издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Целенаправленное обучение

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Подготовка энергетиков и нефтяников теперь ведётся со школьной скамьи. В Приангарье в профильных классах готовят будущих инженеров для ГЭС и ТЭЦ, а также химиков-технологов для нефтеперерабатывающих заводов. Преподаватели уверены: благодаря целенаправленной подготовке их ученики после выпуска из школы не будут в смятении, на кого же дальше идти учиться – на врачей, юристов, экономистов или менеджеров.

Первый раз в энергокласс

Профильное физико-математическое обучение в школах Приангарья ведётся уже много лет. Совсем недавно в школах №80 и №19 Иркутска, ангарской школе №40 и Усть-Ордынской школе №1 ученикам предложили новый предмет – энергосбережение. Разработчики образовательной программы рассчитывают на то, что благодаря такому профильному обучению сформируется плодотворная неразрывная цепочка энергокласс – энергофакультет – энергопроизводство. Такой подход  оправдывает себя, уверены преподаватели. Первый выпуск энергоклассов уже показывает себя в политехнических университетах страны. 

Первопроходцем в профильной подготовке будущих энергетиков была ангарская школа №40. По словам замес-тителя директора по учебно-воспитательной работе Ирины Буржатовой, инициатива исходила от самой школы и научного руководителя, профессора ИИПКРО Людмилы Игольницыной. «У нас школа экологической направленности. Когда Людмила Михайловна предложила нам создать энергопрофиль, мы согласились. Ведь экология и энергетика связаны неразрывно. Было сложно создавать нормативную базу, авторскую программу «Введение в энергосбережение», которая теперь транслируется на другие школы региона», – рассказала Ирина Буржатова. 

В прошлом учебном году школа №40 выпустила первую профильную группу «энергетиков», все девять ребят решили связать себя с инженерными специальностями. Из-за высокого проходного балла, не все поступили на энергофакультет. «Сейчас наблюдается интересная тенденция. Дети сдружились с Иркутским энергоколледжем на различных конкурсах, конференциях, в итоге многие старшеклассники говорят, что намерены поступать в энергоколледж. Профильное обучение даёт свои плоды, ребята после выпуска из школы не идут массово учиться на юристов и экономистов, всё больше привлекают их инженерные специальности», – отметила Ирина Буржатова.  

Вопрос, что движет школьниками, когда они выбирают профиль с дополнительным углублённым изучением электроэнергетики, мы задали ученикам 8 «Б» класса школы №80. С 1 сентября  в их расписании появился предмет энергосбержение. Пока, по признанию самих школьников, ученики не очень чётко представляют своё будущее в профессиональном ракурсе, более того, даже не уверены, что будут связаны именно с большой энергетикой. «Я пришла в профильный энергетичес-кий класс, потому что очень интересуюсь физикой и математикой. В будущем планирую в ИрГТУ поступать, с факультетом пока не определилась, но время ещё есть. В моей семье вообще нет гуманитариев, старший брат учится в железнодорожном университете, но по его стопам я пока идти не хочу», – рассказала Анастасия Петрова. Девушка добавила, что, возможно, именно профильное обучение откроет для неё новые горизонты.

Полностью согласна с Анастасией её одноклассница Екатерина Шипунева. «Когда встал вопрос о выборе профиля, предпочла тот, где больше часов выделено на физику, а не на русский язык. Тоже планирую поступать в иркутский политех. Мои родители не связаны с энергетикой, они не могут мне рассказать об особенностях работы на этом производстве. Поэтому сейчас мне будет интересно узнавать об энергетике», – отметила Екатерина. 

О нюансах обучения на внеклассных занятиях с энергетиками рассказали ученики 10 «А» класса. Они занимаются в профиле уже третий год, многие намерены связать свою жизнь именно с энергетикой. «С восьмого класса у нас кроме двух-трёх уроков физики в неделю появился дополнительный предмет – энергосбережение. Он сильно отличается от простых занятий по физике. Мы не всегда занимаемся в классах, часто нас приглашают на энергофакультет ИрГТУ, а там лекции читают профессора», – рассказала Екатерина Рязанова. 

Занятия по энергосбережению проходят, как правило, по субботам. «На самом деле нам в этом плане повезло. Мы в субботу можем ходить на экскурсии, например, в лаборатории энергетического факультета, музеи или в Корпоративный учебно-исследовательский центр ОАО «Иркутскэнерго» – ИрГТУ», – добавила Полина Буйнова. 

«С раннего школьного возраста планировала изучать что-то связанное с физическим направлением. Тоже хочу поступать в Иркутский политехнический университет. Пока не определилась с факультетом, среди других рассматриваю вариант энергетического. Нам во время экскурсий рассказывают о разных профессиях, об их особенностях и плюсах. Это действительно нужная информация. Было бы сложнее выбирать профессию без таких подсказок», – отметила Анастасия Винникова. 

Ученицы 10 «А» класса Екатерина Рязанова и Анастасия Винникова рассказали, чтто предмет энергосбережение воспринимается как обязательные математика или русский язык

Сейчас, признали девушки, предмет энергосбережение воспринимается как обязательные математика или русский язык. «После первых уроков, когда, например, узнала об альтернативных источниках, поняла, что мне это действительно интересно, захотелось и дальше развиваться в этом направлении. Хотя сначала поступать в профильный энергокласс мне предложила мама, она сама работает в КУИЦ ОАО «Иркутскэнерго» – ИрГТУ. Может быть, поступлю на энергофакультет и когда-нибудь буду работать на  ГЭС главным инженером», – с улыбкой добавила Полина Буйнова.

В школе №80 ещё не выпускали энергоклассы, но уже сейчас учителя убеждены в том, что энергетики не будут разочарованы. Самое главное, уверена заместитель директора по научно-методической работе Марина Эльберг, ребята в энергоклассах мотивированные, они действительно хотят продолжать обучение в определённом направлении. «Как показывает опыт, чаще всего профиль себя оправдывает. Три года назад у нас уже был выпуск физико-математического класса, тогда мы с ИрГУПС сотрудничали. Больше половины ребят поступили туда, ещё двое – в университеты Санкт-Петербурга. Ребята приходят учиться мотивированные, на выходе очень хороший результат получается. В тесном сотрудничестве с ИрГТУ перешли на информационно-технологический профиль, энергоклассы. Будем ковать инженерные кадры», – рассказала Марина Эльберг.

Я б в нефтяники пошёл, пусть меня научат

Ангарские школы славятся своими классами, которые готовят будущих нефтяников. Так, в школе №10 классы химико-физической направленности действуют с 2002 года. По словам заместителя директора учебного заведения Людмилы Шваревой, некоторые выпускники нефтеклассов уже получили высшее образование и работают на АНХК. «Конечно, ни о каких поблажках при поступлении в университет речь не идёт. Главный бонус – обучение в профильных классах даёт возможность получения качественного углублённого образования по физике, химии, математике», – рассказала Людмила Шварева.

Педагог добавила, что профильное обучение для будущих нефтяников начинается с 10 класса. Ребят буквально со школьной скамьи готовят в коллектив АНХК. Учеников задействуют в корпоративных мероприятиях. «Ребята участвуют в праздниках, знакомятся с корпоративной культурой, с традициями городского предприятия. Бывают там с экскурсиями на производстве. Очень тесно работаем с советом молодых специалистов АНХК. Наши старшеклассники играют с молодыми специалистами в  «Что? Где? Когда?» на темы, связанные с нефтяной промышленностью, и школьники достойно себя показывают», – отметила заместитель директора.  

Для тех, кто планирует связать себя с нефтепромышленностью, проводят встречи с преподавателями ИрГТУ, которые рассказывают о перспективах химиков-технологов. Такой комплексный подход к подготовке старшеклассников даёт о себе знать. По словам Людмилы Шваревой, большинство выпускников профильных классов «Роснефти» чётко представляют, куда пойдут продолжать своё образование. Потом эти специалисты легко вливаются в коллектив любого нефтеперерабатывающего предприятия, не обязательно ангарского. 

Директор  КУИЦ ОАО «Иркутскэнерго» – ИрГТУ  Андрей Хвисков отметил, что отсутствие профильной направленности школьников – будущих абитуриентов – одна из самых больших проблем. Бывшие ученики школ одновременно подают документы на поступление на различные, порой диаметрально противоположные направления. Возможно, именно профильное обучение позволит ребятам найти своё будущее, успеть подготовиться к поступлению. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры