издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Устойчивое комплексное развитие сельских территорий Иркутской области. Всесторонняя поддержка сельскохозяйственных производителей

  • Автор: Дмитрий МИХАЙЛОВ

С вступлением России во Всемирную торговую организацию конкуренция на рынке сельхозпродукции и требования к её качеству стали значительно жёстче. В таких условиях помощь требуется практически всем производителям зерна, мяса, молока и овощей Приангарья – от крупных агрохолдингов до крестьянских (фермерских) хозяйств. К уже существующим видам субсидий и льгот, обещают в областном министерстве сельского хозяйства, скоро добавятся новые виды поддержки, а в следующем году начнёт работать программа «Устойчивое развитие сельских территорий». Господдержка сельского хозяйства в Иркутской области вырастет до конца года ещё на 396 млн. рублей.

Для укрепления продовольственной безопасности в Иркутской области будут созданы агротехнопарки. Напомним, в конце июля правительство Приангарья заявило о поддержке инвестиционного проекта по созданию агротехнопарка «Унгинское мясо» в Нукутском районе. Агротехнопарк позволит снять социальную напряжённость в сфере трудоустройства жителей сёл Нукутского и частично Аларского района, считает первый заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Кузьма Алдаров. Такая форма работы позволит замкнуть цепочку, в которую войдут инфраструктура по производству кормов, зооветеринарное сопровождение и выращивание скота. В результате реализации проекта предполагается вовлечь в агротехнопарк до 3 тыс. владельцев ЛПХ, увеличить посевные площади и объём производства мяса и мясопродукции, создать 40 новых рабочих мест на базовом предприятии. 

Нукутский район – первая, но не единственная «ласточка». В ближайшей перспективе область планирует запустить около пяти таких пилотных проектов: по задумке авторов, сильное предприятие должно подтянуть за собой уровень производства фермеров и в ЛПХ. Последние могут развиваться за счёт кооперации. Сегодня 120 кооперативов занимаются закупом молока и мяса, а это означает самозанятость сельского населения – не в каждом маленьком поселении есть своё крупное производство. Например, Баяндаевский, Аларский районы сдают на сборные пункты Иркутского молокозавода по 50 тонн молока в сутки. За счёт кооперативного движения ЛПХ за прошлый год заработали 450 млн. рублей. Тем не менее пока крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства тяжело идут на кооперацию, поэтому агротехнопарки должны стать толч-ком к объединению. Участникам проекта будет выделяться софинансирование на обновление техники. 

В Приангарье сельскохозяйственным производством занимаются 178 сельхозорганизаций, 120 кооперативов, 3300 крестьянско-фермерских и 176 тысяч личных подсобных хозяйств, а в сельской местности проживают 495 тыс. человек из 2,4 млн., живущих в области. В экономике сибирского региона со сложными климатическими условиями сельское хозяйство играет далеко не второстепенную роль. Доля отрасли в валовом региональном продукте по итогам 2011 года составляет 6,8% – это сравнимо с добычей полезных ископаемых и строительством. Из двенадцати регионов Сибирского федерального округа Приангарье занимает пятое место по производству сельхозпродукции.

Однако нельзя сказать, что селянам живётся легко: рентабельность производства и, следовательно, уровень оплаты труда в отрасли остаются низкими, требования к качеству продукции растут, что означает необходимость обновления технологий и вложений в материально-техническую базу, да и условия жизни в деревнях и посёлках подчас оставляют желать лучшего. «Поддержка нужна всем, нельзя отдавать приоритет только крупным предприятиям, – считает министр сельского хозяйства области Ирина Бондаренко. – Так уж устроено наше сельское хозяйство: на Западе поддержка гораз-до существеннее, её варианты разнообразнее, а у нас мала доля сельхозпроизводителей, которые работают рентабельно, без субсидий». Правительство страны уже оценило ущерб от сокращения сельхозпроизводства, отмечает министр, поэтому федеральное финансирование отрас-ли увеличилось. Вслед за этим на уровне региона принята новая областная программа по развитию сельского хозяйства, рассчитанная на 2013–2020 годы и предусматривающая поддержку в размере 14,658 млрд. рублей из областной казны. «На начало года было предусмотрено 1,522 миллиарда рублей, а уже на весенней сессии Законодательного Собрания сумма была увеличена на 300 миллионов, – напоминает Ирина Бондаренко. – В прошлом году из федерального бюджета было выделено 800 миллионов рублей, в этом году мы получим около 1,1 миллиарда рублей». До конца года сумма из федерального бюджета может увеличиться ещё на 396 млн. рублей. 

Среди новых видов господдержки предусмотрены субсидии на литр молока и компенсация затрат на содержание молочной коровы. В том чис-ле благодаря этой поддержке впервые за 4 года в области не произошло снижение поголовья скота и производства молока, отмечают в министерстве, этот вид поддержки сохранится и в 2013 году. Однако это не означает, что сельхозпроизводители могут расслабиться: задачи в сфере животноводства, поставленные области Минсельхозом РФ, потребуют напряжённой работы. Если в прошлом году регион произвёл 452 тыс. тонн молока, то в плане на 2013 год – уже 470 тыс. тонн. «Это очень высокий показатель, который до нас довела Москва, надо признать, что мы не сможем его достичь», – констатирует Бондаренко. По производству зерна прогноз более оптимистичный. Показатель прошлого года – 629 тыс. тонн, план на этот – 720 тыс. тонн, при этом в областном правительстве есть уверенность, что этот показатель будет выполнен, если погода будет благоволить хлеборобам. Сегодня регион полностью обеспечивает себя картофелем, стабильно производит овощи, говорит министр сельского хозяйства. 

К изобретению новых видов гос-поддержки чиновников подталкивает и присоединение России к ВТО: часть прежних механизмов не вписывается в принципы этой организации. Поэтому, например, несвязанная поддержка на гектар посевных площадей в этом году заменила льготную цену на горюче-смазочные материалы. Новый метод включает частичную компенсацию затрат на ГСМ и субсидию на приобретение минеральных удобрений. К посевной селяне получили 190 млн. рублей, в настоящее время готовится соглашение, по которому область получит дополнительные средства из федерального бюджета на этот вид поддержки. С учётом софинансирования из областной казны и средств на подготовку паров сумма составит более 360 млн. рублей. Общий объём несвязанной поддержки компенсирует разницу с льготным топливом и «закроет» инфляцию, то есть рост цен по минеральным удобрениям и ГСМ, подсчитали в министерстве. А для мелких сельхозпроизводителей, которые прежде не всегда имели возможность получить льготное топливо (например, не было возможности доставить маленький объём ГСМ), эта схема даже выгоднее. 

Возвращается такая форма поддержки, как компенсация 50% затрат на приобретение в лизинг новой техники. Со вступлением в ВТО растут требования к качеству продукции, и это разумно – любой горожанин хочет покупать в магазине качественные продукты. Доля износа оборудования особенно велика в малых хозяйствах. Пока не все модернизировались и технически подготовились к новым требованиям ВТО, признаёт Ирина Бондаренко. Министерство будет отрабатывать механизмы поддержки по приобретению нового оборудования и племенного высокопродуктивного поголовья. «Губернатор поставил задачу, чтобы сегодня в селе малые формы хозяйствования имели такую же возможность внед-рения новых технологий, которые облегчают труд, как и крупные», – говорит Ирина Бондаренко. Ещё одна новинка – типовой проект семейной молочной фермы на 50 племенных коров. Такие фермы планируется размещать в основном на тех территориях, где сегодня нет производства товарного молока. Впрочем, на какие хозяйства, крупные или мелкие, необходимо обратить внимание власти – вопрос дискуссионный: «Я за то, чтобы люди работали, но задачу продовольственной безопасности таким образом – за счёт малых хозяйств – невозможно решить», – считает генеральный директор  СХ ОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко, депутат Законодательного Собрания Иркутской области, член фракции «Единая Россия» . 

Однако, по мнению самих сельхозпроизводителей, о новых методах поддержки стоит говорить тогда, когда будут выполнены существующие обязательства государства: «Принимаются новые программы, но, к сожалению, даже те программы поддержки, которые были приняты ранее, не всегда обеспечиваются финансированием, – полагает Гавриил Франтенко. – Мы заключили с банками договоры, взяли кредиты в надеж-де, что государство будет компенсировать процентную ставку. До сих пор федеральный бюджет не погасил долг по процентной ставке». 

В то же время, по информации областного минсельхоза, живой интерес вызывают ещё две федеральные программы поддержки: гранты для начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Но сельское хозяйство – это не только производственные показатели. За те годы, когда финансирование сельхозпроизводства снизилось, люди стали покидать село. «Сегодня большое внимание уделяется социальному развитию села, – подчёркивает министр. – Уже принята федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий», с 2014 года она начнёт работать». Государство даёт понять, что направлять деньги будет туда, где развивается сельскохозяйственное производство. 

Без создания на селе условий, которые будут приближены к городским, – благоустроенного жилья, хороших школ, дорог, детских садов, спортивных сооружений – шансов улучшить жизнь на селе немного, считает председатель правления НП «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона» Сергей Брилка.

«Чтобы в село поехали работать врачи и учителя, в первую очередь нужно создавать нормальные условия для жизни, – говорит эксперт строительной отрасли. – Да и сами сельхозработники заслуживают достойных условий. Это огромная работа, частично она реализуется сегодня через федеральные и областные программы». Высокопроизводительный труд на селе и хорошие результаты в отрасли требуют вложений в социальную, жилищную сферу и инфраструктуру. И без бюджетных вливаний здесь не обойтись. Это могут быть те же кредитные ресурсы с гарантированной компенсацией процентной ставки и контролем достижения цели для сельхозпредприятий, считает Сергей Брилка. 

Генеральные планы развития поселений, схемы территориального планирования муниципальных образований, которые уже приняты во многих муниципалитетах, – одно из условий направления ресурсов на устойчивое развитие сельских территорий. Возвращению людей в село в том числе служит и программа по строительству и приобретению жилья для проживающих в сельской территории и молодых семей: 70% платят федеральный и областной бюджеты, 30% – собственные средства. Механизмы комплексной застройки сельских территорий и компенсации затрат на строительство жилья муниципалитету либо товаропроизводителю из федерального и областного бюджетов будут включены в программу «Устойчивое развитие сельских территорий». 

Не менее важный момент – оплата труда работников сельского хозяйства. Она невыская, поскольку доходность сельхозпредприятий низкая, практически все средства уходят на материально-техническую составляющую, поясняют в министерстве. Механизмы поддержки, которые увеличивают доходность предприятия, позволяют направить ресурсы на повышение заработной платы. «Мы также ужесточаем требования и к сельхозпредприятиям, и к фермерам, недопустимо, чтобы зарплата на селе была ниже минимального размера оплаты труда – 5205 рублей, дальше эту планку будем поднимать. Это будет уже совсем другой уровень жизни на селе», – заключает министр. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры