издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Всем хотелось красиво жить»

Один из лидеров «банды пожарников» проведёт за решёткой 12 лет

Вступил в законную силу приговор Иркутского областного суда в отношении Игоря Какоурова – одного из лидеров самого дерзкого преступного сообщества региона 2000-х годов, известного населению как «банда пожарников».

Напомним, боевой костяк многоуровневой законспирированной криминальной организации во главе с её создателем и руководителем Алексеем Бердуто по прозвищу Старый был задержан ещё в 2003 году сотрудниками УБОП. В настоящее время девять «пожарников» отбывают назначенные им областным судом наказания: Алексей Бердуто приговорён к пожизненному заключению, его подчинённые получили от 12 до 22 лет строгого режима. Игорь Владиславович Какоуров, 1960 года рождения, в криминальном мире известный как Кокаин, оказался одним из пяти членов банды, которым удалось в своё время скрыться от правосудия. В течение 10 лет пенсионер МВД, а по совместительству заместитель руководителя бандформирования по финансовым вопросам находился в федеральном розыске. 

Задержали Какоурова 8 ноября прошлого года, в день его рождения, в собственной квартире в городе Ангарске. 52-летний Кокаин спокойно собрал вещички и попрощался с родными. По его словам, последние годы он жил дома вместе с женой и взрослой дочерью, отношения с бывшими соратниками не поддерживал. Идея розыскников навестить беглого бандита в день рождения оказалась удачной. Сотрудник уголовного розыска Иван Силин, в 2000-х годах занимавшийся оперативной разработкой «банды пожарников», рассказал, что квартира Какоурова расположена в обычной многоэтажке, однако имеет два выхода, причём в разных подъездах. В своё время криминальный лидер объединил жилые  помещения, прорубив стену подъезда. Так он в первую очередь оберегал себя от конкурентов по криминальному бизнесу, но пришло время, когда эта  пре-дусмотрительность помогла прятаться от полиции. 

Игорь Какоуров был товарищем Бердуто с детства, они жили в одном дворе, позднее вместе занимались боксом. Кстати, это происходило в спортзале пожарной части №43 Ангарска, где и служил  Какоуров. В начале 1990-х годов спортзал пожарников стал местом сбора ангарских бандитов и помог родиться преступной организации, в которую влились и огнеборцы. Отсюда пошло название банды – «пожарники». Кокаин когда-то был со Старым на равных, они вместе создавали группировку, которая уже в 1992-1993 годах прославилась в Ангарске своей жестокостью. Позднее Какоуров, способный, по заключению психолого-психиатрической экспертизы, проявлять лидерские качества среди более слабых, стал  правой рукой Алексея Бердуто, который пользовался у членов криминальной бригады непререкаемым авторитетом. Кокаин отвечал в те годы за основное направление в общем «бизнесе» – криминальную протекцию, или попросту крышевание, коммерсантов. 

К 2000 году – времени создания устойчивой вооружённой организации – криминальное покровительство предпринимателей плавно перетекло в физическое устранение как конкурентов в борьбе за сферы влияния, так и коммерсантов, которые осмеливались отказываться от навязываемых услуг по крышеванию. Банда, местом сбора которой продолжал оставаться спортзал пожарной части, имела сначала трёхуровневую структуру и ставила целью занять главенствующее положение в преступном мире города нефтехимиков. К 2002 году эта цель была достигнута, и для «пожарников» пришло время подняться на новую ступень криминальной иерархии. 

Рождению пятиуровневой организации, пытавшейся создать бесконкурентную сферу влияния в преступном мире целого региона, послужило объединение «пожарников» с лидером Братского преступного сообщества Вячеславом  Гамерником, который был приближённым вора в законе Тюрика. Реализации этой цели послужили дерзкие и особо жестокие преступления банды, вызвавшие большой общественный резонанс. Достаточно вспомнить лишь некоторые из криминальных подвигов «пожарников»: нападение на охранника АНХК, которому проломили голову металлическими прутами за то, что он препятствовал хищениям, физическое устранение ангарских «авторитетов»  Дмитрия Коковина и Александра Новикова, нанесение тяжких телесных повреждений несговорчивому сотруднику Восточно-Сибирской оперативной таможни, покушение на иркутского положенца Повара и предпринимателя Кирса, заказное убийство директора оптовых рынков «Байкальский» и «Южный» Алексея Алексеева, посмевшего отказаться от крышевания, и другие особо тяжкие преступления. 

Игорь Какоуров в годы возвышения «пожарников» в криминальном мире Приангарья отвечал за финансирование всех совершаемых бандой преступлений, он был хранителем общака – нажитых в преступном бизнесе денег организации. Касса «пожарников» формировалась из средств, полученных в результате хищений нефти и металлопродукции с АНХК, нелегального  оборота бодайбинского золота, вымогательства у предпринимателей и их крышевания. Но основной доход приносило выполнение регулярно поступавших Старому и Гамере заказов на физическое устранение лидеров конкурирующих группировок и бизнесменов, претендующих на независимость. Недаром «пожарников» называли ещё бандой киллеров. На вооружении криминальной бригады было не менее 18 единиц огнестрельного оружия, 12 газовых стволов, 10 гранат, 7 запалов. Для слежки за будущими жертвами использовалось 19 автомобилей, четыре арендованных гаража, несколько съёмных квартир в Иркутске, куда бандиты из города нефтехимиков ездили в командировки для выполнения «убийственных» заказов.

Сам Кокаин не принимал непосредственного участия в их исполнении. Он лишь помогал планировать преступления, давал шефу советы, иногда контролировал членов силового звена. Следственные органы вменили Игорю Какоурову, кроме руководства бандой (ч. 1 ст. 209 УК РФ) и преступным сообществом (ч. 1 ст. 210 УК РФ), соучастие лишь в одном убийстве. В декабре 2000 года он по указанию Бердуто координировал действия по подготовке к устранению криминального авторитета Ангарска и соучредителя центра реабилитации работников МВД Дмитрия Коковина по прозвищу Кокоша. Провинность Кокоши, стоившая ему жизни, заключалась в том, что он посмел «нелицеприятно высказываться о Бердуто среди общих знакомых». Убили коллегу возле его дома силовики из банды «пожарников» Юрий Громов, Андрей Фомин и Алексей Козырев: выстрелили в голову и сердце, а потом порезали ножом, чтобы инсценировать преступление на почве хулиганства и сбить со следа правоохранителей. Этот план, одобренный Кокаином, сработал без сбоев.   

Десять лет ожидавший решения своей участи Игорь Какоуров сразу после задержания признал себя виновным полностью во всех инкриминируемых ему преступлениях. В судебном заседании он, правда, отказался давать показания, воспользовавшись правом, предоставленным Конституцией РФ, но подтвердил всё, что им было сказано на следствии. Возможно, просто не видел смысла  затягивать процесс: результат судебных прений был очевиден. Допрошенный в качестве обвиняемого следователем регионального управления СКР Какоуров пояснил, что «участвовал в преступной организации, потому что не видел другого выхода: время было тяжёлое и нужно было выживать». По его словам, материальный фактор был главным для всех участников группировки. «Все были молодые, и всем хотелось красиво жить», – пояснял он на следствии. Бердуто же платил своим подчинённым твёрдую зарплату (по 10–15 тысяч ежемесячно, что для начала 2000-х было солидным заработком), а также выдавал премиальные за успешное выполнение задания. Пенсионер МВД, самый старший в банде по возрасту, Кокаин верил шефу, который обещал: «Пока у нас нет возможности отойти от криминала, но впоследствии у каждого из членов группировки будет свой легальный бизнес». 

До этого счастливого времени банда не дожила. Вячеслав Гамерник был убит в Москве в 2003 году, и ответственность за это преступление Братским криминальным сообществом возложена как раз на Алексея Бердуто. За смерть Гамеры Старый должен был умереть под пулями, но вместо него под автоматную очередь угодил его личный водитель и телохранитель Максим Телущенко. Один из киллеров банды, Роман Ермолаев, покончил само-убийством в следственном изоляторе. Большая же часть «пожарников» сегодня пребывает в местах не столь отдалённых. Пока к ним не присоединились трое оставшихся беглецов: Алексей Левченко (Рыжий), Сергей Шипуля и Александр Мотренко по прозвищу Матрёна.

Игорь Какоуров за три вменённые ему состава особо тяжких преступлений получил в общей сложности 30 лет лишения свободы: десятку за бандитизм, 11 лет за убийство и девять за руководство преступным сообществом. Но в результате частичного сложения наказаний, согласно ст. 69 УК, этот срок сократился до 12 лет строгого режима. Отягчающих вину Какоурова обстоятельств областной суд не выявил, зато зачёл немало смягчающих: полное признание вины и раскаяние, звание «Отличник пожарной охраны» и награду «За безупречную службу», положительную характеристику с места прежней работы в МВД. Своим бывшим соратникам, всё ещё пребывающим в федеральном розыске, Кокаин сегодня искренне советует, глядя в видеокамеру: «Нужно просто найти в себе мужество прийти, получить положенный срок, раскаяться и начать новую жизнь».  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры