издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музыкальный театр рассказал историю поручика Ржевского

  • Автор: Леонид КРУТОВ

Иркутский музыкальный театр им. Н.М. Загурского на прошлой неделе закрыл театральный сезон, успев на прощание показать зрителям свою новую работу – «Подлинную историю поручика Ржевского». Спектакль в жанре водевиля поставила на музыкальной сцене режиссёр театра Ирина Мякишева, которая вслед за авторами либретто считает, что гусар Ржевский вовсе не такой ловелас и дебошир, каким его привыкли представлять зрители.

Словосочетание «поручик Ржевский» известно, пожалуй, любому русскому человеку, даже тому, кто никогда не смотрел фильм «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова и не знает ни одного анекдота об этом фольклорном персонаже. Иркутский музыкальный театр решил рассказать его «подлинную историю» и поставил под занавес сезона одноимённый спектакль. Режиссёр Ирина Мякишева говорит, что в театре давно зрела идея воплотить на сцене именно этот материал, тем более что он с успехом идёт во многих музыкальных театрах страны. В прошлом году даже повод для этой постановки был хороший: 200-летний юбилей войны с Наполеоном, но… успели только сейчас.

Стоит напомнить, что впервые гусарского поручика Ржевского на сцену вывел драматург Александр Гладков в пьесе «Питомцы славы» (1940 год). Произведение про удалого гусара стало популярным и даже транслировалось в виде радиопостановки между сводками с фронта в осаждённом Ленинграде, игрались спектакли по этому материалу и на фронтовых сценических площадках. А уже после войны под названием «Давным-давно» спектакль был поставлен во многих театрах СССР. В 1952 году Иркутский театр музыкальной комедии тоже делал по мотивам этого произведения свою версию.

Второй всплеск народной любви к поручику Ржевскому произошёл с выходом на экраны картины «Гусарская баллада» режиссёра Эльдара Рязанова. После этого фильма Ржевский стал героем анекдотов и закрепился в сознании народа уже как фольклорный персонаж, пока в 2005 году в Санкт-Петербурге не сняли мини-сериал «Подлинная история поручика Ржевского». Он-то и лёг в основу новой волны постановок о гусарском поручике. Известный театральный композитор Владимир Баскин предложил сценаристам написать либретто для музыкального спектакля — с романсами, лирическими ариями, частушками и бравурными маршами, на что те с радостью согласились. Получившийся материал пришёлся по душе российским театрам и теперь идёт с аншлагами на многих сценах.

Иркутский музыкальный, который не раз брал в работу произведения Баскина (на его музыку были поставлены спектакли «Призрак замка Кентервиль» и «Поединок»), решил не отставать от коллег и теперь тоже рассказывает подлинную историю о поручике Ржевском.

Согласно сюжету молодой поручик Ржевский после войны с Наполеоном возвращается домой вместе со своим другом корнетом Оболенским. Однако раньше всеобщего любимца в родных для гусара местах появляется книга о нём, представляющая его в самом неприглядном свете – как пьяницу, гуляку и хулигана. Честолюбивый юноша вроде и рад, что сделался знаменитым, но это может расстроить его будущий брак с графиней Натали Базаровой, в которую он влюблён. Ржевскому придётся присмотреться к самому близкому своему окружению, чтобы выяснить, кто ему так удружил с книгой.

«Наш спектакль пытается развенчать миф о поручике Ржевском. Он, конечно, удалой гусар, но всё-таки несколько более культурный и порядочный, не такой, как в анекдотах», — говорит режиссёр постановки Ирина Мякишева. Начинающий режиссёр, выросший в театре из актрисы, она уже успела поставить на иркутской сцене несколько спектаклей. Начав с детских сказок, закономерно перешла к полноценным взрослым спектаклям и поставила в театре весёлую музыкальную комедию «Сорочинская ярмарка» по Гоголю и мюзикл «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. Водевиль оказался для неё совершенно новым, но интересным жанром. Как признаётся режиссёр, она впервые делала постановку в этом жанре и ей было очень сложно. «Водевиль отличается от музыкальной комедии тем, что если из него убрать музыкальные номера, сюжет от этого не пострадает, в отличие от оперетты и тем более оперы, где в музыкальных номерах вершатся судьбы героев, – объясняет режиссёр. – По этой причине довольно сложно было делать переходы от сцен к номерам, чтобы всё было органично и не затянуто».

Впрочем благодаря молодому задору артистов (спектакль поставлен главным образом молодым составом труппы) оба действия пролетают незаметно. Например, роль поручика Ржевского в разных составах исполняют артисты Михаил Лямин и Станислав Грицких, не менее знаменитого корнета Оболенского играют Егор Кириленко и Гейрат Шабанов, а отставного гусарского полковника Панина, но тоже с молодецким пылом, играют Владимир Антипов и Владимир Яковлев.

В следующий раз спектакль «Истинная история поручика Ржевского» можно будет увидеть на сцене Музыкального театра лишь осенью. Завершив сезон 18 мая традиционным гала-концертом, коллектив отправился в краткосрочный отпуск и начал готовиться к гастролям. С 17 июня по 7 июля на сцене Государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова в городе Ярославле иркутский музыкальный покажет девять спектаклей: две своих знаменитых рок-оперы (««Юнона» и «Авось»», «Иисус Христос — суперзвезда»), три оперетты («Граф Люксембург», «Белая акация», «Сорочинская ярмарка»), мюзикл «Багдадский вор», музыкальный блок-бастер «Русский фантом», детскую музыкальную сказку «День рождения кота Леопольда» и свой новый спектакль о поручике Ржевском.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры