издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По системе «социального прессинга»

Для успешной борьбы с наркоманией нужно создать соответствующую информационную среду

Совещание, посвящённое развитию системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых, прошло в Иркутске в рамках окружного молодёжного лагеря «Байкал 2020». Полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, под председательством которого проходило совещание, напомнил о том, что готовится к принятию проект государственной межведомственной программы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Он разработан по поручению президента России, в ближайшее время программа будет утверждена и станет основным документом, регламентирующим работу всей сферы.

На сегодняшний день Сибирь остаётся проблемной территорией: статистика говорит о том, что наркотизация населения  здесь на 30% выше, чем в среднем по России. Между тем центров реабилитации и наркологических отделений  катастрофически не хватает. Пройти курс лечения в них могут только 20–30%  тех, кому это необходимо.  По данным заместителя руководителя аппарата государственного антинаркотического комитета Виталия Яковлева, в Сибирском федеральном округе работает 169 реабилитационных центров, из них 17 государственных, 3 муниципальных и 149 негосударственных. Планируется, что в 2013–2015 годах откроется 20 новых наркологических отделений. 

В 2012 году в СФО на наркологическом учёте состояло более 62 тысяч человек, в лечебные программы было вовлечено 8,5 тысячи человек, в программы медико-социальной реабилитации – 891 человек, из них 552 человека успешно эти программы завершили. 

– Люди предпочитают лечиться анонимно в негосударственных цент-рах, – признал Виталий Яковлев. – Нам ещё во многом только предстоит отстроить чёткое взаимодействие с ними. В некоторых регионах нужно с нуля создавать рабочие органы, принимать целевые антинаркотические программы. 

– Мы на законодательном уровне решили проблему раннего выявления и вмешательства, – заметил главный психиатр-нарколог РФ Евгений Брюн, имея в виду закон о добровольном тестировании несовершеннолетних на предмет употреб-ления наркотических веществ. До конца года обещают принять приказ о порядке тестирования, а с января закон должен заработать. Но это ещё не всё. Скоро наука поможет зафиксировать не только «первую пробу», но даже саму склонность ребёнка к употреблению наркотиков.  Евгений Брюн рассказал, что, согласно последним исследованиям учёных, примерно в 80% случаев патологическая зависимость обу-словлена генетически. Однако есть определённые маркёры, которые эту склонность могут показать, пока ещё не поздно. Главный нарколог пообещал, что скоро родители получат возможность проверить своё чадо «на наркоустойчивость», ибо кто предупреждён — тот вооружён. Пока не ясно, каким образом будет проводиться выявление, но способ, без сомнения, будет найден. 

«Дети изначально никогда не выбирают наркотики, – добавил Евгений Брюн. – Обычно они выбирают субкультуру, которая потом навязывает им определённую модель поведения». Иногда в эту модель входят и наркотики. К сожалению, родители очень мало знают о молодёжных субкультурах и  пропускают тревожные звоночки. Сейчас Минздрав составляет так называемый реестр субкультур «со знаком минус и со знаком плюс». Кроме того, нужна система «социального прессинга», формирование нетерпимого отношения к наркотикам в обществе. 

«Мы, как и всегда, проигрываем на  первом этапе, когда нужно создать соответствующую информационную среду, – считает Евгений Брюн. – Нам необходимо лучше работать со СМИ, создавать серьёзные  образовательные программы». Главный нарколог России посетовал, что до сих пор не налажена работа с профсоюзами и работодателями, которые, в свою очередь, могли бы заняться профилактикой наркомании и алкогольной зависимости на производстве. 

– Мы недавно на «ЗИЛ» пришли, – рассказал Евгений Брюн. – Огромное предприятие, 20% рабочих имеют проблемное поведение, попрос-ту сказать, пьют. Спрашиваем администрацию: что вы с ними делаете? Оказывается, ничего, просто увольняют, набирают на их место новых, которые тоже пьют, и так до бесконечности. Но можно ведь работать с людьми, помогать. Просто никто не хочет этим заниматься. 

Губернатор Сергей Ерощенко, в свою очередь, отметил, что между правительством Приангарья и крупными промышленными организациями активно заключаются соглашения о социально-экономическом партнёрстве, в которых можно преду-смотреть и участие предприятий в работе антинаркотической направленности. Евгений Брюн предложил в следующем году провести в рамках лагеря «Байкал 2020» масштабный семинар для ребят, если регион окажет поддержку.

– Можете на нас рассчитывать, – пообещал Сергей Ерощенко. – Мы сделаем всё, что от нас зависит. 

Руководитель администрации губернатора  Владимир Дорофеев доложил о том, как обстоят дела на антинаркотическом фронте в Иркутской области. Ситуация остаётся сложной, «но наметились чёткие положительные тенденции». На сегодняшний день в Приангарье работает 37 реабилитационных центров, 42 амбулаторных наркологических кабинета, из них семь – по оказанию наркологической помощи несовершеннолетним. 

При внедрении комплексной модели социальной защиты от наркомании в качестве основных приоритетов определены формирование нетерпимого отношения в обществе к наркомании, снижение числа лиц, допустивших первую пробу наркотика. Не менее важно достижение стойкой ремиссии наркозависимых, их успешная ресоциализация, которая обеспечит для пациента высокий уровень качества жизни и социальной адаптации. 

В школах Приангарья созданы наркопосты, так называемые «Посты здоровья», деятельность которых направлена на проведение комплекса профилактических мероприятий с обучающимися и их родителями, выявление подростков, допускающих употребление наркотиков. Владимир Дорофеев  отметил, что  в регионе  будут закуплены три передвижных комплекса для тестирования на употребление наркотических веществ. В 2012 году было проверено 5 тысяч школьников, положительными пробы оказались у 110 человек. В 2013 году уже протестировано 7 тысяч человек, выявлено 358 наркопотребителей. Как заметил Владимир Дорофеев, «процент растёт, динамика не обнадёживает». Остаётся открытым вопрос: что будет с подростками, у которых наркотест дал положительный результат. К валу обращений в систему наркологии и реабилитации регион пока не готов.

А вот в Ханты-Мансийске кое-какой опыт уже есть. Там местный бюджет выделяет определённую сумму непосредственно на реабилитацию  наркоманов и перечисляет средства на счета реабилитационных центров, которые выбирают сами пациенты. У нас в регионе подобная модель пока обсуждается на уровне общественных организаций. Только в Ангарске местная власть примерно по такой же схеме начала сотрудничать с некоммерческим реабилитационным центром «Перекрёсток семи дорог», формируя госзаказ. В 2013 году выделено 1,5 млн. рублей, в 2014-2015 планируется выделить ещё 1,4 млн. 

Работа по выявлению наркопотребителей в ссузах и вузах организована через кабинеты профилактики социально-негативных явлений, которых на сегодняшний день в регионе 63. Наркотесты проходят работники  техногенно-опасных производств, на предприятиях с источником повышенной опасности проводится выявление лиц, употребляющих наркотики. Например, было протестировано более тысячи человек, работающих на таких предприятиях, как ВСЖД и «Иркутскэнерго», выявлено 17 случаев.  

В области действует единая круглосуточная служба доверия по проблемам наркозависимости. За два года на телефон доверия поступило 3 тысячи 977 обращений.   «Телефон работает исправно, – подчеркнул Владимир Дорофеев. – Сам звонил сегодня, проверял. Но в общем и целом нам нужна долгосрочная, комплексная  система профилактики. Силами Минздрава или ФСКН эту проблему не решить». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры