издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О лютеранах под дождём

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Лютеранскую общину в Иркутске нельзя назвать многочисленной что в наши дни, что в 19 веке. Однако представители этого маленького, но деятельного сообщества оставили заметный след в жизни края. Например, благодаря первому губернатору Иркутской губернии Карлу фон Фрауендорфу в Прибайкалье появилась картошка. О нём и о других лютеранах в истории города во вторник узнали участники «Прогулок по старому Иркутску».

Последователи Мартина Лютера в Сибири

Тему Иркутска многоконфессионального в рамках публичных лекций об истории города во вторник продолжили краевед Лариса Савельева и студентка пятого курса исторического факультета ИГУ Ксения Адамова. Неприветливая погода не помешала более чем сотне слушателей собраться на «Прогулку по старому Иркутску». Разноцветные зонтики заполнили площадку у памятника Ленину, что на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса. 

Некоторые иркутяне ещё помнят, что до 1952 года никакого памятника здесь не было. Но прежде, чем рассказать, что предшествовало Ильичу, Лариса Савельева напомнила собравшимся о том, кто такие лютеране, и о том, как возникло это протестантское течение в 16 веке в Германии. В России же первые лютеране появились ещё при жизни самого основателя этого течения Мартина Лютера, во времена Василия III, и в дальнейшем, после присоединения Прибалтийских губерний Лифляндии, Эстляндии и Курляндии, число их увеличилось. Следующим этапом притока лютеран в Российскую империю было приглашение Екатериной II иноземцев для освоения южных земель, присоединённых после русско-турецких войн конца 18 века. Тогда же лютеране появились и в Сибири. 

– В основном это были служащие, приехавшие из европейской части страны, по большей части немцы и шведы, – продолжила лекцию Ксения Адамова. – Также это были ссыльно-каторжные крестьяне из Северо-Западного края Российской империи. Во время Столыпинских реформ, то есть в конце 19 века, в сёлах Пихтинск и Дагник Заларинского района поселились голендры. 

Уже к первой четверти 19 века 

число лютеран в регионе стало таким значительным, что потребовалась церковь. Самое раннее упоминание, связанное с лютеранской церковью, относится к 1826 году. Именно тогда Министерство внутренних дел Российской империи официально разрешило возведение кирхи и организацию сбора средств с этой целью. Строительство длилось около двух лет, и 3 января 1829 года кирха была освящена и открыта. Новость об этом появилась в одном из самых известных печатных органов того времени – «Московских ведомостях». 

Первая лютеранская церковь была деревянной и находилась недалеко от Иркутского острога – на пересечении улиц Селивановской (ныне переулок Гершевича) и Спасской (улица Сурикова). Позже Спасская улица была переименована в Спасо-Лютеранскую. 

А уже в 1864 году там был построен пасторат, то есть дом пастора. Однако эти здания не уцелели во время пожара 1879 года. Сгорел и весь церковный архив, поэтому исследователям очень сложно восстановить историю начального периода церкви.

Летопись Романова описывает это так: «26 июня в шесть часов вечера пожар распространился со стороны строящегося здания кафедрального собора. Это было ревущее море, извергающее из себя клубы чёрного дыма, скрывающие летящие головни огня, от которых вспыхнул пожар в квартале лютеранской церкви». 

Дождь «Прогулкам…» не помеха – во вторник любители иркутской истории делились
друг с другом зонтиками

– Нужно сказать и том, что лютеранская церковь – организация не только религиозная, но и общественная, – продолжила Ксения. – Важную роль играл священнослужитель – пастор. Мне удалось найти три имени пасторов: Курц, Радке и Сиббуль. Последний – самый известный, он много сделал для развития лютеранской общины, но об этом чуть позже. Высочайшим повелением для пастора строился дом и выделялась казённая земля для хлебопашества. Помимо этого священнослужитель получал казённое жалование. С 1858-го до 1877 года оно значительно увеличилось – с 300 до 1000 рублей, серьёзные по тем временам деньги. Уже по тому, что «должность» пастора так хорошо оплачивалась, можно сказать, что он был важной персоной. 

На содержание самой церкви с 1838 года ежегодно отпускалось из казны до 500 рублей. Конечно, этих денег не хватало, поэтому важную роль играли пожертвования прихожан. Они в 1859 году организовали Иркутский комитет вспомогательной кассы лютеран, собирали деньги на решение насущных проблем. Совет при церкви из числа прихожан занимался вопросами организационного характера.

Цифры и даты

Численные характеристики паствы сохранились в памятных книжках Иркутской губернии второй половины 19 века. В 1861 году, по этим данным, в Иркутске проживало 90 лютеран, а уже в 1863-м однодневная перепись зафиксировала 145 человек: 101 мужчину и 44 женщины при общем населении города в 28 009 человек. Через десять лет община выросла до 293 человек, но число женщин почти не изменилось – их было 45: ссылали в основном мужчин, да и к путешествиям они более склонны. Однако после пожара 1879 года в губернии осталось всего 129 лютеран. С чем было связано такое резкое понижение их числа, молодой исследователь пока не выяснила.

По данным историка Ларионова, убытки города от пожара составляли 2 миллиона 994 тысячи 30 рублей. 

Период процветания лютеранской церкви закончился с началом первой мировой войны, рассказала студентка истфака Ксения Адамова

– Колоссальный ущерб! Любопытно, что в городскую оценку не вошли римско-католическая и лютеранская церкви. А это значит, что они должны были восстанавливаться за счёт прихожан. Известно, что лютеране собрали 10 тысяч 159 рублей 89 копеек на строительство новой церкви, это говорит о том, что многие из лютеран были далеко не бедными людьми, – полагает Ксения. – Каменная кирха на 150 мест располагалась именно тут, где мы сейчас с вами стоим. Она была построена инженером-архитектором Генрихом Розеном, который проектировал также здание ВСОРГО и кафедральный собор на Тихвинской площади. По разным данным, строительство закончилось в 1884 или 1885 году…

– Это даты постройки и освящения, – подсказал из аудитории настоятель Иркутского евангелическо-лютеранского прихода св. Марии пастор Альберт Мазуренко, также присутствовавший на лекции. 

Ксения назвала имена его предшественников: в 1873 году пастором был отец Курц, в 1876-м – отец Радке, а вот с 1902 года появляется первое упоминание о пасторе Сиббуле, который был дивизионным проповедником в Восточной Сибири, его приход включал и Якутию, и Забайкальский край. Ежегодно пастор объезжал свою паству, путешествуя по суровому краю. 

Начало двадцатого столетия для лютеранской церкви – период её активного участия в общественной жизни города. В 1903 году в Иркутске учреждено Сибирское отделение евангелического библейского общества. Директором был Эссен, а секретарём – всё тот же пастор Сиббуль. Через три года при церкви была организована трёхклассная школа, которая готовила воспитанников для поступления в среднюю. В 1910 году сам пастор Сиббуль открыл лютеранскую школу при кирхе. Период процветания церкви заканчивается с началом первой мировой войны. 

– Сказать, когда в церкви прекратились службы, сложно. В некоторых источниках говорится, что кирха была закрыта в 1919 году, но есть данные, что ещё 25 декабря 1919 года в ней проводилась рождественская служба для союзных частей…

– Точная дата закрытия – 13 декабря 1930 года, – вновь вмешался пастор.

– Спасибо, это ценные данные, – поблагодарила молодой историк. – В книге епископа Томаса Майера, который в 1925 году был Иркутске во время поездки по Сибири, сказано, что церковь ещё работала. 

Вот что он писал: «В первый день нашего пребывания мы навестили членов церковного совета и прогуливались по городу. В следующее воскресенье мы отпраздновали вместе с общиной церковный праздник. Небольшая, но очень красивая кирпичная церковь расположена среди тенистых деревьев на главной улице. Во время гражданской войны в церковь попало 14 снарядов, она была повреждена, но община её уже давно отремонтировала. Церковь и с внешей, и с внутренней стороны удивительно чистая и в полном порядке. Такое в это время я видел очень редко. Хотя когда-то большая община значительно сократилась, на богослужение пришли свыше ста прихожан. После богослужения я провёл святое крещение ребёнка одной датской семьи. Иркутская община производит исключительно хорошее впечатление, её члены в большинстве своём с образованием, по национальности они наполовину немцы, наполовину датчане». 

После 1930-х кирха была занята под общежитие пединститута, а церковная библиотека, находившаяся в двух больших шкафах на хорах, по распоряжению директора института была свезена в утиль. Судьба органа, установленного в 1909 году, остаётся неизвестной.  

В послевоенный период здание окончательно пришло в упадок. В летописях есть фото улицы Карла Маркса до того момента, как она была заасфальтирована в 1947 году. По левому краю деревянной брусчатки на фотографии можно увидеть и полуразрушенное здание кирхи. На ней уже не было креста, но ещё сохранился колокол, добавила одна из участниц прогулок, которая девочкой ходила мимо церкви. 

– В постановлении исполкома горсовета от 1950 года указывается о решении отвести земельный участок под строительство памятника Ленину в Кировском районе, в квартале 71 на территории усадеб №№ 20 и 22 по улице Карла Маркса и усадьбы №2 по Хасановскому переулку. Последним постановлением по поводу церкви было решение от февраля 1952 года полностью освободить место под строительство памятника Ленину. Он появился уже в сентябре того же года. 

Два мешка губернаторской картошки и не только

Организатором первой метеостанции в Иркутске, а затем
и сети станций в Восточной Сибири был Эдуард Шеллинг

Лютеранская община была не самой многочисленной в Иркутске – менее 1% населения, но её члены внесли значительный вклад в развитие города. «Во-первых, это были люди, стоящие у власти, такие как губернаторы и генерал-губернаторы, например, Лоренц Ланге и Карл фон Фрауендорф. Кроме того, в Сибирь приезжали инженеры, архитекторы, строители, техники, учителя, врачи лютеранского вероисповедания», –  рассказала Лариса Савельева.

Карла фон Фрауендорфа стоит благодарить хотя бы за то, что, уезжая из Эстляндии, он захватил с собой пару мешков картофеля, а по прибытии в Иркутск раздал его горожанам. Отсюда корнеплод распространился по всей губернии, а потом и дальше – до Якутии и Забайкалья, пишет «Вестник ИрГСХА». Один из сельхозумельцев даже вывел картошку из семян, таким образом, это, возможно, была первая селекция картофеля не только в Иркутске, но и в России.

Следующий известный персонаж – генерал-губернатор Иван Варфаламеевич Якоби, при котором в Иркутске были построены новые здания, больницы и не только. 

– Предместья Рабочее не существовало до 1790 года, – говорит Лариса Савельева, –  когда городской голова Михаил Сибиряков предложил губернатору Якоби открыть здесь работный дом, который обеспечивал рабочими местами более 200 человек. В работный дом определили людей, бродяжничавших по Сибири. До этого они представляли довольно большую неприятность для горожан и жителей окрестных сёл. При них кормились ссыльные, которые не могли себя обеспечивать в силу физической немощи. 

Пастор Альберт Мазуренко добавил несколько важных деталей в лекцию об истории лютеранского Иркутска

Все мы знаем о жёнах декабристов, которые поехали в Сибирь. Но супруги с детьми и скарбом отправлялись в ссылку вслед за мужьями и раньше. Они стали селиться вокруг работного дома, постепенно образовалась Ремесленная слобода, которая сейчас называется предместьем Рабочее.

В 1787 году была открыта иркутская городская Дума. При Якоби в Тальцах была основана стекольная фабрика, а основал её Лаксман, тоже лютеранин. В то время, когда в Иркутске ещё не был никакой метеостанции, Эрик Лаксман на своём заводе изготавливал термометры и барометры отличного качества. А организатором и руководителем первой иркутской метеостанции был лютеранин Эдуард Штеллинг.

Ещё один лютеранин, Иван Богданович (Йоханн Готфрид) Цейдлер, был гражданским губернатором в 1821–1835 годах, как раз в это время появилась первая деревянная кирха. Человек добрый, по свидетельству Марии Волконской, он тотчас приехал к ней, чтобы приветствовать, когда она прибыла в Иркутск. Цейдлер тоже занимался развитием сельского хозяйства: популяризировал так называемый гималайский хлеб – высокогорную зерновую культуру, которую выращивали по берегам Лены, а кроме того завёз из Подмосковья стадо овец-мериносов. Михаил Юрьевич Лермонтов был товарищем его сына в юнкерской школе, вместе они служили потом в Лейб-гвардии Гродненском полку. Михаил Цейдлер похоронен в городе Вильно, на православном кладбище – его жена была русской. 

В России лютеранство существовало почти на тех же правах, что и православие, и представителям этих конфессий разрешалось вступать в смешанные браки, но дети воспитывались в православной вере, поэтому не все потомки сумели сохранить лютеранское вероисповедание. Но лютеранские ценности – трудолюбие, ответственность, верность данному слову и любовь к образованию – передавались из поколения в поколение. Много сделали для развития края медик, ботаник Юлий Иванович Штубендорф, который в Иркутске заведовал Александринским детским приютом и был в числе основателей ВСОРГО, а также Август Карлович Томсон, подаривший городу прекрасный сад, и другие.  

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector