издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как бы ЧС

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

В нештатные аварийно-спасательные формирования в боевой готовности. Бульдозеры, экскаваторы, тракторы, «КАМАЗы», ЛАРН, дизельные электростанции и другая тяжёлая техника выстроены в ряд в нижнем бьефе Иркутской ГЭС. По сценарию ожидается пожар трансформатора, разлив нефтепродуктов с попаданием их в Ангару и проран самой плотины. На гидроэлектростанции самое масштабное учение за последние пять лет.

«Безусловно, условная авария»

«Здравия желаю, товарищ председатель комиссии!» – прогремело на площадке в нижнем бьефе Иркутской ГЭС. Десять внештатных аварийно-спасательных формирований построены, 50 человек в полной экипировке согласно назначению своего звена – с противогазами, сумками с медикаментами, огнетушителями и средствами радиосвязи – готовы приступить к ликвидации аварийной ситуации на гидроэлектростанции. «Безусловно, у нас сейчас условная авария», – подчёркивает журналистам директор Иркутской ГЭС Сергей Усов. Но лёгкое волнение всё равно чувствуется: голоса у командиров, докладывающих о готовности звеньев, дрожат. 

Предстоит трудный день: необходимо показать навыки действия при ЧС. Сценарий масштабного учения непростой, руководство решило поставить участников учений в максимально сложные условия. «Уверен, что Иркутская ГЭС готова. Конечно, оценку будет давать МЧС, но пока я, честно говоря, спокоен. Волнение есть, оно и должно быть у руководителя», – с улыбкой признал Сергей Усов.

И вот первая тревога. По рации поступил сигнал, что загорелся трансформатор мощностью 80 тыс. киловольт-ампер. По легенде, не сработала автоматическая система пожаротушения, поэтому справляться персоналу ГЭС с огнем придётся самостоятельно. Пока на станцию едет пожарная автомашина, внештатное аварийно-спасательное формирование проводит работы по заземлению. «Наша функция – заземлить, сделать возможным проезд пожарной машины на территорию, обеспечить пожарных средствами индивидуальной защиты – диэлектрическими ботами и перчатками. После того как оборудование отключено и заземлено, оперативный персонал допускает пожарных на тушение возгорания. Практически должна сработать стационарная система пожаротушения, но мы заложили в сценарий наиболее тяжёлый вариант развития событий», – пояснил заместитель главного инженера по эксплуатации, на учениях командир сводно-спасательной группы Александр Николаев. 

Проранов на практике просто не может быть, но руководством в сценарий учений заложены максимально сложные задания

Действия отточены до автоматизма, представитель ГУ МЧС по Сибирскому федеральному округу остался доволен. Условно воспламенившийся трансформатор пенной атаке подвергать на практике не стали – оборудование ради учений не отключали. Во время демонстрации навыков борьбы с огнём в нескольких десятках метров от условного пожара экипированные в современные огнестойкие костюмы молодые люди в считанные секунды погасили пламя.

«Масло в Ангару попасть не может»

Пока на станции подводят итоги борьбы с огнём, под Академическим мостом энергетики пытаются условно ликвидировать условный разлив нефтепродуктов на Ангаре. По легенде, из повреждённого трансформатора вылилось шесть тонн масла. Нефтепродукты попали в акваторию, масляное пятно быстро перемещается вниз по течению. 

На учениях отработали даже маловероятный вариант ЧС – разлив нефтепродуктов станции в Ангару

«Реально масло в Ангару попасть не может. При повреждении корпуса трансформатора оно будет вытекать в специальный маслоприёмник, а затем по коллектору попадёт в герметичную ёмкость, объём которой рассчитан. Но мы в сценарии специально заложили выброс, чтобы потренировать подразделения по сбору нефтепродуктов с акватории», – отметил Сергей Усов. 

Первые действия по ликвидации условной ЧС с разливом масла предприняли на самой станции. «Здесь место разлива нефтепродуктов ограждается змейкой, посыпается экологически чистым сорбентом. Он собирается или совками, или пластиковыми метёлками в специальные пластиковые ёмкости, чтобы предотвратить искрообразование. Персонал тренирован, научен. У нас есть определённый запас сорбента, ещё у нас подписан договор с пожарной охраной «Иркутскэнерго», которая имеет у себя группу по сбору нефтепродуктов», – пояснил директор ГЭС.

Недалеко от Академического моста, напротив острова Кривой, аварийно-спасательное звено разворачивает оборудование для ликвидации нефтяного пятна. Вдоль берега разместили 120 метров бонов, установили скиммер для сбора масла. С моторной лодки на воду распыляют сорбент. 

«Проезд запрещён. Проран»

Тушение условного пожара на трансформаторе.
Действия отточены до автоматизма

Третий сценарий учений самый сложный, но и самый зрелищный. В лучших традициях апокалиптических фильмов объявлена угроза прорыва плотины. По легенде, при обходе группой наблюдения обнаружено отмокание площадью порядка двух метров на откосе ниже средней бермы. На место условной ЧС незамедлительно были стянуты силы аварийно-спасательных формирований станции. 

Место огорожено, по периметру расставлена охрана, к прорану подъезжают бульдозеры, «КАМАЗы», передвижная дизельная электростанция, машины МЧС и другая тяжёлая техника. Сюда же на автобусе доставили санитаров, которыми на время учений стали работницы различных цехов. Пока разворачивается техника, единственному пострадавшему – манекену Гоше – оказывается первая медицинская помощь. Параллельно с реанимационными мероприятиями условно вызывается скорая помощь.

«Приготовили технику, оборудование, материалы для устранения прорана. Материалы: 12 тонн железобетона и 10 тонн пескогравийной смеси. Если не будут вовремя приняты меры для ликвидации аварийной ситуации, то возможно плачевное развитие событий», – серьёзно пояснил Александр Николаев. Место прорана определили недалеко от излюбленного уголка отдыха иркутян, день выдался солнечным, поэтому часто подъезжали велосипедисты. Их охранники немедленно разворачивали, успокаивая, что здесь ничего страшного не произошло, всего лишь идут учения.

«Если не будут вовремя приняты меры для ликвидации аварийной ситуации, то возможно плачевное развитие событий», – подчеркнул значимость учений Александр Николаев

«Запас (прочности плотины. – «СЭ») заложен десятикратный. Таких проранов в практике просто не может быть, но мы всё равно отрабатываем все действия персонала», – успокоил журналистов Александр Николаев. 

По результатам учений Иркутская ГЭС получила оценку «хорошо». «Раз в пять лет каждая гидростанция получает декларацию безопасности гидротехнического сооружения. У нас некоторое время назад прошла комиссия по обследованию гидростанции, сейчас готовятся материалы, оценивающие уровень подготовки технического состояния Иркутской ГЭС. В рамках подготовки декларации МЧС России проводятся контрольные учения для аварийно-спасательных формирований по ликвидации потенциальных аварийных ситуаций, которые могут возникнуть на оборудовании. И мы должны быть готовы к локализации и ликвидации самых тяжёлых событий», – отметил Сергей Усов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры