художественный язык и своё место в художественной культуре. К слову, иркутские художники – бывшие выпускники Красноярского художественного института – сохраняют академические традиции, работая в реалистической манере.

Выставка – доказательство жизнеспособности изобразительного искусства, возможность убедительно конкурировать с новыми цифровыми технологиями, фотографией и кинематографом. Подобные совместные смотры – стимул, катализатор творческого и профессионального роста. Это возможность осмысления художественного процесса для исследователей, художественных критиков и историков искусства.

После Красноярска выставка переместится в Иркутск. Мы ждём её с нетерпением – это прекрасный подарок для иркутян. Ведь издавна отмечалось, что иркутский зритель наиболее отзывчивый, заинтересованный и благодарный. А проект «Енисей – Ангара: великие реки сибирского искусства» способен не только разбудить глубокие эмоциональные переживания, расширить представления о мире, но и доставить истинное эстетическое наслаждение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры